«Патриотическое воспитание в муниципальных библиотеках: действенные методы и подходы». Методические рекомендации.

В современном мире особое значение придается  формированию социально-активной, духовно-богатой и нравственно-здоровой личности, преданной своей стране и способствующей ее процветанию.

Подлинный патриотизм включает в себя общечеловеческие и национальные компоненты, и исторически сложившиеся элементы: привязанность к родной земле, к языку   своего   народа,   к   его   традициям,   культуре.

Сегодня вопросы патриотического воспитания активно обсуждаются на всех уровнях. Успешно реализуется государственная программа «Патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы». Она была утверждена Правительством РФ 5 октября 2010 года. Программа опирается на «Концепцию патриотического воспитания граждан РФ» 2003 года.

Патриотическое воспитание всегда было в центре внимания библиотек, даже в те годы, когда это понятие широко не употреблялось.

Что такое патриотизм? Словарное определение гласит: «Патриотизм – это любовь к родине, к отечеству; одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями» (Большой словарь иностранных слов в русском языке. – М., 1998. – С. 482).

В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ» дано следующее определение «Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины» (// Российская газета.– 2001.– 12 марта).

Деятельность библиотек неразрывно связана с духовно-нравственным, эстетическим и патриотическим воспитанием. Что бы ни делала библиотека, главная ее цель – приобщение к чтению, к родному слову, к истории и современной жизни России.

Анализ опыта работы библиотек и нашей страны и нашего региона показывает, что специалисты библиотек активно работают в данном направлении, используя современные формы и методы библиотечной деятельности. Мероприятия, проводимые библиотеками нашей ЦБС в рамках патриотического воспитания, можно разделить на семь основных направлений. Представим примеры мероприятий прошедших лишь в центральной библиотеке за последние 3 года в виде таблицы:

1. Историко-патриотическое воспитание, его цель пропаганда и изучение российской военной истории, военных подвигов российских солдат в Отечественных войнах и локальных конфликтах. Уважительное отношение к живым и павшим участникам минувших войн. Далекому мужеству верность храня» неделя патриотической книги, «Вышла в поле русских сила» Лекция – беседа для уч-ся НППК, «Сражаюсь, верую, люблю» литературно-музыкальный вечер, «Многое забудется, такое – никогда» рассказ-хроника военных лет, посвященный  Дню памяти и скорби. Афганистан живет в душе моей» литературно-музыкальная композиция, «Время выбрало их» вечер встречи поколений, посвященный 30-летию ввода  войск в Афганистан

2. Духовно-нравственное воспитание, направлено на осознание молодёжью высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально-значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности. Прогресс любой нации, включая материальный прогресс, основан на приоритете духовно-нравственных ценностей и патриотизме, в последнее время для россиян это особенно актуально. «Для гражданина России особенно важны моральные устои. именно они составляют стержень патриотизма, без этого России пришлось бы забыть и о национальном достоинстве, и национальном авторитете» В. Путин. «Тайна русского слова» мультимедийная лекция с презентацией для учащихся школ, НППК, БГУ, НМУ, работа клуба «Благовест», и молодежного православного театра «Вифлеемская звезда», семейный лекторий «Клуб будущей семьи».

3. Историко-краеведческое воспитание нацелено на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе. «Здесь корни, здесь истоки» краеведческая выставка, «Город мой – вселенная моя» литературно-музыкальная гостиная, «По улицам длиною в жизнь» краеведческая экскурсия с электронной презентацией, «Свой край люби и знай» мультимедийный микст, Пешеходные и виртуальные краеведческие экскурсии: «Меценаты города Новозыбкова», «Новозыбков сегодня и 100 лет назад», «Храмовое зодчество Новозыбкова».

4. Военно-патриотическое воспитание. Ориентировано на формирование у молодёжи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооружённой защите. «Защита народа – священный долг» патриотическая выставка, «Гордится Русь богатырями» литературно-исторический микст.

5. Гражданско-патриотическое воспитание формирует правовую культуру и законопослушность, навыки оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянную готовность к служению своему народу и выполнению конституционного долга. «Подвиг во имя России» стенд в холле библиотеки, «Моя Родина – Россия» урок патриотизма, час информации «Три символа родной державы.

6. Социально-патриотическое воспитание направлено на воспитание социально-активной личности «Молодежные субкультуры в России» урок-беседа, «Молодежная политика в Российской Федерации» социально-правовая выставка, «В зоне риска – молодежь» цикл мероприятий: уроки валеологии, нравственные беседы, часы здоровья, выставки-предупреждения.

7. Героико-патриотическое воспитание ориентировано на популяризацию героических профессий, а также знаменательных и исторических дат в нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков и их традициям, «Отечества славные сыны» выставка, «Два Георгия и победа в ВОв» историко-литературный час, «Золотые звезды земляков» урок патриотизма,  час-реквием «Место подвига – Чернобыль».

Российские библиотеки имеют богатый опыт работы по патриотическому воспитанию граждан, однако на протяжении последних пятнадцати лет формы и методы воспитания стали меняться.

