Сегодня, как никогда, профориентационная деятельность актуальна для библиотек, работающих с подрастающим поколением (подростками, старшеклассниками, выпускниками).
Президент России Владимир Путин подчеркнул важность ранней профессиональной ориентации и заверил, что в стране будет продолжаться работа над тем, чтобы у детей и подростков была возможность узнать больше о разных профессиях.
«Ранняя профессиональная ориентация – это одна из целей, к которым мы стремимся. Чем раньше, тем лучше», – подчеркнул глава государства на открытом уроке «Разговор о важном».
Выбор профессии – один из ответственных моментов в жизни молодого человека, определяющий дальнейший жизненный путь. Рынок труда становится всё более динамичным. Профессии, популярные сегодня, уже через 5 лет могут стать невостребованными. Мир профессий многообразен и изменчив, появляются новые профессии. Будущим абитуриентам необходимо очень продуманно подходить к выбору, как специальности, так и учебного заведения для поступления.
Получить информацию о множестве профессий, сориентироваться в этом многообразии и выбрать свою профессию самостоятельно молодому человеку бывает сложно. Помощь в решении профориентационной проблемы призвана оказать библиотека, обладающая соответствующей информацией. Особенность библиотеки, состоит в том, что профориентация ведётся, главным образом, через источники информации, прежде всего, книги, периодическую печать. В небольших городах и сельской местности библиотека зачастую становится единственным местом, где можно найти сведения о новых профессиях, профессиональных потребностях региона, рейтинге профессий на рынке труда.
Проблема профориентации охватывает множество различных аспектов, это, прежде всего, изучение:
- потребностей общества в специалистах различного профиля и квалификации;
- профессиональных интересов молодежи;
- особенностей профессии с точки зрения требований, предъявляемых ею к определённым качествам человека, которые обеспечивают успех в освоении профессии;
- физиологических, психологических и прочих качеств личности;
- состояния здоровья молодёжи для обеспечения соответствия его рекомендуемой профессии.
Библиотеками страны накоплен значительный опыт работы по профессиональной ориентации молодежи. Проанализировав источники информации по данной теме, можно выделить различные формы и методы работы, направленные на помощь подростку в выборе профессии.
Это значимые (серьезные, большие, продолжительные) открытие пунктов, кабинетов, центров. Разработка и реализация программ и проектов, а также традиционные – проведение массовых мероприятий данной тематики и выпуск библиографической продукции, оформление стендов и т.п. Поговорим о них более подробно:
В настоящее время при библиотеках стали открывать интеллект-центры (например, «Старшеклассник» и др.), консультационные пункты, создавать кабинеты по профориентации, где сосредоточивается вся информационная база о профессиях, об учебных заведениях, о ситуации на рынке труда в районе и области.
В библиотеках разрабатываются программы под такими названиями:
• «Психологическая подготовка при сдаче выпускных экзаменов». Как стать внимательнее, как улучшить свою память, как лучше подготовиться к экзамену, учимся говорить, как вести себя на экзамене, расслабляемся перед экзаменом – основные темы проводимых встреч. Групповые занятия заканчиваются индивидуальными консультациями, направленными на решение личностных проблем (ссоры с друзьями, проблемы с родителями, конфликты в школе);
• «Профориентация. Информация. Образование»;
• «Открытие профессии»;
• «Выбираем профессию вместе»;
• «Поиск. Призвание. Профессия».
Основные направления работы по программам это: последовательное повышение информированности о различных профессиях старшеклассников и их родителей; стремление помогать подросткам, сориентироваться, в мире существующих профессий; организация информационного пространства, позволяющего выпускникам школ получить максимум сведений о мире профессий, их рынке в регионе (рейтинг профессий Брянска; Топ 50 самых нужных профессий в Брянской области; Рынок труда Брянской области); обеспечение полного и оперативного удовлетворения профориентационных потребностей; психологическая поддержка молодёжи; содействие профессиональной ориентации учащейся молодежи и незанятого населения. Программы предусматривают взаимодействие библиотеки с образовательными учреждениями, заинтересованными организациями, родителями.
