Работа по патриотическому воспитанию в библиотеках
к 70 летнему юбилею Победы в Великой Отечественной войне.
Методические рекомендации
«Я не напрасно беспокоюсь, Чтоб не забылась та война.
Ведь эта память — наша совесть, Она, как сила, нам нужна».
Ю. Воронов
К юбилею Победы сотрудники библиотек должны постараться охватить различные формы массовой работы. Библиотеки располагают достаточными фондами литературы о Великой Отечественной войне. Это дает им возможность вести активную подготовку к знаменательной дате. Особенности этой работы — ее масштабность, разнообразие средств, форм и методов, позволяющих учитывать запросы разных групп читателей.
В наши дни стало привычно критиковать прошлое и выворачивать наизнанку события и факты 70-летней давности. В те грозные дни 1941 -1945 гг. наши прадеды защитили мир от уничтожения, они подарили нам будущее. Теперь наша святая обязанность — защитить их память и подвиг от забвения.
В период подготовки к 70-летию Великой Победы в информационной и просветительской деятельности библиотек должны найти отражение такие темы, как «На фронтах Великой Отечественной…», «Всенародная борьба в тылу врага», «Герои Великой Отечественной войны», «Тыл — фронту», «Итоги и уроки Великой Отечественной войны. Значение Победы».
Тема «На фронтах Великой Отечественной…» занимает одно из центральных мест. Чтобы правильно и разносторонне раскрыть перед читателями огромный арсенал литературы о боевом пути нашей армии и флота, подчеркнуть значение крупнейших сражений и военных операций, желательно, опираясь на общепринятую научную периодизацию, составить календарь знаменательных дат Великой Отечественной войны. Выдающимся сражениям и операциям Великой Отечественной войны можно посвятить цикл открытых просмотров литературы «На полях сражений Великой Отечественной…».
Популяризации литературы о военном периоде жизни страны способствуют книжные выставки.
Выставку «Горькая память войны» можно отнести к неизбитым формам работы. Её замысел — показать Великую Отечественную в отдельных цифрах и фактах. О минувшей войне много написано, мы знаем, что она была кровопролитной и долгой, но цифра 1418 — ошеломляющая! А ведь именно столько дней шла война, и это каждый день лишений, голода и смертей. 20 миллионов жизней советских людей унесла она. Это страшно! Именно с таких цифр и фактов начиналась наша выставка. Когда стоят книги, они привлекают внимание, но не каждый добирается до той информации, что под переплётом находится. Здесь же все факты о войне были извлечены из книг и представлены наглядно. Крупными красными цифрами выделено количество, как символ страшного кровопролития — чёрным шрифтом обозначен сам факт. Сочетание красного и чёрного — цветовая гамма всех выставок, оформленных в библиотеке к дню Великой Победы.
Уж если сейчас, спустя столько лет, тема минувшей войны волнует умы и сердца писателей, художников, поэтов, всех думающих людей, то тогда, в тяжёлые сороковые, боль за Родину и родной народ выплёскивались на бумагу у литераторов, на полотна — у художников. Увеличить силу воздействия данных фактов на пользователей помог нам и иллюстративный материал. Каждый представленный факт сопровождался репродукцией картины художника и поэтическими строками. Выставка отражала основные страницы Великой Отечественной войны. Это и Битва под Москвой, и блокада Ленинграда, и защита Севастополя, и партизанское движение, и, конечно же, Победа.
Проиллюстрируем лишь «блокадную» часть. Она была представлена на выставке надписью «дней длилась блокада Ленинграда» и репродукцией картины В.С. Вильнера «Блокада». И кто же скажет о Ленинграде того времени более ёмко и правдиво, чем Ольга Берггольц, сама пережившая лишения тех лет?
Для того чтоб жить в кольце блокады, Ежедневно смертный слышать свист, — Сколько силы нам, соседка, надо, Сколько ненависти и любви!
За все месяцы работы выставки в библиотеке, где она экспонировалась, не было практически ни одного пользователя любой возрастной категории, который бы не обратил внимания, не остановился возле неё. Пытаясь определить эффективность выставки, её востребованность, делаем вывод, что она равна количеству всех пользователей, гостей и посетителей, которые побывали в библиотеке за это время. Предлагаю такую форму выставки своим коллегам как очень яркую, производящую мощное воздействие на читателя.
Вторая выставка-экспозиция «Колокола памяти» была размещена в стеклянной витрине. На красной материи, символизирующей стяг, расположили вещи — немые свидетели войны, принадлежавшие её участникам. Читатели, имеющие в своих семейных архивах такие раритеты, откликнулись предоставить их библиотеке. Вещи красиво перемежались с книгами большого формата о Великой Отечественной войне. Здесь же находился и томик Л.Н. Толстого «Война и мир», изданный в год начала Великой Отечественной войны.
