Массовая работа. Организация выставок.

ТЕМА 3. МАССОВАЯ РАБОТА. ОРГАНИЗАЦИЯ КНИЖНЫХ  ВЫСТАВОК.

План.

1.  Значение и особенности массовой работы;
2. Условия действенности массового мероприятия

3.Формы мероприятий, методика подготовки
4. Наглядная форма массовой работы. Организация книжных выставок.

 

1.Значение и особенности массовой работы

Массовая работа — система реализации культурно-досуговой деятельности библиотек средствами библиотечных мероприятий. Она имеет свои цели, задачи, теорию и методику. Методами массовой работы являются библиотечные мероприятия.

Необходимо рассмотреть часто употребляемые понятия «форма» и «метод». В литературе утвердилось мнение, что методы массовой работы могут существовать в различных формах — устной, наглядной и комплексной. В современных условиях это достаточно условное разделение, так как в настоящее время устные и наглядные формы практически не существуют в чистом виде. Библиотечные выставки, относимые к наглядным формам, зачастую сопровождаются обзорами, беседами. Обзоры, относимые к устным формам, нередко проводятся с широким привлечением наглядного материала — репродукций, слайдов и другой видеопродукции, а в современных условиях — с использованием мультимедийных технологий. Таким образом, устные и наглядные формы стремятся к комплексированию, то есть сочетанию.

Методика массовой работы по сути своей разнообразна. Это может быть и организация досуга, и помощь образовательному процессу и т.д. Массовые формы используются в самой библиотеке, по месту работы или учебы и  рассчитаны как на небольшую группу, так и на широкие круги пользователей. Массовые мероприятия можно классифицировать по самым разным позициям:

  1. Устные и наглядные.
  2. Монолог и диалог.
  3. Рассчитанные на однородную или разновозрастную (разнонацио­нальную и т.д.) аудиторию.
  4. Единичные и комплексные.
  5. Уникальные и многоповторяемые.
  6. Авторские и по готовому сце­нарию.
  7. Проводимые силами библио­текаря и с приглашением других библиотекарей  или специалистов других областей (актеры, журналисты и др.).

Подготовка массового мероприятия требует творческого подхода, гибкого мышления библиотекаря, постоянного поиска нестандартных решений.

Условия действенности массового мероприятия и этапы его подготовки.

  1. 1. Целевое  и читательское назначение.

Целевое назначение – постановка конкретных задач, уточняющих цели работы с определенной читательской категорией, условия, содержательное направление мероприятий.
Читательское назначение – учет ожиданий аудитории, уровень комфортности мероприятия, вовлечение присутствующих в его проведение, общение участников и т.д.

В принципе, целевое назначение взаимосвязано с читательским, в известной степени подчинено ему. Например, в мероприятия, адресованные молодежи, можно включить элементы игры, соревнования (конкурсы, викторины).

  1. 2. Выбор названия.

Выбор названия мероприятия, определение его формы играют значительную роль: дают читателям первоначальные представления о теме, ее содержании, включает элементы рекламы (привлекает к участию в мероприятии), сообщает о методических особенностях. При выборе названия используют цитаты, крылатые выражения, общеязыковые метафоры  и т.д.

  1. 3. Место, время и продолжительность.

Конечно, идеальным является вариант, когда в библиотеке есть специально отведенное место для мероприятий и можно соответственно мероприятию оформить его. В тех случаях, когда такой возможности нет, не должны быть ущемлены интересы посетителей библиотеки. Поэтому мероприятия лучше проводить в выходной день библиотеки. По возможности время мероприятия согласовывают с соорганизаторами и участниками вечера, обзора, обсуждения.  Продолжительность устного мероприятия зависит от возрастных, профессиональных и других особенностей читательской аудитории, формы мероприятия, характера сообщаемых сведений. Например, лекция для взрослых не должна превышать 1 час. 20 мин. – 1 час. 30 мин., беседа – 20-30 мин. В подростковой или юношеской аудитории предельная продолжительность лекции – 45-50 мин. При условии сменяемых отдельных сюжетов – «страниц» устного журнала или динамического построения тематического вечера, устное мероприятие может длиться 1,5-2 часа.
Оптимальная продолжительность книжно-иллюстративных выставок – 2-3 недели. При увеличении срока экспонирования проводится частичная замена выставленных изданий, меняются элементы оформления.
Ведущих мероприятий, лекторов, приглашенных гостей, а также самих слушателей следует поставить в известность о планируемом регламенте и помочь в его соблюдении.