Разрабатываются проекты, например, «Профориентационная биржа». Цель проектов – систематизировать работу по профориентации, объединёнными усилиями найти более интересные формы и методы оказания помощи подросткам в профессиональном и личностном самоопределении.
Особенно актуально проводить в библиотеках Неделю профориентации «Профессии на все времена». В это время используется комплекс различных форм профориентационной деятельности. Кроме традиционных выставок, организовываются встречи со специалистом – профконсультантом из центра занятости; ведутся просмотры видеофильмов, например, «Азбука профориентации»; «Ищу работу», а также разрабатываются буклеты, закладки, листовки.
Традиционно в библиотеках по профориентации проводятся следующие мероприятия: (есть рекомендации с подробным описанием проведения и составления этих форм)
- акции «Старт в профессию», «Кем ты станешь, выпускник?», «Твой выбор»;
- встречи с интересными людьми «Люди нашего города»;
- дни профессий «Мир профессий»;
- дни абитуриента «Моё увлечение – моя профессия», «Представьтесь, пожалуйста», «Работа? Профессия? Призвание? Хобби?»;
- дни информации «Школа… А дальше?», «От А до Я», «Сведения об учебных заведениях»;
- парад профессий «Открытие профессии»;
- ярмарка профессий «Выбери работу по душе»;
- круглый стол «Дорога, которую мы выбираем»;
- деловые игры «Угадай профессию», «Смотрины», «Пусть каждый выберет свой путь», «Бизнес и карьера», «Сам себе адвокат», «Из школы в жизнь»;
- ролевые игры «Выявление способностей и осознанный выбор», «Выбери свою дорогу», «Качественное обучение – надёжное будущее»;
- игра-разминка «Профессионал». Правила игры заключаются в том, что необходимо вообразить себя представителем той или иной профессии, и при помощи искусства пантомимы показать себя в работе, а присутствующие должны догадаться, кого изображают играющие.
В помощь подростку в выборе профессии большую роль играет выставочная деятельность библиотек. Оформляются выставки под следующими названиями: «Наш репортаж»; «Путь к карьере»; «Спросим у родителей»; «Слово о призвании»; «Справочное бюро» (со страницами истории профессии); «Типы людей и типы профессий»; «Мир профессий» (художественная литература, материал из будней ученых, испытателей, о людях редких, интересных и романтических профессий); «Выбор профессии – дело серьёзное»; «Много профессий хороших и разных»; «Познай вкус ремесла»; «Выбор профессии – выбор пути»; «Куда пойти учиться»; «Тебе, абитуриент!»; «Как сделать выбор»; «Моя будущая профессия». Выставка может состоять из трёх разделов: «Хочу» (как выбрать профессию; интересы и склонности); «Могу» (человек и профессия, здоровье и выбор профессии, проверь в себя); «Надо» (новые профессии на современном рынке труда, профессии актуальные в ЕАО); «Образование в 21 веке». Материал может быть сгруппирован по рубрикам: «Образование через всю жизнь…», «Современные модели обучения»; выставка-совет «Сделай свой выбор» с рубриками: «Экзамен без стресса», «Проверь себя, найди свой путь», «Ориентир в мире профессий», «Трудоустройство: проблемы и перспективы»; выставка-реклама «Властелин офиса» (о профессии делопроизводителя) и другие.
В помощь выбору профессии издаются библиографические пособия малых форм:
1. Буклеты:
- «Путеводитель по образовательным сайтам»;
- «Азбука профессии»;
- «В помощь профессии»;
- «Профессии от А до Я».
2. Памятки:
- «Памятка абитуриенту»;
- «Молодёжи в помощь выбору профессии»;
- «Советы перед вступительными экзаменами»;
- «Как победить страх перед экзаменами»;
- «Полезные советы будущему абитуриенту».
3. Библиографические указатели публикаций:
- «Молодёжная политика в сфере образования и трудоустройства»;
- «Хочу стать юристом!».
4. Дайджесты:
- «Будущему офицеру»;
- «В поисках призвания»;
- «Инженеры на рынке труда»;
- «Компьютерщик – это звучит модно!»;
- «Профессия – экономист»;
- «Будущему дизайнеру ландшафта».