Во многом патриотическое воспитание соединяется и координируется с краеведческой деятельностью публичных библиотек, особенность которой состоит в создании такой библиотечно-библиографической и документно-информационной базы, которая способствует социализации, позитивному самоутверждению личности и раскрытию ее творческого потенциала. Не случайно академик Д.С.Лихачев назвал краеведение “воспитывающей наукой”

Библиотекари-краеведы создают мнение о своем городе и крае, стремятся открыть “малую родину” для страны. Сотрудники муниципальных библиотек включаются в краеведческий поиск, собирают и систематизируют материалы, пишут летопись малой родины. Большую помощь при этом оказывают школьники, молодежь, любители-краеведы, местные жители. В память о знаменитых людях, которые родились, жили, создавали что-то значительное для своего края, создаются именные муниципальные библиотеки, которые можно охарактеризовать как краеведческие. Кроме того, появление новых учебных дисциплин в региональном компоненте предметов в общеобразовательных школах также предъявило к краеведческой деятельности новые требования. Например, основой патриотического воспитания детей и подростков в школах стало введение в Московский региональный учебный план курсов “Москвоведение».

Различные формы библиотечного краеведения оправдывают себя, являются эффективным средством патриотического воспитания. Пожалуй, сегодня только библиотеки способны полностью собрать уникальную информацию о родном крае и удовлетворить повышенный интерес, особенно детей и юношества, к краеведческой литературе. Таким образом, краеведческая деятельность библиотек получила новый импульс.

В русле меняющейся культурной политики от библиотеки требуется обновить
содержание и систему методов, способствующих духовно-нравственному развитию
личности, раскрытию его неповторимого творческого потенциала. Развитию
индивидуальных творческих способностей читателей в библиотеке способствует
использование активных методов общения, в которых читатель является не
пассивным слушателем, не объектом воспитательного воздействия, а активным
участником. Примером такой формы работы можно назвать краеведческие посиделки по различным темам, например, «Русская масленица».

Значителен воспитательный потенциал краеведческих посиделок в
библиотеке. Сбор фольклорного краеведческого материала должен быть организован так,
чтобы выработать у участников  навыки самостоятельной поисковой работы. Итогом
подготовительной работы является примерный сценарий, который в процессе
общения корректируется.  Сценарий мероприятия желательно  построить таким образом, чтобы  все участники посиделок и «читатели – актеры», и «читатели – зрители» – одинаково имели возможность проявить себя, участвовать в играх, конкурсах, соревнуясь за звание лучшего рассказчика, чтеца, знатока пословиц, поговорок, обычаев и обрядов
своего народа.

В краеведческих посиделках сочетаются различные виды творческой
деятельности: исследовательский, педагогический, драматургический,
исполнительский, используются разнообразные эмоционально выразительные
средства: художественные, игровые, технические, живого слова и зрелищных
эффектов.
Обогащение форм и методов работы с читателями по духовно-нравственному воспитанию,  формирование фондов краеведческой  религиозной направленности в публичных  библиотеках – новые тенденции, появившиеся в библиотечном деле. Объективным фактором работы с религиозной литературой  в библиотеках является преподавание дисциплин религиоведческого и религиозно-философского характера в образовательных  учебных заведениях разного уровня.

Специалисты библиотечного дела считают, что проблема духовно-нравственного воспитания детей и юношества средствами православно-ориентированной литературы – одна из нерешенных. Во многом это объясняется отсутствием соответствующих изданий в фондах российских библиотек.

Вместе с тем, уже существующие фонды религиозной направленности дают возможность библиотекам многих регионов России вести и духовно-краеведческую работу. Например, в Нижнем Новгороде прошел историко-литературный конкурс «Ревнители древнего благочестия. Старообрядчество», а в национальной библиотеке  Республики Коми – фотовыставка, посвященная церковному зодчеству и храмовому строительству в крае.

Деятельность религиозных организаций, представляющих традиционные для России конфессии (в первую очередь православие, иудаизм, ислам), относительно прозрачна для общества. Активизируется их взаимодействие с различными социальными институтами в просветительской и социально-благотворительной работе, осуществляются совместные и библиотечные проекты.

Деятельность Русской православной церкви (РПЦ) также направлена на развитие патриотизма через систему краеведческих знаний и духовно-нравственного воспитания. В “Основах социальной концепции” церкви – основополагающем документе, выражающем позицию РПЦ по всем важнейшим вопросам современной жизни, вводится понятие “православный патриотизм”. “Патриотизм православного христианина должен быть действенным. Он проявляется в защите Отечества от неприятеля, труде на благо отчизны, заботе об устроении народной жизни, в том числе путем участия в делах государственного управления”.