Особо интересовалось выставкой молодое поколение. Мальчишки подросткового возраста внимательно рассматривали спаянные ложку и вилку, котелок и планшет, побывавшие на фронте, боевые ордена и фотографии.
Оформление фойе библиотеки с первых шагов настраивало пользователя на особое восприятие юбилейной даты. Сотрудники сумели создать атмосферу торжественности и глубокой памяти о тех далёких событиях. Здесь же, на информационном стенде, размещалась вся информация о планируемых мероприятиях, посвященных юбилейной дате. Привлекут внимание читателей книжно-иллюстративные выставки: «Есть в памяти мгновения войны», «Год 41-й. Мне восемнадцать» «Память сердца на страницах книг».
Тема «На фронтах Великой Отечественной…»
Молодые читатели охотно примут участие читательской конференции «Бойцы вспоминают минувшие дни»; на ней можно обсудить военные мемуары известных военачальников или воспоминания земляков — участников великой битвы с фашизмом.
Как показывает опыт, значительную аудиторию собирает устный журнал «Слава городов-героев вечна», в котором идет речь о бессмертных подвигах городов-герое в Москвы, Ленинграда, Киева. Волгограда, Минска, Одессы, Севастополя, Новороссийска, Керчи, Тулы, Смоленска, Мурманска, крепости-героя Бреста. О мужестве их защитников написаны книги, созданы кинофильмы, спектакли, музыкальные произведения. Из всего этого многообразия важно выбрать наиболее яркое, содержательное. В процессе проведения устного журнала можно убедительно показать обстановку военных лет, рассказать о том, какой ценой досталась нашему народу победа над фашизмом.
«Поэзия войны» — историко-поэтический вечер для учащихся старших классов. «Когда гремит оружие, музы молчат» — это изречение, известное ещё в Древнем Риме, ни в коей мере не относится к Великой Отечественной. В стране к 1941 г. было 2786 писателей, 941 из них ушёл на фронт, 417 не вернулись.
Поэзия, песни Великой Отечественной войны — это громадный пласт нашей культуры. Стихи и песни той поры в стране не забываются, они в наших душах, сердцах и сегодня. А тогда они вселяли надежду, вели к победе. Давно известно: у немцев в те годы не было берущих за душу песен о войне.
На этой встрече мы поговорили о жизни и творчестве Николая Майорова, Михаила Кульчицкого, Евгения Панфилова, Всеволода Багрицкого, Владислава Занадворова, Павла Когана, Иосифа Уткина.
Массовое партизанское движение, развернувшееся в тылу врага, на временно оккупированной территории, было составной частью Великой Отечественной воины. Показывая всенародную борьбу в тылу врага, важно подчеркивать, что в партизанском движении принимали участие представители всех наций и народностей нашей страны, крепла их боевая дружба.
Большое значение для раскрытия темы «Всенародная борьба в тылу врага» имеет краеведческая литература. Трудно назвать библиотеку, которая не пропагандировала бы литературу о славной боевой истории родного края, о подвигах героев-земляков в годы войны. Часто краеведческие отделы занимаются воссозданием истории боев на территории района, принимают участие в организации краеведческих музеев, в поисковой работе и т. п. Такое сочетание «небиблиотечных» форм работы с библиотечными значительно повышает интерес читателей к краеведческой литературе военно-патриотической направленности, делает это направление более эффективным. Для молодежной аудитории можно рекомендовать провести читательскую конференцию «Партизанскими тропами». В литературно-музыкальных гостиных, которые существуют во многих библиотеках, можно организовать тематический вечер «Бойцы незримого фронта».Чтобы сделать его информационно насыщенным, создать у участников нужный эмоциональный настрой, следует использовать кинофотодокументы, слайды, видео, нетрадиционные элементы оформления.
Участниками необычного урока «Город светлую память хранит» в детской библиотеке могут стать школьники. Они заранее должны узнать, в рамках конкурса «Дети о дедах», кто из их родственников сражался в боях за Новозыбков, как жила семья в годы войны. Выслушав рассказ сотрудника краеведческого музея или библиотекаря, школьники дополнят его интересными подробностями, примерами мужества, которые узнали от своих родителей, бабушек и дедушек.. Подобные встречи, по мнению библиотекарей, воспитывают у ребят свойственные нашему народу готовность к самопожертвованию, гордость за свою страну.
«Дневник детской памяти» — название презентации одноимённой книги журналистки Ларисы Машир. Эту встречу проводили коллеги библиотекари в трёх вариантах: для учащихся 5-6-х классов и 9-10-х классов,а также читателей-пенсионеров, чьи судьбы в той или иной степени затронула война. В книге 40 историй детей, которые пережили войну. Истории, собранные Л. Машир, — это только «капля в море детских бед и слёз». можно Сделать на ее основе общую встречу поколений
Драматург Александр Гельман, один из переживших оккупацию, сказал страшные слова: «Если вы, взрослые, решите начать войну, поубивайте сначала всех детей… потому что после неё невозможно остаться нормальным человеком».
