Работа  по патриотическому воспитанию в библиотеках

к 70 летнему юбилею Победы в  Великой Отечественной войне.

Методические рекомендации

«Я не напрасно беспокоюсь, Чтоб не забылась та война.

Ведь эта память — наша совесть, Она, как сила, нам нужна».

Ю. Воронов

К юбилею Победы сотрудники библиотек должны  по­стараться охватить различные формы массовой работы. Библиотеки располагают достаточными фонда­ми литературы о Великой Отечественной войне. Это дает им возможность вести активную подго­товку к знаменательной дате. Особенности этой работы — ее масштабность, разнообразие средств, форм и методов, позволяющих учитывать запросы разных групп читателей.

В наши дни стало привычно кри­тиковать прошлое и выво­рачивать наизнанку события и фак­ты 70-летней давности. В те грозные дни 1941 -1945 гг. наши прадеды защи­тили мир от уничтожения, они по­дарили нам будущее. Теперь наша святая обязанность — защитить их память и подвиг от забвения.

В период подготовки к  70-летию Великой Побе­ды в информационной и просветительской  дея­тельности библиотек должны найти отражение та­кие темы, как «На фронтах Великой Отечествен­ной…», «Всенародная борьба в тылу врага», «Ге­рои Великой Отечественной войны», «Тыл — фронту», «Итоги и уроки Великой Отечественной войны. Значение Побе­ды».

Тема «На фронтах Великой Отечественной…» занимает одно из центральных мест. Чтобы правильно и разносторонне раскрыть перед читателями огромный арсенал литературы о боевом пути нашей армии и флота, подчеркнуть значение крупнейших сражений и военных операций, желательно, опираясь на общепринятую научную периодизацию, составить календарь знаменательных дат Великой Отечественной войны. Выдающимся сражениям и операциям Великой Отечественной войны можно посвятить цикл от­крытых просмотров литературы «На полях сра­жений Великой Отечественной…».

Популяризации литературы о военном периоде жизни страны способствуют книжные выстав­ки.

Выставку «Горькая память войны» можно отнести к неиз­битым формам работы. Её замысел — показать Великую Отечественную в отдельных цифрах и фактах. О минувшей войне много написано, мы знаем, что она была кровопролитной и долгой, но цифра 1418 — ошеломляющая! А ведь именно столько дней шла война, и это каждый день лише­ний, голода и смертей. 20 миллионов жизней со­ветских людей унесла она. Это страшно! Именно с таких цифр и фактов начиналась наша выставка. Когда стоят книги, они привлекают внимание, но не каждый добирается до той информации, что под переплётом находится. Здесь же все факты о войне были извлечены из книг и представлены наглядно. Крупными красными цифрами выделе­но количество, как символ страшного кровопро­лития — чёрным шрифтом обозначен сам факт. Сочетание красного и чёрного — цветовая гамма всех выставок, оформленных в библиотеке к дню  Великой Победы.

Уж если сейчас, спустя столько лет, тема минув­шей войны волнует умы и сердца писателей, ху­дожников, поэтов, всех думающих людей, то тогда, в тяжёлые сороковые, боль за Родину и родной на­род выплёскивались на бумагу у литераторов, на полотна — у художников. Увеличить силу воз­действия данных фактов на пользователей помог нам и иллюстративный материал. Каждый пред­ставленный факт сопровождался репродукцией картины художника и поэтическими строками. Вы­ставка отражала основные страницы Великой Оте­чественной войны. Это и Битва под Москвой, и блокада Ленинграда, и защита Севастополя, и партизанское движение, и, конечно же, Победа.

Проиллюстрируем лишь «блокадную» часть. Она была представлена на выставке надписью «дней длилась блокада Ленин­града» и репродукцией картины В.С. Вильнера «Блокада». И кто же скажет о Ленинграде того времени более ёмко и правдиво, чем Ольга Берггольц, сама пережившая лише­ния тех лет?

Для того чтоб жить в кольце блокады, Ежедневно смертный слышать свист, Сколько силы нам, соседка, надо, Сколько ненависти и любви!

За все месяцы работы выставки в библиотеке, где она экспонировалась,  не было практически ни одного пользова­теля любой возрастной категории, ко­торый бы не обратил внимания, не ос­тановился возле неё. Пытаясь опреде­лить эффективность выставки,  её востребованность, делаем  вывод, что она равна количеству всех  поль­зователей, гостей и посетителей, кото­рые побывали в библиотеке за это время. Предла­гаю такую форму выставки своим коллегам как очень яркую, производящую мощное воздействие на читателя.

Вторая выставка-экспозиция «Колокола па­мяти» была размещена в стеклянной витрине. На красной материи, символизирующей стяг, рас­положили вещи — немые свидетели войны, при­надлежавшие её участникам. Читатели, имеющие в своих семейных архивах такие раритеты, отклик­нулись предоставить их библиотеке. Вещи красиво перемежались с книгами большого формата о Ве­ликой Отечественной войне. Здесь же находился и томик Л.Н. Толстого «Война и мир», изданный в год начала Великой Отечественной войны.