4. Состав организаторов, исполнителей.

Основными организаторами и исполнителями массовой работы традиционно выступают отделы обслуживания ЦБ, в библиотеках-филиалах – библиотекари.  Ими осуществляется непосредственная подготовка и проведение мероприятий, организуется изучение читательских интересов. Конечно, в условиях централизации за действенность массовой работы несут ответственность и другие подразделения ЦБС. Например, организация крупных выставок, Дней специалиста, тематических вечеров и т.д. требует привлечения ресурсов всей ЦБС, консультативной помощи методиста, библиографа, каталогизаторов и др. специалистов. Распределение обязанностей между организаторами мероприятий желательно осуществлять еще на стадии планирования. В сельских библиотеках особенно оптимальны соединения библиотечных форм работы с формами работы клубных учреждений. Это – художественная самодеятельность, музейные экспозиции, кинопросмотры.
5. Предварительная реклама.

Успех мероприятия невозможен без предварительной работы. Один из ее элементов – реклама: объявление, пригласительные билеты, афиши, сообщения по местному радио, в газете. Сообщения, объявления должны быть лаконичны и одновременно достаточно информативны, доступны, выразительны. Также, они должны содержать приемы, способствующие воспитанию культуры чтения. Это списки рекомендуемой литературы в пригласительных билетах, сведения о творчестве писателя, которому посвящено мероприятие, отсылки к разделам фонда и каталогов, где представлена литература по соответствующему вопросу. При подготовке мероприятия из цикла сообщают  о его связи с предыдущими частями.
6. Формирование читательской аудитории.

Массовая работа нередко объединяет читателей с различными интересами, уровнем подготовки, степенью активности. В последнее время растет значение мероприятий, ориентированных на неформальное общение, повышается роль читателя в его подготовке и проведении – необходимо учитывать личностные особенности потенциальных посетителей, степень общительности, владение культурой речи, художественным вкусом.

Формы мероприятий, методика подготовки

Библиографический обзор. Понятие чаще всего трактуется как «краткое изложение каких-либо документов, расположенных в логической последовательности». Различают виды по типам документов: обзор книг, обзор периодических изданий, обзор АВД и т. д.  Отдельным видом являются информационные обзоры, обзоры новых поступлений, которые могут быть универсальными и тематическими.

Рассмотрим один из видов профессионального обзора, например, обзор «толстого» журнала. Во вводной части необходимо дать краткую характеристику истории журнала, его учредителей, состава редакционной коллегии, где много имен известных писателей, поэтов, литературоведов, на которых обязательно стоит обратить внимание читателей. Необходимо дать информацию о главном редакторе журнала, его вкладе в культуру, в развитие журнала. Следующим шагом является характеристика основных рубрик журнала – проза, поэзия, публицистика, литературная критика, библиография, письма читателей. Наиболее значительные публикации в каждой рубрике характеризуются в процессе обзора.

Обзор библиотечной выставки. В данном случае, обзор – средство пропаганды выставки, своеобразной ее рекламы. Этапы такого обзора: обоснование темы выставки, ее значимости, актуальности, определение читательского назначения и раскрытие структуры. Характеристика документов, экспонируемых на выставке, дается по разделам. В каждом из них читателю предлагаются наиболее важные, интересные. Применяется метод групповой характеристики документов. Обязательно обращают внимание на иллюстрации, цитаты, другие интересные стороны выставки. В конце необходимо указать на перспективу изучения данной проблемы – отослать к соответствующим разделам каталога, библиографическим указателям.

