Великая Топаль известна с 1620 года, когда при польском владычестве отдана была старосте Мозырскому Стравинскому и затем шляхтичу Воловичу. По изгнании поляков, Великой Топалью завладел Михаил Рубец, потом она была отдана была Карпу Мокриевичу, а от него перешла к зятю его, Ивану Ломиковскому.
Когда Ломиковский изменил в 1708 году, Топаль с окрестными селами была подарена Петром Первым известному рагузинцу, Савве Владиславлевичу, который называл себя графом Рагузинским.
Топалью владели потом его племянники, и один из них, Михаил, в 1770 году продал Топаль вместе с Парафиевкою за 94.320 рублей Императрице Екатерине II, которая в том же году подарила Топаль графу Петру Александровичу Румянцеву.
Из рода Румянцевых Топаль перешла к княгине Варваре Сергеевне Голицыной, потом до 1882 года владел ею сын ее, князь Павел Павлович, а с 1882 года владеет Топалью дочь его, княгиня его, княгиня Мария Павловна Долгорукова.
В 1781 году при Румянцеве существовал дом, построенный итальянским манером в два этажа, о десяти комнатах, и при доме был весьма хороший сад, регулярно рассаженный, с тремя оранжереями.
Ныне находящийся каменный дом с мезонином выстроен в 1820 году княгинею В.С. Голицыною в стиле империи, с балконом и неизбежными шестью колоннами.
Церковь и колокольня выстроены графом Рагузинским в XVIII столетии.
2-го июля, в 12 часов дня, в Топали происходило венчание молодой прелестной дочери владелицы, княжны Наталии Николаевны Долгоруковой, фрейлины Их Величеств, с молодым бароном Юрием Федоровичем Мейендорфом.
Таинство брака совершено было соборне, священником Топали и протоиереями Новозыбковским и Глуховским. По окончании венчания протоиерей Новозыбковский сказал краткую, прочувствованную речь.
На свадьбу княжны приехало много родственников жениха и невесты из разных концов России, здесь были: князь Д.Н.Долгоруков (дед невесты), с сыновьями, дядями невесты, граф Орлов-Давыдов, семейство барона Мейндорфа (комендант Императорской Главной Квартиры), граф Олсуфьев, графиня Зубова, князья Голицыны, князья Гагарины, Левшин, многие соседи по имению и другие Черниговские помещики, между ними граф Милорадович, М.Н.Кочубей, Искрицкий (Суражский предводитель дворянства), Розенбах (Новозыбковский предводитель дворянства) с супругою, И.С. Листовский, М.О. Миклашевский, Небольсин, С.И. Лашкевич, Черниговский вице-губернатор А.С. Долгов-Сабуров с супругою, председатель, прокурор и члены Стародубского окружного суда. Земские начальники, и проч., всего было за обедом сто пятьдесят человек.
Обед был подан в великолепном павильоне, устроенном специально для этого дня в саду, вмещавшем в себе до трехсот персон. Во время обеда княгиня Долгорукова получила 223 телеграммы из разных концов России и чужих краев от родных и друзей, приветствующих молодую чету.
Военный оркестр одного из полков, квартирующих в Брянске, с утра играл на площади перед церковью, где находится каменное здание народного училища, ясли (только что устроенные княгинею М.П.Долгоруковой) и другие хозяйственные постройки, в которых помещались гости. Здесь, на площади, радушною хозяйкою было предложено угощение для крестьян Топали и окрестных сел, коих было в этот день пять тысяч человек.
По окончании угощения, Новозыбковский уездный предводитель дворянства, С.Н.Розенбах, по просьбе хозяйки, обратился к народу и выпил за драгоценное здравие Его Величества. Весь народ и все присутствующие как один прокричали «Ура!», причем бросали шапки вверх, и долго слышалось «ура» при звуках народного гимна.
Барон Мейндорф выпил за здоровье крестьян.
После обеда веселье продолжалось, и крестьяне долго танцевали под звуки военной музыки. В 10 часов вечера молодые уехали в деревню.
На другой день гости начали разъезжаться, очарованные любезностию и предупредительностию хозяйки, и будут с удовольствием вспоминать это семейное торжество.
5 июля 1900 года. Любеч