Особо интересовалось выставкой молодое по­коление. Мальчишки подросткового возраста внимательно рассматривали спаянные ложку и вилку, котелок и планшет, побывавшие на фрон­те, боевые ордена и фотографии.

Оформление фойе библиотеки с первых шагов настраивало пользователя на особое восприятие юбилейной даты. Сотрудники сумели создать ат­мосферу торжественности и глубокой памяти о тех далёких событиях. Здесь же, на информаци­онном стенде, размещалась вся информация о планируемых мероприятиях, посвященных юби­лейной дате. Привлекут внимание читателей  книжно-иллюстративные выставки: «Есть в памяти мгновения войны», «Год 41-й. Мне восемна­дцать» «Память сердца на страницах книг».

Тема «На фронтах Великой Отечественной…»

Молодые чита­тели охотно примут участие читательской конференции «Бойцы вспоминают минувшие дни»; на ней можно обсудить военные мемуары известных военачальников или воспоминания земляков — участников великой битвы с фашизмом.

Как показывает опыт, значительную аудито­рию собирает устный журнал «Слава городов-героев вечна», в котором идет речь о бессмертных подвигах городов-герое в Москвы, Ленинграда, Киева. Волгограда, Минска, Одессы, Севастополя, Новороссийска, Керчи, Тулы, Смоленска, Мурман­ска, крепости-героя Бреста. О мужестве их защит­ников написаны книги, созданы кинофильмы, спектакли, музыкальные произведения. Из всего этого многообразия важно выбрать наиболее яр­кое, содержательное. В процессе проведения устного журнала можно убедительно показать об­становку военных лет, рассказать о том, какой ценой досталась нашему народу победа над фашиз­мом.

«Поэзия  войны» историко-поэтический вечер для учащихся старших классов. «Когда гремит оружие, музы молчат» — это изречение, известное ещё в Древнем Риме, ни в коей мере не относится к Великой Отечествен­ной. В стране к 1941 г. было 2786 писателей, 941 из них ушёл на фронт, 417 не вернулись.

Поэзия, песни Великой Отече­ственной войны — это громадный пласт нашей культуры. Стихи и песни той поры в стране не забы­ваются, они в наших душах, серд­цах и сегодня. А тогда они вселя­ли надежду, вели к победе. Давно известно: у немцев в те годы не было берущих за душу песен о войне.

На этой встрече мы поговори­ли о жизни и творчестве Николая Майорова, Михаила Кульчицкого, Евгения Панфилова, Всеволода Багрицкого, Владислава Занадворова, Павла Когана, Иосифа Ут­кина.

Массовое партизанское движение, развернув­шееся в тылу врага, на временно оккупированной территории, было составной частью Великой Оте­чественной воины. Показывая всенародную борьбу в тылу врага, важно подчеркивать, что в партизан­ском движении принимали участие представители всех наций и народностей нашей страны, крепла их боевая дружба.

Большое значение для раскрытия темы «Всенародная борьба в тылу врага» имеет краеведческая литература. Трудно назвать библиотеку, которая не пропагандировала бы литературу о славной боевой истории родного края, о подвигах героев-земляков в годы войны. Часто краеведческие отделы занимаются воссозданием истории боев на террито­рии района, принимают участие в организации краеведческих музеев, в поисковой работе и т. п. Такое сочетание «небиблиотечных» форм работы с библиотечными значительно повышает интерес читателей к краеведческой литературе военно-па­триотической направленности, делает это направ­ление более эффективным. Для молодежной аудитории можно  рекомендовать  про­вести читательскую конференцию «Партизански­ми тропами». В литературно-музыкальных гостиных, которые существуют во многих библиотеках, можно ор­ганизовать тематический вечер «Бойцы незримо­го фронта».Чтобы сделать его информационно насыщенным, создать у участников нужный эмо­циональный настрой, следует использовать кино­фотодокументы, слайды, видео, нетрадиционные элементы оформления.

Участниками необычного урока «Город светлую память хранит» в детской библиотеке могут стать школьники. Они заранее  должны уз­нать, в рамках конкурса «Дети о дедах», кто из их родственников сра­жался в боях за Новозыбков, как жила семья в годы войны. Выслушав рассказ сотрудника краеведческо­го музея или библиотекаря, школьни­ки дополнят  его интересными подробностями, примерами муже­ства, которые узнали от своих ро­дителей, бабушек и дедушек.. Подобные встречи, по мне­нию библиотекарей, воспитывают у ребят свойственные нашему на­роду готовность к самопожертво­ванию, гордость за свою страну.

«Дневник детской памяти»название презентации одноимён­ной книги журналистки Ларисы Машир. Эту встречу проводили коллеги библиотекари  в трёх вариантах: для учащихся 5-6-х классов и 9-10-х классов,а также читателей-пенсионеров, чьи судьбы в той или иной степени затронула война. В книге 40 исто­рий детей, которые пережили войну. Истории, собранные Л. Машир, — это только «капля в море детских бед и слёз». можно  Сделать на ее основе общую встречу поколений

Драматург Александр Гельман, один из переживших оккупацию, сказал страшные слова: «Если вы, взрослые, решите начать войну, поубивайте сначала всех детей… потому что после неё невозможно остаться нормальным человеком».