Обзор библиографических пособий. Он может посвящаться одному пособию, быть тематическим и т. д.

Перечисленные библиографические обзоры являются устными. В отличие от них дайджест – письменный библиографический обзор. Это относительно новый вид предоставления информации. В чем его особенности? Выделяют насколько типов дайджестов, сложившихся в научной среде: извлечения, рефераты, аннотации (или резюме). Появляются новые формы: «журнал-дайджест», «дайджест-конспект», «Дайджест-библиотека». Дайджест  включает обзор публикаций по теме, каждый документ в нем сопровождается кратким рефератом этого источника. Выпуски должны быть ориентированы на потребности аудитории, т. е. должны включать фактографические данные, наиболее значимые фрагменты статей.

Тематические обзоры – аналогичны по своему разнообразию тематическим выставкам.
Этапы подготовки и проведения библиографического обзора:
— выбор темы, определение целевого и читательского назначения, особенно последнее определяет подготовку обзора – с конкретной аудиторией необходимо разговаривать понятным ей языком;

— знакомство с темой, подбор и отбор источников, документов. Отбор имеет большое значение, т. к. обзор, как правило, включает 6-8 источников, важно выбрать лучшую, новейшую литературу. Далее необходимо хорошо познакомиться с материалом, чтобы можно было ответить на вопросы аудитории;
— подбор иллюстративного материала, который полностью зависит от содержания и основных задач. При современных технических возможностях можно подбирать и использовать практически любые иллюстративные материалы;
— изучение эффективности – можно использовать метод наблюдения, учет спроса на документы.

Структура обзора:

-   вводная часть,

— текст обзора, порядок расположения материала, характеристика источников,
— заключение – дать возможность читателю развить  интерес: каталог, указатели, периодические издания и др.

Читательские конференции – активный метод массовой работы, который предполагает участие читателей. Процесс проведения конференции зависит от желания присутствующих высказать свою точку зрения, услышать отзывы других, поспорить, отстаивая собственное мнение или, наоборот, согласиться. Читательские конференции дискуссионны, в их основе лежит обсуждение прочитанного.

Виды читательских конференций:

  1. По произведениям художественной литературы: по одному произведению, по ряду произведений, объединенных одной темой (тематические), по творчеству отдельных авторов.
    2. Конференции по изданиям специальной литературы (являются своеобразной формой повышения квалификации в трудовых коллективах).
    3. Конференции с привлечением автора – форма встречи с писателем.
    4. «Литературные суды» – рекомендуется проводить среди молодежной аудитории в форме ролевой игры. Мероприятие должно быть построено на стимулировании познавательной читательской деятельности участников.
    5. Читательско-зрительские конференции – обсуждение произведения связано с экранизацией его. Обсуждается трактовка режиссером идеи произведения, как выражена авторская позиция и т. д. От библиотекаря, в данном случае. требуется и знание специфики кино.
    4. Заочные читательские конференции – через средства массовой информации В данном случае, шире охват аудитории, больше возможности ознакомиться с мнением других читателей в любое удобное время и т. д.
    Этапы подготовки и проведения читательских конференций:
    — выбор книги – учитывается проблемность произведения, неоднозначная оценка критиков и читателей, актуальность; позиция библиотекаря – пропаганда лучшей литературы. Удачный выбор произведения определяет успех конференции;

— определение читательского назначения, выбор аудитории  – желательно, чтобы она была однородная: участники чувствуют себя более раскованно, охотнее высказывают свое мнение;

— «паблик рилейшнз» — привлечение определенных лиц к участию: литературоведов,. преподавателей, представителей СМИ. Организуется комиссия по подготовке мероприятия с дальнейшей рекламой его;
— пропаганда произведения, литературы о нем и о творчестве автора: подбирается материал с целью ознакомления читателей. Также оформляются книжные выставки;

— разработка вопросов к конференции – один из наиболее сложных интеллектуальных этапов подготовки, требующий специальных знаний, творческого подхода. Эффективный метод – постановка вопроса, проблемы; акцентировать позицию автора; освещение художественных особенностей произведения;
— подготовка аудитории к мероприятию – важно создать атмосферу непринужденного общения, где нет конкретно ведущего и отвечающего, а есть диалог, общение на равных.

