Виктория Токарева: «Творчество-это возможность исповедаться»

Рекомендательный  список литературы с биографией, библиографией и информационными ссылками к 85- летию Токаревой В.С.

Писательница  родилась в легендарном городе на Неве, в семье инженера и вышивальщицы. Девочка рано лишилась отца. На её формирование большое влияние оказала мать, с детства приобщившая дочку к литературе и воспитавшая в ней «святое отношение к Чехову». «В двенадцать лет мне мама прочитала «Скрипку Ротшильда», и это повернуло во мне какой-то ключик. Я родилась с дискеткой писательницы, а Антон Павлович Чехов нажал нужную кнопку…», – так объясняет Токарева свой приход в литературу.
Тем не менее, это увлечение не сразу перешло в желание стать писательницей. После школы она хотела посвятить себя медицине. Но при поступлении в медицинский институт «провалилась». Неосуществившаяся мечта девочки-подростка привела Викторию в музыкальное Ленинградское училище, а затем в Ленинградскую Государственную консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова. В восемнадцать лет будущая писательница вышла замуж, родила дочку. Вместе с мужем они переехали из Ленинграда в Москву. Некоторое время Токарева работала учительницей музыки и «как все девочки на свете, мечтала стать актрисой». Но попытки поступить в Школу-студию МХАТ и сниматься в кино успехом не увенчались. Поэтому в 1962 году по протекции Сергея Михалкова она поступила на сценарный факультет ВГИКа, который окончила в 1967. Применение профессиональным навыкам нашлось не сразу, но уже тогда Токарева начала литературные эксперименты. Она проснулась известной и знаменитой после публикации в 1964 году в журнале «Молодая гвардия» рассказа «День без вранья» (читать)
О нём сразу заговорили, он стал маленькой сенсацией, и появилось в литературе новое имя — Виктория Токарева. Кстати, название рассказа придумал Владимир Войнович. А Константин Симонов в напутствии отметил, что он «хороший, умный и при всей своей серьёзности написан с юмором, а это не так часто у нас встречается». Сама писательница считает, что «проехала на этом рассказе почти всю жизнь». Первая же публикация была замечена. Автору предложили сделать сценарий для фильма, и в 1968 году на экраны вышел «Урок литературы». С тех пор у Виктории не осталось сомнений в том, что же на самом деле является её подлинным призванием. Когда вышел в свет «День без вранья», шли последние месяцы хрущёвской «оттепели», предшествовавшие 20-летнему «застою». Но Виктория Токарева «успела вскочить в последний вагон». Рассказы её публиковались в популярных журналах: «Новый мир», «Юность, «Смена», «Аврора», «Знамя», «Дружба народов». В 1969 году был издан первый сборник рассказов и повестей под названием «О том, чего не было». Появление первой книги позволило в 1971 году вступить в Союз писателей. «У Виктории Токаревой нет плохих рассказов. У нее есть только хорошие, очень хорошие и блестящие», – писал Юрий Нагибин после выхода сборника. В период с 1970 по 1991 годы Токарева печаталась редко. Читатели ждали её рассказов и вырезали их из журналов, чтобы сохранить. Было опубликовано всего 4 книги, но рассказы и повести, включённые в эти сборники, по праву могут называться классикой отечественной литературы. С конца 1970-х появляются первые крупные произведения Токаревой — повести «Ехал Грека» (1977), «Неромантичный человек (1978), «Старая собака» (1979), «Талисман» (1982), «Длинный день» (1986), «Ничего особенного» (1990), «Я есть. Ты есть. Он есть» (1991), «Лавина» (1995) и др. Имя Виктории Токаревой стало для нескольких поколений читателей своеобразным символом современной «городской прозы». Её герои – наши современники. Они почти всегда женщины, потому и читают Токареву чаще представительницы слабого пола. Но мнение о том, что повести и рассказы рассчитаны лишь на женскую аудиторию, заблуждение. Они не имеют гендерного оттенка. Мужчины обычно не любят читать книг, написанных женщинами, относятся к их творчеству снисходительно. Но произведения Токаревой не оставляют равнодушными даже их. Основные темы, которые затрагивает писательница – женщина и мегаполис, личная жизнь и работа, чувство и долг, фантазия и реальность. Рассказы и повести Виктории Токаревой – отражение её жизни. Она писательница «для всех». Основными составляющими творчества являются талант, оптимизм, юмор и доброта. В книжных магазинах, библиотеке её книги не залёживаются, ими обмениваются, как добрыми новостями. Проза  Токаревой, словно заряжена энергией любви. «Если в сердце нет любви, человек мёртв. Живым он только притворяется», – в этих строчках заключена философия её творчества. Каждая новая книга Виктории Токаревой – праздник для поклонников её таланта.
