О своей войне рассказать могу только я сам…

100 лет со дня рождения В.Л. Кондратьева

«Стал писателем для того,
чтобы сказать то, что должен
был сказать, без чего моя жизнь
просто не имела бы смысла.»
В. Л. Кондратьев

Вячеслав Кондратьев родился 30 октября 1920 года, он – автор многих широко известных произведений о Великой Отечественной войне. Проза В. Кондратьева возникла в то время (1960-1990-е годы), когда Великая Победа стала общеизвестным фактом истории и появилась возможность с высоты достигнутых знаний о ней оглянуться на самые тяжелые «будни» 1942-1943 годов, преодоленные русским солдатом-пехотинцем. Писатель приходит к утверждению высокого, несломленного достоинства человеческой личности целого поколения, которое сам автор называл «потерянным», ведь для него Великая Отечественная война стала самым значительным событием в жизни.
Художественная и историческая позиция автора «ржевских» повестей и рассказов существенно отличалась от общепринятых, поэтому путь его произведений к читателю был долгим, требующим иного отношения к военным событиям 1942 года. Новое, выстраданное автором знание о жизни и о войне, бескомпромиссно отвергающее общеизвестные представления, позволило ему занять заметное место в ряду писателей военной прозы. В отличие от других писателей-фронтовиков, Кондратьев взялся за перо, когда ему уже исполнилось пятьдесят лет. И это лучше всего говорит о силе пережитого, незабытого даже через столько лет. Его война – это стойкость и мужество солдат и офицеров, это страшный пехотный бой, это мокрые окопы, это нехватка снарядов, мин и техники. Он писал о войне и о человеке на войне, адресуя свои произведения не только сверстникам, но и тем, для кого события 1941-1945 годов уже только история. Это во многом определило идейно-художественную и нравственную ценность его произведений.
Творческий путь Кондратьева начался с повести «Сашка» опубликованной в журнале «Дружба народов» в 1979 году. Это правдивая и трогательная история о жизни обычного солдата, главным постулатом которой является «Человечность на войне». Критиков и читателей поразила манера повествования автора, его умение пугающе точно передавать психоэмоциональное состояние человека, оказавшегося на фронте. «Я писал без внутреннего редактора, не очень-то надеясь на публикации», – вспоминал Кондратьев.
Прототипом героя повести «Сашка» является 17-летний Александр Капустин, отважный разведчик, награжденный медалью «За отвагу» после того, как 26 января 1943 года он атаковал пулеметный расчет противника и взял в плен немецкого ефрейтора. Через несколько месяцев, 4 сентября 1943-го, юный солдат героически погиб в бою. Похоронен он в братской могиле деревни Красный Клин Холмского района Новгородской области.
Действие повести происходит весной 1942 года. Солдат по имени Сашка во время набега вражеских разведчиков, проявив бесстрашие и смекалку, голыми руками берет одного из них в плен. Главный герой под угрозой трибунала, а возможно, и смерти, не переступил через свои принципы и не расстрелял безоружного немца по приказу комбата. Он понимал, что перед ним такой же, как и он, солдат, только одураченный фашистским режимом. По сюжету главный герой не раз проявляет гуманизм, поступая согласно своим внутренним убеждениям: помогает раненому, хотя сам истекает кровью, берет на себя вину лейтенанта перед майором, потому что знает – с простого солдата спроса меньше.
В мае 1982 года на экраны страны вышел фильм Александра Сурина «Сашка» (смотреть фильм) по одноименной повести Вячеслава Кондратьева. Он плотно закрепил в массовом сознании образ неунывающего, храброго, дерзкого, но в то же время очень гуманного советского солдата. «Сашка» – один из самых сильных фильмов о войне.
В дальнейшем особое влияние на творчество Кондратьева оказала переписка с ветераном Великой Отечественной войны Евгением Ильичом Пригожиным. Общение началось с письма-благодарности, в котором Пригожин восхищался творчеством писателя. «В моей любимой «лейтенантской прозе» (читать о «лейтенантской прозе») Вас особенно выделяет степень психологической правды, свой угол зрения. Уровень художника определяется той близостью к читателю, когда мысли и чувства выглядят собственными», – писал ветеран.
Возможно, одной из причин духовной близости двух солдат являлся общий фронт – оба воевали под Ржевом. О Ржевской битве тогда писали и рассказывали неохотно по причине огромных потерь со стороны Красной Армии. Исторические хроники говорят о многотысячных жертвах за 14 месяцев боевых действий.
В 1991 году в свет выходит повесть «Искупить кровью» (читать повесть), где ротный Пригожин становится для солдат героем, вовремя отдавшим приказ на отступление и сохранившим им жизнь, а для начальства – предателем, сдавшим рубеж.
История, положенная в основу сюжета, посвящена штурму деревни Овсянниково. Выбить немецкие войска из населенного пункта солдаты Красной Армии безуспешно пытались на протяжении нескольких месяцев. В конце-концов это удалось сделать, но с большими потерями, так как солдатам приходилось действовать без должной огневой и артиллерийской поддержки. В произведении оголяется проблема выбора и ответственности за принятое решение.
В письмах Евгения Ильича Пригожина особняком стояла тема психологии воина и мужества как социального явления. Пригожин ушел на фронт уже зрелым  30-летним мужчиной и благодаря жизненному опыту мог более глубоко и детально анализировать происходящее. До войны он работал инженером шахты на Урале и ушел оттуда добровольцем. «Запомнились по дороге на вокзал глаза товарища, искавшего меня. В них читалась боль, будто я кончаю жизнь самоубийством. Позже я был счастлив, что не отсиделся в тылу, иначе бы не смог сам себя уважать», – делился воспоминаниями Пригожин.
Евгений Ильич дослужился до капитана, был награжден медалью «За отвагу», а в 1943 году был ранен и вернулся домой, где прямо на костылях заступил на должность заместителя главного инженера шахты. Через полгода он был уже начальником.
Евгений Пригожин делился с Кондратьевым мыслями и переживаниями о подлинном и экранном героизме: «Участников войны обкрадывают, приписывая их подвиги экранным героям со сверхспособностями. В эту войну ушли добровольцами два миллиона человек, справедливо убежденных, что без них не победить. Войну выигрывают не сверх-люди, а наша Победа – достояние всего народа, а не одиночек», – писал он.
Идея о том, что войну выигрывают обычные люди, прослеживается у Кондратьева в произведениях сборника «Повести. 1941-1942 годы», куда вошли «Селижаровский тракт», «Искупить кровью» и «Сашка».
В произведениях Кондратьева герои предстают в образе обычных людей, попавших на фронт и осознавших, что война в теории разительно отличается от войны на практике. Боеприпасов и еды не хватает, а люди боятся смерти и инстинктивно стремятся сохранить себе жизнь. Но даже в таких условиях было место для подвига и подлинного героизма.
Все повести  Кондратьева в той или иной степени автобиографичны. Его повести «Отпуск по ранению», «Встречи на Сретенке» и роман «Красные ворота» объединены общим героем – лейтенантом Володькой. В первой из них он после короткой передышки в Москве возвращается воевать под Ржев. Вторая повесть и роман – книги о возвращении героя с войны, о трудностях вхождения в будничную мирную жизнь.

