В этом году исполняется 150 лет со дня рождения Максима Горького — самого главного советского писателя, чьё имя увековечено в тысячах  памятников, улиц и других объектов в пределах бывшего Советского Союза. Его именем ещё при его жизни назвали город, в котором он родился. Такой чести не удостаивался ни один писатель. На похоронах писателя урну с его прахом нёс лично Сталин.    При всей его колоссальной известности, как дореволюционной, так и постреволюционной, о нём поразительно мало известно. Он появился ниоткуда, объявил себя бродягой-босяком, не учившимся в школе, и начал один за другим выпускать произведения, в которых чувствовалась рука крепкого мастера. Настоящего Горького не знали даже его друзья. Всю жизнь он играл различные роли — и делал это крайне успешно: провинциальный бродяга, отчаянный бунтарь, сумрачный мыслитель. Какой из Горьких был искренним: тот, который заступался за каждого писателя перед властью, или тот, который требовал беспощадно истреблять врагов народа?

Максим Горький — литературный псевдоним Алексея Максимовича Пешкова — русский писатель, прозаик, драматург — одна из интереснейших и противоречивейших  фигур ХХ века. На рубеже XIX и XX веков прославился как автор произведений с революционной тенденцией, лично близкий социал-демократам и находившийся в оппозиции царскому режиму.
Первоначально Горький скептически отнёсся к Октябрьской революции. Однако после нескольких лет культурной работы в Советской России и жизни за рубежом в 1920-е годы,  вернулся в СССР, где в последние годы жизни получил официальное признание как основатель социалистического реализма.
Псевдоним «Горький» Алексей Максимович придумал сам. Впоследствии он говорил: «Не писать же мне в литературе — Пешков…».

Алексей Максимович Пешков родился в Нижнем Новгороде, в семье столяра— Максима Савватьевича Пешкова (1840—1871), который был сыном солдата, разжалованного из офицеров.  Мать — Варвара Васильевна, урождённая Каширина (1842—1879) — из мещанской семьи.  Рано осиротев, Алексей провёл детские годы в доме своего деда. С 11 лет вынужден был идти «в люди»: работал «мальчиком» при магазине, буфетным посудником на пароходе, пекарем, учился в иконописной мастерской       и       др.
В 1884 году безуспешно пытался поступить в Казанский университет. Познакомился с марксистской литературой и пропагандистской работой.
В 1888 году — арестован за связь с кружком Н. Е. Федосеева. Находился под постоянным надзором полиции. В октябре 1888 года поступил сторожем на станцию Добринка Грязе-Царицынской железной дороги. Впечатления от пребывания в Добринке послужат основой для автобиографического рассказа «Сторож» и рассказа «Скуки          ради».
В январе 1889 года, по личному прошению (жалобе в стихах), переведён на станцию Борисоглебск, затем весовщиком на станцию Крутая.
Весной 1891 года отправился странствовать и вскоре дошёл до Кавказа.
В 1892 году впервые выступил в печати с рассказом «Макар Чудра». Вернувшись в Нижний Новгород, печатает обозрения и фельетоны в «Волжском вестнике», «Самарской газете», «Нижегородском листке» и др.
1895 год —        «Челкаш»,           «Старуха   Изергиль».
1897 год — «Бывшие люди», «Супруги Орловы», «Мальва», «Коновалов».
С октября 1897 года до середины января 1898 года жил в посёлке Каменка (ныне город Кувшиново Тверской области) на квартире у своего друга Николая Захаровича Васильева, работавшего на Каменской бумагоделательной фабрике и руководившего нелегальным рабочим марксистским кружком. Впоследствии жизненные впечатления этого периода послужили писателю материалом для романа «Жизнь         Клима          Самгина».
1898 год — Издательством Дороватского и А. П. Чарушникова выпущен первый том сочинений Горького. 1899 год — роман «Фома Гордеев», поэма в прозе «Песня о Соколе».
1900—1901 год — роман «Трое», личное знакомство с Чеховым, Толстым.

1900—1913 годы — участвует в работе издательства «Знание»
Март 1901 года — «Песня о Буревестнике» создана М. Горьким в Нижнем Новгороде. Участие в марксистских рабочих кружках Нижнего Новгорода, Сормова, Петербурга; написал прокламацию, призывающую к борьбе с самодержавием. Арестован    и          выслан       из      Нижнего    Новгорода.
В 1901 году M. Горький обратился к драматургии. Создаёт пьесы «Мещане» (1901), «На дне» (1902). В 1902 году он стал крёстным и приёмным отцом  Зиновия Свердлова, который взял фамилию Пешков и принял православие. Это было необходимо для того, чтобы Зиновий получил право жить в Москве.
21 февраля — избрание М. Горького в почётные академики Императорской Академии          наук по     разряду     изящной    словесности.
В 1902 г. Горький был избран почётным членом Императорской академии наук… Но прежде чем Горький смог воспользоваться своими новыми правами, его избрание было аннулировано правительством, так как новоизбранный академик «находился под надзором полиции». В связи с этим Чехов и Короленко отказались от членства в Академии.