В начале 90-х наступил настоящий «издательский бум»: каждая новая книга Токаревой в считанные дни становилась бестселлером. Издательства буквально выстраивались в очередь, чтобы получить право публикации её новых работ. Однако, кроме неофициального звания «мама городской ироничной прозы», у Виктории Токаревой нет ни одного официального. Популярность писательницы народная. Её читают «от Москвы до самых до окраин…». Она из тех литературно одарённых личностей, чьи работы если не читал, то видел каждый. Вся страна цитирует героев из советских киношлягеров: «Джентльмены удачи» и «Мимино», сценарии для которых написала Виктория Самойловна. О чём произведения Токаревой? «Я не умею писать то, что я не пережила», – говорит писательница. В 2009 году вышла автобиографическая повесть «Дерево на крыше» (читать) Она стала сенсацией, поскольку автор довольно откровенно рассказывает об одном из самых ярких периодов своей жизни и творчества – об отношениях с известным режиссёром Георгием Данелия. Во многих произведениях Токарева представляет образ своей матери. О безграничной материнской любви она рассказывает в повести «Террор любовью» (читать) Ну и, конечно, пишет о любви. Мало кто умеет так писать о ней, как Токарева. О любви странной и непростой, счастливой и неразделённой, ведущей к измене и предательству, очищающей человеческую душу и становящейся единственным, подлинным смыслом жизни. «О любви», «Ни с тобой, ни без тебя », «Мужская верность»… Токарева написала столько книг о хитросплетениях отношений мужчин и женщин, что её можно смело назвать «рентгенологом человеческих душ». В советское время писательница никогда не пыталась угодить власти. У неё всегда был свой стиль, а герои Токаревой во всех ситуациях оставались людьми. «Сволочей тоже жалко», «Так плохо, как сегодня», «Дома стоят дольше, чем люди», «Немножко иностранка»… Это последние изданные книги писательницы. Своим учителем Токарева считает А. П. Чехова, а его изречение «краткость – сестра таланта» – девизом творчества. Любимые писатели: А. Куприн, А. Толстой, В. Войнович. А из современных российских – Сергей Довлатов. Аристократ Михалков, авторитетный Константин Симонов, талантливейший Юрий Нагибин, сложный Владимир Войнович, неподражаемый Георгий Данелия – все в доле её успеха. «Они архитекторы моей жизни»,– говорит Виктория Токарева. Войнович «втолкнул в литературу», а Данелия открыл перед ней двери в кино. Виктория Самойловна Токарева пишет достаточно быстро, не перечитывает и не переделывает то, что написала, потому что всегда изначально делает так, как задумала. И всегда получает от работы удовольствие. Викторию Токареву называют затворницей и трудоголиком. Она никогда не указывает дату создания своих произведений, не признаёт компьютеров. Всю жизнь пишет перьевой ручкой на бумаге, а потом перепечатывает на машинке 1904 года выпуска. У Токаревой нет романов – только рассказы и повести. «Это мой любимый жанр, я в нём наиболее сильна! Я бегу на короткие дистанции, 60-80 страниц для меня – предел, 20 страниц – счастье. Как у Антона Павловича Чехова. Я его фанат, он мой мастер!». Она не пользуется эпитетами и красочными сравнениями, не составляет долгие сложносочинённые предложения, не читает нравоучений. Но мудрые фразы книг Виктории Токаревой наполнены таким смыслом, что они уже давно разошлись на цитаты. Федерико Феллини (читать о режиссере), прочитав книгу Токаревой, переведённую на итальянский язык заметил: «Какое доброе дарование. Она воспринимает жизнь не как испытание, а как благо». А сама писательница говорит: «Творчество для меня не есть способ заработка, это для меня есть способ счастья». Почти во всех рецензиях обращается внимание на обаяние юмора Токаревой. Сама же автор уверяет, что она в первую очередь – комедиограф, но комедия для неё – это весело рассказанная трагедия. Если вам грустно, прочтите пару строк из её книг, и хорошее настроение появится само по себе. Виктория Токарева признана и любима не только как автор живых, ярких рассказов, но и как сценарист. По её сценариям снято более 20 кино- и телефильмов, многие из которых вошли в «золотой фонд» отечественного кинематографа.
В 2000 году на Каннском кинофестивале ей был вручен приз «За вклад в литературу и кино». Виктория Токарева считает себя счастливой женщиной, которой повезло заниматься любимым делом. Она и сейчас много пишет. У неё крепкая прекрасная семья, дочь, внуки, правнуки. Любовь между Викторией и Виктором была с первого взгляда, брак скоропалительным, но прочным. Как говорит сама Виктория, муж у неё один на всю жизнь. Хотя Токарева никогда не скрывала, что имела на стороне романы, мужчины ею увлекались. Мужу хватило терпения пережить все увлечения звёздной супруги. Он всегда поддерживал её, а когда она начала писать, первый в неё поверил. Круг знакомых писательницы в основном складывается из людей творческих профессий.
Более двадцати лет назад ради тишины Токарева отказалась от суетливой Москвы, от удовольствия быть на званых вечерах, презентациях, на радио. Гости в её доме – редкость. Она по-прежнему полна творческих сил. Сегодня каждая её новая книга долго и уверенно держится в топе продаж. Их ждут всегда. И она не подводит своих читателей — и юных, и зрелых, которые с ней с выхода самого первого рассказа. В этом вся Виктория Токарева: простая, каждому понятная и всех сближающая.
20 ноября писательнице, сценаристу и драматургу Виктории Токаревой исполнилось 85 лет.  В канун своего юбилея писательница Виктория Токарева рассказала Российской газете о юморе, генах и компьютере. (Читать статью)