Библиотеки – национальные, республиканские, краевые, юношеские и детские, муниципальные, вузовские, школьные и др. – осуществляют сотрудничество с епархиями РПЦ (участие в краеведческих конференциях, епархиальных чтениях, совместные всероссийские книжные выставки и мероприятия по прославлению памяти святых, лектории, издание крупных библиографических указателей и материалов по истории епархии, монастырей, храмов и церквей, благотворителей, внесших значительный вклад в социальную и культурную сферы данной территории и т.д.). Так, в структуре Кировской ЦБС функционирует библиотека “Благовест”, организованная на основе “Соглашения о сотрудничестве между миссионерско-образовательным отделом Вятского епархиального управления и муниципальным учреждением “Благовест” (1998). В универсальном по содержанию фонде библиотеки сформирован подфонд, насчитывающий около трех тыс.экз. святоотеческой православной литературы, которая самым активным образом используется читателями.

Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой может осуществляться рост духовной культуры человека и всего общества. Поэтому такой необходимой становится совместная работа библиотек и церкви по патриотическому воспитанию граждан России.

Гражданско-патриотическое воспитание – одно из значимых и многообразных направлений в деятельности библиотек. Во все времена это воспитание играло огромную роль. Сотрудники многих библиотек подключились к решению проблемы государственной важности – привлечение молодежи к исполнению воинского долга. Библиотекари оказывают  призывникам информационную поддержку как в стенах библиотек, так и в других учреждениях. Примером мероприятия можно назвать ток-шоу «Глазами истины» на тему «служить или не служить в армии». Сторону, защищавшую армию, представляли заместитель главы администрации, председатель призывной комиссии, военнослужащие срочной службы. в качестве оппонентов выступала представитель Союза солдатских матерей.

Патриотизм самым тесным образом связан с культурой человека, и можно сказать, что патриотизм – это свойство культурного человека, воспитанного на сокровищах отечественной и зарубежной литературы.   Воспитание патриота на лучших образцах отечественной литературы – главное в работе библиотек. Например, можно провести читательскую конференцию «Онегин, добрый мой приятель» по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

Главная задача мероприятия – помочь ребятам понять и оценить роль и значение романа в русской и мировой культуре.

Широкое знакомство с литературой о поэте и его эпохе – все это вместе рождает чувство гордости за Отечество, ее культуру и литературу,  обсуждение книг Б.Акунина позволяет стимулировать интерес юных читателей к Отечественной культуре XIX начала XX века.

Готовя мероприятия по отечественной литературе, можно использовать такую форму как:  тейбл-ток (разговор  за столом), свободное обсуждение темы, книги или старинная русская «светская беседа» за чашкой чая (или кофе).

Приобщению к наследию русской классической литературы, духовному ее осмыслению способствуют литературные часы из цикла «Перечитывая русскую классику заново» по темам: «Духовный путь А.С. Пушкина, Л.Толстого; «И.С.Тургенев: время читать, восхищаться и спорить»;  «Н.В.Гоголь:  литературный путь, величие писателя».  Литературное лото «Вечно живая классика», бенефис лучшего читателя русской классики.

Мощный патриотический заряд дает освещение героических событий  битв великой отечественной войны. На примерах литературных и реальных героев библиотекари знакомят пользователей с образцами подлинного мужества, подвигов, любви и благородства.

Передать подрастающему поколению гордость за ратные подвиги дедов, сохранить в памяти имена великих героев– такова  цель мероприятий, посвященных юбилеям Победы в великих битвах В.О.войны, которые проходят в стенах библиотек. Это – встречи поколений, чествование участников сражений, познавательные экскурсии в историю боевой славы, турниры знатоков битв, уроки мужества, литературно-музыкальный дневник воспоминаний свидетелей и участников  битв; устное эссе; литературный полигон.

В составе многонационального населения России проживает большое количество представителей национальных культур, естественным представляется выдвижение на самое видное место литературы о России, да еще под привлекательно публицистичным названием «Моя многонациональная Родина -Россия». Под этим названием выделяется вся литература о России как стране по всем отраслям знаний, особенно по художественной литературе, истории, географии, искусству, языку, культуре, экономике. Таким образом, читатель получит возможность обрести целостное представление о России.

Именно целостное представление о многонациональной Родине – России необходимо старшекласснику, чтобы прочувствовать и осознать содержание патриотизма дружбы народов свое страны.

Сегодня социальное партнерство и проектная деятельность библиотек дает возможность сделать современную библиотеку социально значимой организацией. Библиотеки подчеркивают тесную связь  патриотического воспитания с нравственным, с формированием в молодом человеке уважения к себе и окружающим.Разработаны программы  «Дарите людям доброту», «Мы живем в …крае», «Растим патриотов» «Память сердца», «Помним. Храним. Дорожим», «Патриотизм – основа воспитания гражданственности россиян»  и т.д. Сильная сторона этих программ – координация усилий разных социальных институтов и общественных организаций, центров по внешней работе, центров детского и юношеского туризма,  краеведческих кружков школ и детских дошкольных заведений.

Анализ реального состояния уровня работы по патриотическому воспитанию является одной из наиболее насущных проблем, потому, что выводы такого анализа могут  стать основой практики совершенствования форм и методов работы в данном направлении. Патриотическое воспитание представляет собой сложную управляемую систему, включающую многообразие взаимосвязанных между собой элементов.

Башкова Н.Г.

зав. методико-библиографическим отделом

Comments are closed.

38 / 0,401 / 28.96mb