Большое значение имеет оформление мероприятия: книжные выставки, иллюстрации, фотографии, музыка и др.
— фиксация читательской конференции – в современных условиях ведут аудио- или видеозапись мероприятия, что позволяет лучше проанализировать его, сохранить историю библиотеки.

Несмотря на спад интереса к читательским конференциям, все же библиотеки должны осваивать и развивать данную форму деятельности, т. к. это один их основных методов пропаганды книги.

Литературный вечер – одна из самых распространенных форм библиотечных мероприятий  Часто  — это литературно-музыкальный вечер. Это достаточно мобильное мероприятие – можно посвятить любой теме или знаменательной дате, используя самые различные формы и атрибуты. В основе литературного вечера лежит сценарий.

Основные этапы подготовки и проведения традиционны: выбор темы, определение целей и задач, читательского назначения, написание сценария, выбор иллюстративного материала, приглашение гостей-участников, определение ведущего и т. д.

При написании сценария важно помнить, что зона интереса находится на грани известного и неизвестного (психологическое исследование). Читателям неинтересно, если им будут говорить об общеизвестных фактах – важно дать малоизвестные или неизвестные сведения из жизни и по творчеству автора, которому посвящен вечер.

Литературные вечера могут быть тематическими, мемориальными, жанровыми.
Подготовка вечера – творческая работа, требующая обращения к разнообразным приемам раскрытия темы: поэтическим, музыкальным, изобразительным, исполнительским и. т. д. Для активизации аудитории можно использовать элементы конкурса, поощряя участников на верные ответы.
Хорошо себя зарекомендовали циклы литературных и литературно-музыкальных вечеров. Например, «Пушкинские чтения», «Вечера русского романса» и т. д.

Клубы по интересам – одна из оптимальных моделей формы массовой работы. В данном случае, библиотекарь поддерживает инициативу «снизу» (пользователей), и читатели принимают самое активное участие в планировании работы клуба, в подготовке и проведении мероприятий.
Можно выделить клубы по возрасту участников, с учетом его специфики. Для детей младшего школьного возраста клуб может существовать  в форме театра сказок, кружка по определенной проблематике.
Весьма разнообразен опыт юношеских клубов. И, прежде всего, это дискуссионные клубы. Клубы конкурсного характера для интеллектуальной молодежи – «Брейн-ринг», «Что? Где? Когда?».

Возможность продемонстрировать творческие способности позволяют клубы самодеятельного творчества, поэтические клубы и т. д.
По этому же принципу можно выделить клубы для читателей пенсионного возраста. Это та категория читателей, которая охотно помогает в работе библиотекарю, опираясь на свой достаточно большой, но нереализованный потенциал.
Каковы функции клуба по интересам?

— самообразовательная;

— рекреационная – своеобразный отдых, способ проведения свободного времени;
— коммуникативная – межличностное общение. С точки зрения психологов клуб по интересам – неформальная малая группа, членов которой объединяет не только увлеченность проблематикой клуба, но и желание общаться с людьми со схожими интересами.

Этапы создания клубов по интересам:

  1. Принятие решения о создании клуба – многое зависит от творческого потенциала библиотекаря, т. к. только человек увлеченный может заинтересовать, организовать и вести регулярную работу.
  2. Организация творческих контактов, установление связей с учреждениями.
    3. Выявление и привлечение читателей к деятельности клуба (изучение интересов и потребностей читателей, время заседаний клуба, формы мероприятий и т. д.).
    4. Разработка символики и атрибутики: эмблема, девиз, устав, членский билет, значок, и даже гимн. Можно даже объявить конкурс на лучший проект. Все это выступает как часть рекламы клуба.
    5. Выбор органов управления: председателя, членов совета, актива.
    6. Планирование работы клуба. План составляется на основе результатов исследования, могут быть долгосрочными (год, перспектива) и оперативными (месяц, квартал).
    7. Разработка основных форм заседаний клуба. Они должны быть разнообразными, включать все формы массовой библиотечной деятельности.
    8. Пропаганда литературы, стимулирование читательской и познавательной деятельности. Это обязательное условие функционирования библиотечных клубов по интересам.
    9. Распределение обязанностей между отделами библиотеки.