В библиотеках оформляются:
1. Стенды: «Я выбираю профессию»; «Самоопределение»; «Найди свой путь сквозь пространство»; «В мире мнений»; «Я + Мы»; «Личность и общество». «Я выбираю профессию»,
2. Уголки профориентации: «Сделай свой выбор»; «Профессия и Я»; «Окно в мир профессий».
Здесь могут быть размещены сведения о специальностях, факультетах, подготовительных курсах; информирование о востребованных профессиях на региональном рынке труда; сезонных работах для молодежи.
Примерный перечень тематики стендов
1. Раздел, содержащий советы выбирающему профессию:
- типы и особенности профессий;
- краткий обзор профессий рабочих и служащих;
- источники информации и мире профессий;
- свойства и особенности характера;
- восемь углов ситуации выбора профессии.
2. Информационный раздел о профессиональных учебных заведениях:
- схема профессиональных учебных заведений города, края;
- проспекты и рекламные объявления профессиональных учебных заведений;
- для тех, кто интересуется военными специальностями;
- календарь профессий (сменный материал, приуроченный к профессиональным праздникам).
3. Раздел содержащий информацию о рынке труда района, края:
- альбом вакансий;
- права граждан в области занятости, социальные гарантии;
- советы ищущим работу, памятки безработному.
4. Раздел об увлечениях школьников (техническое творчество, художественное творчество, выставка изделий, изготовленных на уроках труда, на кружковых занятиях, курсах).
Создаются картотеки под названием «Искание высот». Информационный материал – статьи из книг и периодической печати, справочные данные о профессиях.
Тематические папки-досье: «Высшее образование», «Проблемы средней школы», «Выбор профессии», «Экзамены. Проблемы ЕГЭ», «Учебные заведения Брянской области».
Наиболее активной формой работы в библиотеках по профориентации является конкурс (например, «Выбор профессии – выбор будущего», «Библиотека – помощник в выборе жизненного пути»). Наиболее интересными являются конкурсы творческих работ («Техническое творчество как ступенька к профессиональному мастерству»), фотоконкурсы («Профессия»).
Инновационными формами работы по профориентационной деятельности являются:
- аукцион знаний «Все профессии важны! Все профессии нужны?»;
- профориентационная рулетка «Выбор пути»;
- часы-дебаты «Открытие профессии». В часах-дебатах уделяется внимание тому, чтобы не было увлечения только внешней или какой-либо частной стороной профессии. Показано какого рода обстоятельства при выборе профессии надо учитывать прежде всего, а не основывать свой выбор только на личной симпатии к конкретному представителю той или иной профессии;
- часы-раздумья «Мир профессий». Помогут поднять большой пласт информации о профессиях, связанных с:
- управлением производством, руководством людьми,
- материально-бытовым, торговым обслуживанием людей,
- информационным обслуживанием людей,
- медицинским обслуживанием.
- справочное бюро «Проверь в себя!». Психологический практикум, направленный на оценку уровня знаний, своих индивидуальных способностей. Мир профессий огромен, и подросткам всё труднее и труднее выбрать дело своей жизни – и по вкусу, и по плечу, и тем важнее понять каждому, каков он сам, что он может;
- конкурс-презентация профессий «Выбор, определяющий судьбу»;
- медиапрезентация «Профессиональная карьера. Образ выбора».
К нетрадиционным формам профориентационной работы относятся: предоставление доступа к электронным базам данных («Учебные заведения …. области»), компьютерное тестирование. В некоторых библиотеках России создаются условия и возможности тестирования для определения профпригодности к конкретной профессии.
В заключение хотелось бы отметить, что задачи проводимых мероприятий по профориентационной направленности заключаются в работе библиотек по подготовке молодых людей к осознанному выбору профессии в соответствии с их способностями и потребностями общества; раскрытии фонда документов по профессиям через различные формы выставочной и культурно-просветительной работы.
Рафеенко Л. П.
заместитель директора
МБУК «Новозыбковская ЦБС»
по библиотечной работе