КНИГИ

1. Токарева, В.С. День без вранья:повести и рассказы/В.С.Токарева.-Москва:Квадрат,1994.-608с.
2. Токарева, В.С. Джентльмены удачи:Киноповести  /В.С.Токарева.-Москва:Дрофа, 1993.-512с.
3. Токарева, В.С. Кругом один обман:рассказы и очерки /В.С.Токарева.-Москва:Азбука, 2016.-256с.
4. Токарева, В.С. Летающие качели: рассказы и повести / В.С.Токарева.-Москва:Советский писатель, 1978.-248с.
5. Токарева, В.С.Между небом и землей: повести и рассказы /В.С.Токарева.-Москва: АСТ, 2001.-352с.
6. Токарева, В.С. Мой мастер: сборник рассказов /В.С.Токарева.-Москва:АСТ, 2005.- 384с.
7. Токарева, В.С. Назло: сборник рассказов /В.С.Токарева.-Москва:АСТ,2012.- 320с.
8. Токарева, В.С. Ни с тобой, ни без тебя:повести и рассказы/В.С.Токарева.-Москва:АСТ,2012.- 352с.
9. Токарева, В.С. Почем килограмм сливы: рассказы и киноповесть /В.С.Токарева.-Москва:АСТ,2016.- 225с.
10. Токарева, В.С. Птица счастья: повесть и рассказ /В.С.Токарева.-СПБ :Азбука,2016.- 288с.
11. Токарева, В.С. Римские каникулы: повести и рассказы /В.С.Токарева.-СПБ :Азбука,2015.- 448с.
12. Токарева, В.С. Террор любовью: повесть и рассказы / Токарева, В.С.- Москва: АСТ, 2008.-320с.
13. Токарева, В.С. Тихая музыка за стеной: повести и рассказы/ Токарева, В.С.- Москва: АСТ, 2014.-312с.
14. Токарева, В.С. Розовые розы: повести и рассказы/ Токарева, В.С.- Москва: АСТ, 1999.-448с.

