Н. Л. ЧАСНЫК

Николай Леонтьевич Часнык родился в семье железнодорожного кондуктора 26 октября 1921 г. В 1938 г. с отличием окончил 10 классов средней школы в г. Злынке, поступил в Московский мединститут, но в 1940 г. по комсомольской путевке ушел в авиацию - курсантом военной школы летчиков-истребителей, которую закончил 21 июня 1941 г., и был оставлен в ней инструктором. Отправки на фронт удалось добиться почти через год. С мая 1942 г. Н. Л. Часнык - командир звена истребителей полка особого назначения. Здесь он стал членом КПСС. В годы войны старший лейтенант Часнык сделал 685 боевых вылетов, провел 46 воздушных боев, лично сбил 16 самолетов противника и 11 самолетов - в групповых вылетах. 19 марта 1944 г. он вылетел на отражение массированного бомбардировочного налета (50 самолетов) противника на железнодорожный узел г. Сарны Ровенской области. В этом бою он сбил 4 самолета противника. В ночь на 1 апреля, вылетев в трудных метеорологических условиях на отражение нового налета немецких бомбардировщиков, Н. Л. Часнык сбил методом тарана фашистский самолет. За этот бой отважному летчику 22 августа 1944 г. присвоено звание Героя Советского Союза. В июле 1944 г. самолет Н. Часныка был подбит, ему удалось посадить машину, но, оказалось, - на вражеской территории. Допрашивавшие Николая эсесовцы с почтением изучали его орденскую книжку: он был уже награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского. Ничего не добившись, отправили Часныка в концлагерь близ Кенигсберга-Наймарка. Еще с одним летчиком копали подземный ход, но замысел смельчаков был раскрыт. И все же 5 января 1945 г. с группой пленных он бежал, но был пойман и осужден к уничтожению в Бухенвальде. Здесь Часнык сблизился с подпольщиками, стал их связным. 1 апреля 1945 г. узники Бухенвальда подняли восстание и попали к американцам. Николая, как очень слабого, поместили в их передовой госпиталь. Здесь ему назойливо предлагали ехать на лечение в США. В знак протеста Часнык объявил голодовку, лишь тогда его выписали из госпиталя. Вскоре он оказался в Дрездене, и с первым же самолетом улетел на Родину.

Н. Л. Часнык поступил в военно-воздушную академию и с отличием закончил ее, командовал полком. Служба в Вооруженных Силах СССР продолжалась до 1959 г., затем он работал в гражданской авиации в аэропорту г. Ростов-на-Дону. Жена Н. Л. Часныка, Тамара Установка Памятных, в годы войны была летчиком-истребителем 125-го гвардейского авиационного истребительного полка имени Марины Расковой. Дети этой крылатой четы гордятся родителями и не отстают от них. Дочь Елена закончила медицинский институт. Сыновья, Леонид и Александр пошли по стопам отца.


Новозыбков: Историко-краеведческий очерк / авт.колл. Е. Филонова и др.; ред. В.Лозинский. – Брянск: Изд-во Брянского государственного университета, 2001.- С.376-377.