В том же году Горький опубликовал стихотворение «Валашская легенда», ставшее потом известным под названием «Легенда о Марко». По свидетельству современников, Николай Гумилёв высоко ценил именно последнюю строфу этого стихотворения.

1904—1905 годы — пишет пьесы «Дачники», «Дети солнца», «Варвары». Знакомится с Лениным. За революционную прокламацию и в связи с расстрелом 9 января арестован и заключён в Петропавловскую крепость. В защиту Горького выступили известные деятели искусства Герхарт Гауптман, Анатоль Франс, Огюст Роден, Томас Харди и другие представители творческого и научного мира из Германии, Франции, Англии. В Риме прошли студенческие демонстрации. Под давлением общественности 14 февраля 1905 года писатель освобождён под залог. Участник революции 1905—1907. В ноябре 1905 года вступил в Российскую социал-демократическую рабочую партию.

1906 год, февраль — Горький с фактической женой, актрисой Марией Андреевой отправляются через Европу в Америку, где пробыли до осени. За границей писатель создаёт сатирические памфлеты о «буржуазной» культуре Франции и США («Мои интервью», «В Америке»). Вернувшись осенью в Россию, пишет пьесу «Враги», создаёт роман «Мать». В конце 1906 года из-за туберкулёза поселяется в Италии на острове Капри, где вместе с Андреевой прожил 7 лет (с 1906 по 1913). На Капри Горький пишет «Исповедь» (1908), где чётко обозначились его философские расхождения с Лениным и сближение с Луначарским и Богдановым.
1907 год — делегат с правом совещательного голоса V съезда РСДРП.
1908 год — пьеса «Последние», повесть «Жизнь ненужного человека».
1909 год — повести «Городок Окуров», «Жизнь Матвея Кожемякина».
1913 год — Горький редактирует большевистские газеты «Звезда» и «Правда», художественный отдел большевистского журнала «Просвещение», издаёт первый сборник пролетарских писателей. Пишет «Сказки об Италии».
В конце декабря 1913 года, после объявления всеобщей амнистии по случаю 300-летия Романовых, Горький вернулся в Россию и поселился в Петербурге.
1914 год — основал журнал «Летопись» и издательство «Парус».
1912—1916 годы — M. Горький создает серию рассказов и очерков, составивших сборник «По Руси», автобиографические повести «Детство», «В людях». В 1916 году в издательстве «Парус» была опубликована автобиографическая повесть «В людях» и цикл очерков «По Руси». Последняя часть трилогии «Мои университеты» была        написана          в        1923 году.
1917—1919 годы — M. Горький ведёт большую общественную и политическую работу, критикует методы большевиков, осуждает их отношение к старой интеллигенции, спасает ряд её представителей от репрессий большевиков и голода.
«Вы были словно высокая арка, переброшенная между двумя мирами — прошлым и будущим, а также между Россией и Западом». — из письма Ромена Роллана к Горькому          от      18     марта         1918 г.
Рисуя психологический портрет убеждённого революционера, Горький отмечает: «Вечный революционер — это дрожжа, непрерывно раздражающая мозги и нервы человечества, это — или гений, который, разрушая истины, созданные до него, творит новые, или — скромный человек, спокойно уверенный в своей силе, сгорающей тихим, иногда почти невидимым огнем, освещая пути к будущему».

1921 год — отъезд M. Горького за границу. Официальной причиной отъезда было возобновление его болезни и необходимость, по настоянию Ленина, лечиться за границей. По другой версии Горький был вынужден уехать из-за обострения идеологических разногласий с установившейся властью. В 1921—1923 гг. жил в Гельсингфорсе (Хельсинки), Берлине, Праге.
С 1924 года жил в Италии, в Сорренто. Опубликовал воспоминания о Ленине.
1925 год — роман «Дело Артамоновых».