Ожесточенный, истребительный характер вой­ны потребовал от каждого человека предельного напряжения сил, высокой боевой стойкости, нрав­ственной силы, героизма, мужества, беспримерной храбрости. О массовом героизме воинов, партизан и подпольщиков свидетельствует тот факт, что за годы войны боевыми орденами и медалями награж­дено свыше 7 млн. человек. Высокого звания Ге­роя Советского Союза удостоено более 11 600 че­ловек.

Литература о героях поможет молодым читате­лям в осмыслении истоков подвига, его нравствен­ной значимости.

В работе с темой «Герои Великой Отечествен­ной войны» хорошо зарекомендовала себя такая форма ра­боты, как вечера литературных портретов. Их можно посвятить Маршалам Советского Союза Г. К. Жукову, К. К. Рокоссовскому, А. М. Васи­левскому. При подготовке и проведении советуем использовать мемуары прославленных военачаль­ников, сборники «Советские полководцы и воена­чальники, книгу Н.Г.Баграмяна «Ве­ликого народа сыновья».  Сценарий ве­чера обычно включает выступления ведущего, чте­ние отрывков из книг, прослушивание песен в  записи, показ портретов, фотографий, иллюстраций, демонстрацию фрагментов из кинофильмов»

Материальную основу нашей Победы в годы Великой Отечественной войны обеспечили труже­ники тыла. Призыв «Все для фронта, все для победы» поднял миллионы советских людей на самоотверженный труд. В пропаганде литературы, раскрывающей тему «Тыл — фронту», важно под­черкивать, что победить в годы войны могла лишь та армия, которая опиралась на всенародную под­держку, на прочный тыл.  Обзор «Всенародная помощь фронту» может предшество­вать тематической конференции «Все для фронта, все для победы».

Актуальной может стать проведение  просветительской  акции для детей и подростков «70 книг о подвиге»  или литературный марафон «Читаю книгу о войне», или «Помним. Читаем. Гор­димся». Для сотен девчонок и мальчишек она послужит неоспоримым свидетельством того, какой ценой деды и прадеды победили в самой страшной войне прошлого века, чем следует гордиться, о ком помнить.  В ходе, которой участники знакомятся с помощью библиографических изданий с художественными произведениями о войне.  Массовые мероприятия этой тематике позволят каждому участнику прикоснуться душой к героической эпохе Великой Отечественной. Итогом акции может стать форум юных патриотов «Породнимся со славой» с приглашением ветеранов Великой Отечественной войны, читателей библиотек ЦБС. Выступления веду­щих  нужно сопроводить видеопре­зентацией, воссоздающей ат­мосферу отгремевших боёв. Под мелодии военных песен  могут прозвучать  отзывы подростков о про­читанных книгах. В их числе — Б. Васильев «В списках не значится», Г. Бакланов «Навеки девятнадцатилетние», Э. Казакевич «Звезда», Б. Поле­вой «Повести о на­стоящем человеке», А. Адамович «Хатынская повесть» и многие другие.

Продолжить акцию можно  флеш-мобом в парковой аллее Славы и на центральной площади. Здесь можно развёрнуть информационные стен­ды «Какие книги о войне вы чита­ли?», выставку  художе­ственной литературы «О войне из книг мы узнаём». В за­ключение присутствующие могут выпустить в небо воздушные ша­ры с эмблемой форума в память о погибших воинах, в знак благо­дарности за возможность жить в мире.

К каждому мероприятию или особенно интересной книжной выставке можно выпустить  буклеты, рекомендательные списки лите­ратуры, закладки-памятки.

На 2015 г. — Год литературы и празднования 70-летия Великой Победы — у нас запланированы разнообразные книжно-иллю­стративные выставки, уроки му­жества, викторины на военную те­матику, вечера-портреты, вечера памяти, вечера-встречи, встре­чи-диалоги.

Тема Великой Отечественной войны остаётся доминирующей в деятельности по героико-патриотическому воспитанию от года в год, играет новыми красками.

Составитель: Башкова Н.

Использованная  литература.

1 Андриянова, В.  70 книг о подвиге. Просветительская акция для детей и подростков /В.,Андриянова // Библиотека.-2014.- №8.-С.24-25.

2. Макарова, О. Во имя павших и живых: Опыт организации выставок ко Дню Победы //Библиотека.- 2011.-№6.-С.34-35

3.  Платонова ,О. История хранит  // Библиотека .- 2009.-№2.- С.64

4. Наволокина, Н. Многогранность гражданских чувств //Библиотека.- 2014.-№3.-С.19-23

5. Соломахина, С.  Правда о годах испытаний // Библиотека.-1994.-№2.- С.10-12

6. Шульгина, М. Зови же, память, снова в 45-й //Библиополе.-2014.-№11.-С.40-43

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

42 / 0,268 / 15.33mb