Свои повести и рассказы Вячеслав Кондратьев писал о главном в жизни своего поколения, о тех, кто воевал и погибал подо Ржевом, пусть и не получившим официального статуса города-героя, но оставшимся в памяти всех, кто там воевал, одной из самых героических и трагических страниц Великой Отечественной войны. Его проза, его «ржевский роман», по определению В. Астафьева, стала погружением в прошлое, переживанием заново «своей войны».
Писатель покончил жизнь самоубийством во время тяжелой болезни 21 сентября 1993 года. Кондратьева нет. Но остались его книги, любимые теми людьми, кто продолжает мерить жизнь и судьбу, в первую очередь свою, мерками фронтовой нравственности.

Список книг  В. Л. Кондратьева из фонда новозыбковской
Центральной библиотеки им. князя Н.Д.Долгорукова

  1. Кондратьев, В.Л. Отпуск по ранению: повести / В.Л. Кондратьев.- М.: Детская литература, 2004.- 288с.
  2. Кондратьев, В.Л. Сашка: повесть / В.Л. Кондратьев.- М.: Детская литература, 2005.- 288с.
  3. Кондратьев, В.Л. Селижаровский тракт: повести и рассказы / В.Л. Кондратьев.- М.: Советский писатель, 1985.- 368с.
  4. Кондратьев, В.Л. Сороковые: рассказы и повести / В.Л. Кондратьев.- М.: Современник, 1988.- 464с.

Библиография

  1. Соплова, Т.Л. «Ржевская проза» Вячеслава Кондратьева / Т.Л.Соплова // Уроки литературы.-2005.- № 5.- С.7.
  2. Кондратьев, В.Л. «Буду писать без внутреннего редактора» : из переписки / В.Л.Кондратьев // Знамя.- № 6.- 1997.
  3. Рюмшина Н.В. Жанрово – стилевые особенности прозы В.Л. Кондратьева /Н.В.Рюмшина : [диссертация].- Тверь, 2001.- 180с.- URL: https://rusneb.ru/ – Текст: электронный.

Экранизации

  1. «Сашка» (1981) режиссер Александр Сурин
  2. «Привет с фронта» (1983)  режиссер Иван Киасашвили
  3. «Брызги шампанского» (1988)  режиссер Станислав Говорухин
  4. «Ржев» (2019) режиссер  Игорь Копылов
This entry was posted in Библиотека рекомендует, Литература, Новости. Bookmark the permalink.

Comments are closed.

43 / 0,181 / 14.96mb