1928 год — по приглашению Советского правительства и лично Сталина первый раз приезжает в СССР и совершает 5-недельную поездку по стране: Курск, Харьков, Крым, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород, во время которой Горькому показывают достижения СССР, которые нашли свое отражение в цикле очерков «По Советскому Союзу». Но в СССР не остается, уезжает обратно в Италию.
1929 год — второй раз приезжает в СССР и 20-23 июня посещает Соловецкий лагерь особого назначения, и пишет хвалебный отзыв о его режиме. Этому факту посвящён фрагмент труда А. И. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ». 12 октября 1929 года Горький уезжает обратно в Италию.

1932 год, март — две центральные советские газеты «Правда» и «Известия» одновременно напечатали статью-памфлет Горького под названием, которое стало крылатой фразой — «С кем вы, мастера культуры?».
1932 год, октябрь, — Горький окончательно возвращается в Советский Союз. Правительство предоставило ему бывший особняк Рябушинского на Спиридоновке, дачи в Горках и в Теселли (Крым). Здесь же он получает заказ Сталина — подготовить почву для 1-го съезда советских писателей, а для этого провести среди них подготовительную работу. Горьким создаётся множество газет и журналов: книжные серии «История фабрик и заводов», «История гражданской войны», «Библиотека поэта», «История молодого человека XIX столетия», журнал «Литературная учёба», он пишет пьесы «Егор Булычёв и другие» (1932), «Достигаев и         другие»     (1933).
1934 год — Горький проводит I Всесоюзный съезд советских писателей, выступает на          нём   с        основным докладом.
1934 год — соредактор книги «Канал имени Сталина»
В 1925—1936 годах пишет роман «Жизнь Клима Самгина», который остался не окончен.
11 мая 1934 года неожиданно умирает сын Горького — Максим Пешков. M. Горький умер 18 июня 1936 года в Горках, пережив сына чуть более чем на два года. После смерти был кремирован, прах был помещён в урне в Кремлёвскую стену на Красной площади в Москве. Перед кремацией мозг М. Горького был извлечён и доставлен в московский Институт мозга для дальнейшего изучения.

Обстоятельства смерти Максима Горького и его сына многими считаются «подозрительными», ходили слухи об отравлении, которые, впрочем, не нашли подтверждения. 27 мая 1936 года после посещения могилы сына, Горький простудился на холодной ветреной погоде и заболел. Проболел три недели, и 18 июня скончался. На похоронах, в числе прочих, гроб с телом Горького несли Молотов и Сталин.

Горький прожил необычную жизнь. Начав писать в 20 с небольшим лет, он мгновенно превратился в живого классика и обрёл такую прижизненную славу, какой не имел ни один русский писатель. Вся его жизнь соткана из противоречий: он призывал к бунту ради бунта и презирал мещанство, но сам вёл абсолютно буржуазный образ жизни, он плакал над книгами, но проявлял удивительную чёрствость к своим близким. И неслучайно накануне своего неудавшегося самоубийства будущий писатель оставил записку, в которой полушутя-полусерьёзно написал: «Останки мои прошу взрезать и рассмотреть, какой чёрт сидел во мне».

Книги

  1. Горький, М. Полное собрание сочинений: в 25т./ М.Горький.- М.: Наука, 1969.
  2. Горький, М. Собрание сочинений в 30 т. / М.Горький.- М.: Гослитиздат, 1953.
  3. Горький, М. Беседы с молодыми.- 2-е изд.  / М.Горький.- М.: Современник, 1982.- 416с.
  4. Горький, М. Город желтого дьявола / М.Горький.- М.: Худож. лит., 1972.- 104с.
  5. Горький, М. Девушка и смерть / М.Горький.- СПб.: Худож. лит., 1985.-120с.
  6. Горький, М. Дело Артамоновых: повесть / М.Горький.- М.: Дрофа,  2003.-288с.
  7. Горький, М. Детство. В людях. Мои университеты Горький, М. Жизнь Худож. лит.,1985.- 381с.
  8. Горький, М. Жизнь Клима Самгина: повесть/ М.Горький.- М.: Гослитиздат,1956.- 528с.
  9. Горький, М. Жизнь Матвея Кожемякина / М.Горький.- М.:Правда, 1990.- 480с.
  10. Горький, М. Идущим в гору / М.Горький.- М.: Молодая гвардия, 1984.- 191с.
  11. Горький, М. Крымские эскизы: рассказы, очерки / М.Горький.- Симферополь: Таврия, 1972.- 272с.
  12. Горький, М. Литературные портреты /М.Горький.- М.: Молодая гвардия, 1983.- 367с
  13. Горький, М. Макар Чудра. Ранние рассказы /М.Горький.- М.: Сов. Россия, 1984.- 62с.
  14. Горький, М. Мать. На дне. Рассказы /М.Горький.- М.: Мир книги, 2007.- 448с.
  15. Горький, М. Неизданная переписка с Богдановым, Лениным, Сталиным, Зиновьевым, Каменевым, Короленко. /М.Горький.- М.:  Наследие, 1998.- 344с
  16. Горький, М. Несвоевременные мысли: заметки о революции культуре / М.Горький.- СПб.: Азбука- классика, 2005.- 224с.
  17. Горький, М. По Руси: рассказ, повесть /М.Горький.- М.:  Правда, 1986.- 480с.
  18. Горький, М. Проза. Драматургия. Публицистика  /М.Горький.- М.:  Олимп, 2003.- 288с.
  19. Горький, М. Фома Гордеев: роман /М.Горький.- М.:  Дрофа, 2003.- 272с.