Очень актуальными и популярными в деятельности библиотек стали дискуссии, диспуты. Эти формы способствуют приобретению навыков межличностного общения, воспитывают умение слушать, принимать чужое мнение и формулировать собственное, учат культуре полемики. Целесообразно включать элементы дискуссии в групповые беседы, библиографические обзоры, лекции, особенно адресуемые молодежи.

Реализовать цели мероприятия, определить содержание, логику дискуссии помогает вопросник, предварительно составленный библиотекарем. Его вывешивают рядом с объявлением о конференции, диспуте, публикуют в пригласительном билете и он выполняет функцию своеобразной программы мероприятия. Вопросы не должны допускать однозначные ответы (подробнее см. метод. рекомендации «Массовая работа с читателями в ЦБС»).

Устный журнал – традиционный метод деятельности. Отличительная особенность – отражение актуальных, волнующих многих, проблем. Имеет периодичность.
Этапы подготовки:

— Выбор названия: определяется целевым и читательским назначением и служит визитной карточкой, или – брендом журнала.

— Определение состава редакционной коллегии. Кроме библиотекаря обычно туда входят специалисты в различных областях, авторитетные лица, краеведы, представители СМИ – все, кто могут содействовать работе.
— Разработка основных рубрик. Аналогично периодическим изданиям должны быть рубрики, разделы: «Проза», «Поэзия», «Встречи с интересными людьми» и т. д.

— Разработка оформления. Обложка, титульный лист, заголовки рубрик, иллюстративный материал, разнообразные символы и атрибуты – составляющие успеха журнала.

— Подготовка конкретного номера. Включает написание сценария, подбор иллюстративного материала, приглашение гостей: рекомендуется проведение небольшого конкурса, викторины.

«День информации» – это комплексное мероприятие, предусматривающее информацию о новой литературе, поступившей в библиотеку за определенный период. Включает выставки, тематические подборки литературы, беседы или обзоры о литературе, консультации.

  1. Определить тему.
  2. Составить план проведения.
  3. Выявить и доставить документы из соответствующих разделов библиотеки.
    4. Просмотреть и отобрать документы.

5. Подготовить обзор или пригласить специалистов-консультантов.
6. Подготовить  и оформить выставку литературы; написать краткие аннотации.
7. Оповестить заинтересованные организации, читателей (афиша, объявление).
8. Организовать сбор заявок на документы, их выдачу.
9. Провести анализ мероприятия.

«День специалиста» – это комплексное мероприятие для широкого информирования пользователей о документах по конкретной специальности (медицинских работников, экономистов, учителей и др.) или по межотраслевой тематике, представляющей интерес для специалистов нескольких профессий. Включает выставки, открытые просмотры литературы; библиографические обзоры; консультации со специалистами конкретных профессий; широкое обсуждение профессиональных проблем, диспуты; экскурсии; показы кинофильмов.

  1. Определить тему «Дня специалиста» с заинтересованными организациями, форму проведения (стационарная, выездная), ответственного за мероприятие в целом.
  2. Составить план мероприятий, программу поиска и отбора информационных материалов.
    3. Подготовить открытые просмотры и тематические выставки литературы по специальности.
    4. Составить библиографические обзоры.
  3. Заказать лекции и консультации специалистов, кинофильм и др.
    6. Оповестить заинтересованные организации.
  4. Оформить выставки.
  5. Организовать дежурство консультантов-специалистов.
    9. Обеспечить выдачу изданий или их копий во время мероприятия или непосредственно после него.

10. Проанализировать результаты «Дня специалиста» (при хорошем результате можно дать информацию в местной печати).