Ожесточенный, истребительный характер войны потребовал от каждого человека предельного напряжения сил, высокой боевой стойкости, нравственной силы, героизма, мужества, беспримерной храбрости. О массовом героизме воинов, партизан и подпольщиков свидетельствует тот факт, что за годы войны боевыми орденами и медалями награждено свыше 7 млн. человек. Высокого звания Героя Советского Союза удостоено более 11 600 человек.
Литература о героях поможет молодым читателям в осмыслении истоков подвига, его нравственной значимости.
В работе с темой «Герои Великой Отечественной войны» хорошо зарекомендовала себя такая форма работы, как вечера литературных портретов. Их можно посвятить Маршалам Советского Союза Г. К. Жукову, К. К. Рокоссовскому, А. М. Василевскому. При подготовке и проведении советуем использовать мемуары прославленных военачальников, сборники «Советские полководцы и военачальники, книгу Н.Г.Баграмяна «Великого народа сыновья». Сценарий вечера обычно включает выступления ведущего, чтение отрывков из книг, прослушивание песен в записи, показ портретов, фотографий, иллюстраций, демонстрацию фрагментов из кинофильмов»
Материальную основу нашей Победы в годы Великой Отечественной войны обеспечили труженики тыла. Призыв «Все для фронта, все для победы» поднял миллионы советских людей на самоотверженный труд. В пропаганде литературы, раскрывающей тему «Тыл — фронту», важно подчеркивать, что победить в годы войны могла лишь та армия, которая опиралась на всенародную поддержку, на прочный тыл. Обзор «Всенародная помощь фронту» может предшествовать тематической конференции «Все для фронта, все для победы».
Актуальной может стать проведение просветительской акции для детей и подростков «70 книг о подвиге» или литературный марафон «Читаю книгу о войне», или «Помним. Читаем. Гордимся». Для сотен девчонок и мальчишек она послужит неоспоримым свидетельством того, какой ценой деды и прадеды победили в самой страшной войне прошлого века, чем следует гордиться, о ком помнить. В ходе, которой участники знакомятся с помощью библиографических изданий с художественными произведениями о войне. Массовые мероприятия этой тематике позволят каждому участнику прикоснуться душой к героической эпохе Великой Отечественной. Итогом акции может стать форум юных патриотов «Породнимся со славой» с приглашением ветеранов Великой Отечественной войны, читателей библиотек ЦБС. Выступления ведущих нужно сопроводить видеопрезентацией, воссоздающей атмосферу отгремевших боёв. Под мелодии военных песен могут прозвучать отзывы подростков о прочитанных книгах. В их числе — Б. Васильев «В списках не значится», Г. Бакланов «Навеки девятнадцатилетние», Э. Казакевич «Звезда», Б. Полевой «Повести о настоящем человеке», А. Адамович «Хатынская повесть» и многие другие.
Продолжить акцию можно флеш-мобом в парковой аллее Славы и на центральной площади. Здесь можно развёрнуть информационные стенды «Какие книги о войне вы читали?», выставку художественной литературы «О войне из книг мы узнаём». В заключение присутствующие могут выпустить в небо воздушные шары с эмблемой форума в память о погибших воинах, в знак благодарности за возможность жить в мире.
К каждому мероприятию или особенно интересной книжной выставке можно выпустить буклеты, рекомендательные списки литературы, закладки-памятки.
На 2015 г. — Год литературы и празднования 70-летия Великой Победы — у нас запланированы разнообразные книжно-иллюстративные выставки, уроки мужества, викторины на военную тематику, вечера-портреты, вечера памяти, вечера-встречи, встречи-диалоги.
Тема Великой Отечественной войны остаётся доминирующей в деятельности по героико-патриотическому воспитанию от года в год, играет новыми красками.
Составитель: Башкова Н.
Использованная литература.
1 Андриянова, В. 70 книг о подвиге. Просветительская акция для детей и подростков /В.,Андриянова // Библиотека.-2014.- №8.-С.24-25.
2. Макарова, О. Во имя павших и живых: Опыт организации выставок ко Дню Победы //Библиотека.- 2011.-№6.-С.34-35
3. Платонова ,О. История хранит // Библиотека .- 2009.-№2.- С.64
4. Наволокина, Н. Многогранность гражданских чувств //Библиотека.- 2014.-№3.-С.19-23
5. Соломахина, С. Правда о годах испытаний // Библиотека.-1994.-№2.- С.10-12
6. Шульгина, М. Зови же, память, снова в 45-й //Библиополе.-2014.-№11.-С.40-43