Библиография

  1. Максим Горький в воспоминаниях современников. В 2Т/М.Горький.- М.:  Худож. лит., 1981.- 445с.
  2. А.М. Горький в изобразительном искусстве 1868- 1968:Описание материалов музея А.М.Горького: к 100- летию со дня рождения.- М.: Наука, 1969.- 577с.
  3. М.Горький и сын: Письма. Воспоминания.- М.: Наука, 1971.- 320с.
  4. Петелин, В.В. Жизнь Максима Горького: «Я каторжник , который всю жизнь работал на других…» / В.В. Петелин.- М.: Центрполиграф, 2007.- 718с.
  5. Никитин, Е.Н. Максим Горький и российские социалисты (1897-1917)// Вопросы истории.- 2008.- № 8.- С.24- 44.
  6. Игнатов, Р.И. Горькое безумие Алексея Пешкова: [судьба Максима Горького] // Русский дом.- 2009.- № 3.- С.46.
  7. Зобнин, Ю. Горькая правда Горького: [К 145- летию со дня рождения писателя] // Москва.- 2013.- № 6.- С. 174-178.
  8. Кузьмичев. И. Последние дни М. Горького// Наш Современник.- 2013.- № 9.- С.156-191.
  9. Шанцев, В. Уроки Горького // Родина.- 2013.- № 2.- С. 58-59.
  10. Морав, В. « Понять хочется дела-то человеческие»: [философские проблемы в пьесе Горького « На дне»]// Литература в школе.- 2017.- № 6.- С.16-21.

Фильмография

1920 – «Мать». Режиссер Александр Разумный.

1926 – «Мать». Режиссер Всеволод Пудовкин.

1938 – «Детство». Режиссер Марк Донской.

1938 – «В людях». Режиссер Марк Донской.

1939 – «Мои университеты». Режиссер Марк Донской.

1941 – «Мать». Режиссер Леонид Луков.

1941 – «Дело Артамоновых». Восстановлен в 1968. Режиссер Григорий Рошаль.

1953 – «Васса Железнова». Режиссер Леонид Луков.

1955 – «Мать». Режиссер Марк Донской.

1956 – «Мальва». По мотивам рассказов Максима Горького. Режиссер Владимир Браун.

1957 – «На дне». Японский художественный фильм Акиры Куросавы, экранизация пьесы Максима Горького «На дне», действие которой перенесено в Японию эпохи Эдо.

1959 – «Фома Гордеев». Режиссер Марк Донской.

1967 – «Скуки ради». Режиссер Артур Войтецкий.

968 – «По Руси» — киноповесть по ранним рассказам Максима Горького. Режиссер Федор Филиппов.

1971 – «Егор Булычов и другие». Режиссер Сергей Соловьев.

1972 – «Васса Железнова». Французский фильм по одноименной пьесе Максима Горького. Режиссер Пьер Бедэл.

1973 – «Мещане». Режиссеры Георгий Товстоногов, Геннадий Беглов.

1975 – «Табор уходит в небо». Художественный фильм молдавского кинорежиссёра Эмиля Лотяну по мотивам ранних рассказов Максима Горького.

1983 – «Васса». Художественный фильм кинорежиссёра Глеба Панфилова по мотивам пьесы М. Горького «Васса Железнова».

1986 – «Жизнь Клима Самгина». 14-серийный телевизионный художественный фильм режиссёра Виктора Титова по одноимённому роману М.Горького. Сериал впервые показан по телевидению в марте-апреле 1988 года.

1990 – «Мать». По одноимённому роману Максима Горького, с использованием мотивов из других произведений. Режиссер Глеб Панфилов.

1995 – «Летние люди». По пьесе М. Горького «Дачники». Режиссер С. Урсуляк.

This entry was posted in Литература. Bookmark the permalink.

Comments are closed.

43 / 0,337 / 15.3mb