Наглядная форма массовой работы.
Организация книжных выставок.

Определимся с понятием «библиотечная выставка». Являясь результатом библиотечной деятельности, средством удовлетворения потребительского спроса, библиотечная выставка – форма библиотечного обслуживания, обеспечивающая путем наглядной демонстрации документов, других экспонатов информирование об изданиях, событиях, проблемах.
Книжная выставка – широко распространенная в библиотеке оперативная форма массовой работы. Выставки бывают: тематические, жанровые, посвященные определенному виду литературы, творчеству одного писателя, выставки новых поступлений. Выбор литературы для них определяется задачами, которые решает библиотека в информационном, нравственном, трудовом, эстетическом воспитании читателей в помощь самообразовательному процессу. Это форма наглядной пропаганды литературы – книга приближена к читателю, повернута к нему «лицом».

Выставка экспонируется в течение определенного времени. Она призвана возбудить у читателя интерес к литературе, а также к вопросам и темам, которые раньше не привлекали его внимание. По времени действия можно выделить выставки постоянные и эпизодические. Постоянные выставки посвящаются наиболее крупным событиям, происходящим в стране и мире. К постоянным относятся и выставки новых поступлений. Наиболее распространены в библиотеках эпизодические выставки, срок действия которых не превышает 15-20 дней.

По месту использования различают выставки внутрибиблиотечные и внебиблиотечные (выездные в организациях).

Основными требованиями, предъявляемыми к выставочной работе, являются комфортность, наглядность, доступность, оперативность.
Комфортность предполагает удобное расположение книг на выставке, дополнительное освещение (при необходимости), место отдыха для читателя, удобство получения книги с выставки, возможность ознакомления с книгами в спокойной атмосфере, т. е., выставка должна функционировать гармоничной библиотечной среде.

Наглядность необходимо отметить как наиболее действенный способ реализации выставки. Различают три вида наглядности:
— документ, представленный в фонде библиотеки в режиме открытого доступа;
— образ документа как элемент библиотечной выставки, плаката, рекомендательного списка литературы;

— библиографическое описание документа в каталогах, картотеках, списках и пр.
Конечная цель принципа наглядности – показать пользователю наличие документа в фонде и убедить в его доступности.

Доступность заключается в предоставлении читателям возможности изучения содержания демонстрируемых документов. Кроме того, проявлением доступности можно считать иные по сравнению с открытым доступом способы группировки литературы на тематических, проблемного характера выставках. Доступность библиотечных выставок считается выражением уважения, доверия к читателям.
Оперативность библиотечных выставок понимается двояко. Во-первых, как оперативность отражения нового документа, актуальной темы, проблемы. Во-вторых, возможность ознакомления одновременно и с книгой, и ее библиографическими данными.

Комплексное выполнение этих требований обеспечивает создание уникальной библиотечной среды.

Библиотечные выставки ориентированы на удовлетворение определенных потребностей: образовательных, культурных, информационных, развлекательных. Цели библиотечных выставок библиотековеды определяют по-разному. Это и «повышение стандарта чтения, увеличение обращаемости, обеспечение эффективности использования каждой книги (С. Боргвардт), и, главное, раскрытие фондов. Задачами, решаемыми библиотекой посредством библиотечных выставок, являются привлечение внимания к чтению, облегчение поиска необходимых изданий. Классификационные признаки библиотечных выставок можно объединить следующим образом:
— хронологический  (новых поступлений, ретро),

— содержательный  (универсальные, отраслевые),

— количественный,

— адресный  (стационарные, выездные, передвижные, кольцевые),

— временной  (регулярные, разовые),

— жанровый  (смешанные, жанровые, серийные, кино-фото, фото-документальные),

— конструкционный (ординарные, планшеты, развалы, витрины),
— организационный  (самостоятельные, являющиеся составной частью комплексных мероприятий),

— функциональный.

Для публичных библиотек главным аспектом классификации является функциональный, из которого вытекают задачи раскрытия фонда библиотеки в целом, представления фонда конкретного подразделения, а также презентации отдельных произведений печати.