БИБЛИОГРАФИЯ

Ерохина, Т.Н. Поезд судьбы и надежды в творчестве В.Токаревой/ Т.Н.Ерохина // Литература в школе.- 2000.- № 7.- С.16-21.
Пранкова, Г.В. Чтобы не попасть в команду черного ангела…: рождественский рассказ В.Токаревой / Г.В.Пранкова // Литература в школе.- 2011.- № 12.- С.8-11.
Артамонов, В. «Смешно, но я мечтаю о Нобелевской премии».: [В.Токарева – о литературе, таланте и зависти к Софи Лорен]/ В.Артамонов // Литература в школе.- 2016.- № 5.- С. 9.
Панова, Г. Проблема нравственного выбора в современной литературе на примере повести В.Токаревой «Я есть. Ты есть. Он есть» / Г.Панова // Литература в школе.- 2017.-№ 5.- С. 36-38.

ЭКРАНИЗАЦИИ

1966 — «Тяжёлый случай» — экранизация рассказа «Сразу ничего не добьёшься».
1968 — «Урок литературы» — экранизация рассказа «День без вранья».
1976 — «Сто грамм для храбрости» — экранизация одноимённого рассказа.
1977 — «Перед экзаменом» — экранизация рассказа «Инструктор по плаванию».
1977 — «Между небом и землёй», фильм-спектакль — экранизация повести «Ехал грека».
1978 — «Шла собака по роялю» — экранизация повести «Неромантичный человек».
1979 — «Дефицит на Мазаева», фильм-спектакль — экранизация рассказа «Пираты в далёких морях».
1979 — «Поговори на моём языке», короткометражный фильм — экранизация рассказа «Стечение обстоятельств».
1980 — «Глубокие родственники», короткометражный фильм — экранизация одноимённого рассказа.
1980 — «Гость», короткометражный фильм — экранизация рассказа «Зануда».
1980 — «Зигзаг», короткометражный фильм — экранизация одноимённого рассказа.
1981 — «Шляпа» — экранизация повести «Ехал грека».
1983 — «Талисман» — экранизация повести «Ни сыну, ни жене, ни брату».
1984 — «Маленькое одолжение» — экранизация одноимённого рассказа.
1985 — «Тайна Земли», короткометражный фильм — экранизация одноимённого рассказа.
1986 — «О том, чего не было» — экранизация повести «Звезда в тумане».
1986 — «Кто войдет в последний вагон…» — экранизация повести «Старая собака».
1987 — «Стечение обстоятельств» — экранизация повести «Длинный день».
1991 — «Хеппи-энд» — экранизация одноимённой повести.
1992 — «Мелодрама с покушением на убийство» — экранизация повести «Пять фигур на постаменте».
1993 — «Ты есть…» — экранизация повести «Я есть. Ты есть. Он есть».
1994 — «Я люблю» — экранизация повести «Ничего особенного».
2000 — «Вместо меня» — экранизация одноимённого рассказа.
2001 — «Лавина» — экранизация одноимённой повести
2006 — «Важнее, чем любовь…», телевизионный фильм — экранизация повести «Длинный день».
2006 — «Простая история», телевизионный фильм — экранизация повести «Паша и Павлуша».
2007 — «Лилии для Лилии», телевизионный фильм — экранизация рассказа «Розовые розы».
2007 — «Единственному, до востребования», телевизионный фильм — экранизация рассказа «Свинячья победа».
2008 — «Птица счастья», телевизионный фильм — экранизация одноимённой повести.
2008 — «Своя правда», телевизионный фильм — экранизация одноимённой повести. В соавторстве с Майей Шаповаловой.
2009 — «Первая попытка», телевизионный фильм — экранизация одноимённой повести. В соавторстве с Майей Шаповаловой.
2009 — «Террор любовью», телевизионный фильм — экранизация одноимённой повести. В соавторстве с Майей Шаповаловой.

This entry was posted in Библиотека рекомендует, Новости. Bookmark the permalink.

Comments are closed.

43 / 0,225 / 15.2mb