Тематическое разнообразие выставок может быть представлено в виде следующего комплекса:

— по актуальным проблемам современности, представляющим интерес для большинства читателей,

— по темам, ориентированным на целевую читательскую группу,
— в целях популяризации отдельных изданий, видов или жанров литературы.

Рекомендательный список литературы по теме занятия:

Бородина, В. А., Библиотечное обслуживание [Текст] : учеб.-метод. пособие / В. А. Бородина – М.: Либерея, 2004 – 168 с.

Елесеева И. Как соткать полотно зрелища:[методика работы при подготовке мас. мероприятий]  /Елесеева И. //Библиотека.-2009.-№11.-С.75

Массовая работа с читателями в ЦБС [Текст] : метод. рек. / Гос. б-ка им. В.И. Ленина; сост. С. Г. Матлина. – М.: 1988 – 72 с..
Олзоева, Г. К. Массовая работа библиотек [Текст] : учеб.-метод. пособие / Г.К. Олзоева – М.: ЛИБЕРЕЯ-БИБИНФОРМ, 2006 – 120 с.

Сапрунова Е.А. Схема анализа внеурочного мероприятия. /Сапрунова Е. //Классный руководитель.-2010.-№5.-С.68-69

Школа обучения основам библиотечной профессии: Занятие 8: Массовая и выставочная работа [Текст] : учеб.-метод. пособие / МУК МЦБ; МБО; сост.; отв. за вып. А. О. Кешешян. – Чалтырь, 2010 г.

Полезные ссылки.

1.Библиотечная выставка : презентация [Электронный ресурс].- Режим доступа

http://www.slideshare.net/anastasiashatkova/ss-21737965?related=5

2.Библиотечная выставка /Ирина Тимофеева :электронная презентация.- Режим доступа:

http://www.slideshare.net/rinarinarinarina/ss-6809916?related=6

3.Интересные формы выставочной деятельности  библиотеки  - 2
Всё о выставках в библиотекеСправочник библиотекаря. Спб., 2000. С. 160 .- Режим доступа: http://rudocs.exdat.com/docs/index-392477.html#11609619

4.Методическая разработка цикла книжных выставок «Вкусная  книга» .- Режим доступа: http://www.publiclibrary.ru/librarians/sunduchok/5_bibliorestoran.htm

5. Книжная выставка Идеи для выставки. Методика подготовки:консультация  в блоге «Копающаяся в методиках».- Режим доступа: http://mei–blog.blogspot.ru/2011/09/blog-post_07.html

6.Выставочная деятельность библиотек: метод. консультация с электронной презентацией.- Режим доступа: http://www.kmslib.ru/kollegam/vystavochnaya-deyatelnost-bibliotek

7.Названия книжных выставок .- Режим доступа:  http://do.gendocs.ru/docs/index-234217.html

8.Консультация Интересные  формы массовой работы в библиотеке .- Режим доступа:  http://novichokprosto-biblioblog.blogspot.com/2012/11/blog-post_15.html#more

9.Массовая работа в библиотеке/ Седова С. Е.:метод. рекомендации.- Режим доступа:  http://www.docme.ru/doc/271961/massovaya-rabota-v-biblioteke

10.Книжная выставка – визитная карточка библиотеки. .- Режим доступа: http://nowbibl.ru/2013/01/uvazhaemy-e-kollegi/#more-1728

11.Выставочная деятельность библиотеки.- Режим доступа:  http://nowbibl.ru/2013/01/uvazhaemy-e-kollegi/#more-1728

12.Организация и проведение массовых мероприятий в  библиотеке.- Режим доступа:  http://nowbibl.ru/2013/01/uvazhaemy-e-kollegi/#more-1728

 

13.Электронная тематическая выставка  «Эта  старая новая выставка» .- Режим доступа:  http://nowbibl.ru/2013/01/uvazhaemy-e-kollegi/#more-1728

 

Добавить комментарий для Аноним Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

43 / 0,462 / 30.76mb