Пути решения проблем асоциального поведения детей школьного возраста в деятельности педагогов-воспитателей

В условиях кризиса современного общества, изменения моральных  и ценностных установок увеличилось число подростков, склонных к асоциальному поведению. Поэтому проблема профилактики асоциального поведения детей и подростков становится с каждым днем все более актуальной. Усугубляют положение окружающие сегодня ребенка жестокость, насилие, криминальные разборки, социальная нестабильность в обществе, сумасшедшая индустрия развлечений и повсеместная реклама сомнительных ценностей.
Асоциальное поведение – это поведение, которое противоречит социальным  нормам поведения.
Асоциальное поведение проявляется весьма разнообразно. Это и использование школьниками нецензурной лексики, курение, агрессивное поведение, употребление алкогольных напитков и психоактивных веществ, бродяжничество и др.
Главная задача профилактической работы – отыскать «ключик» к пониманию трудного ребенка, который позволит разработать систему адекватных воспитательных  мер, будет способствовать созданию условий, при которых ребенок пожелает изменить свое поведение. При чем работа должна быть системной и объединять вокруг проблемы всех участников воспитательного процесса(педагога, психолога, врача, других специалистов).
Необходимо помнить правило «Трех «П» – Понять! Принять! Помочь!
«Понять!» – необходимо понять, почему ребенок так, а не иначе поступает, что его толкает на этот шаг.
«Принять!» – принять ребенка таким, каков он есть. На этом этапе необходимо построить индивидуальную воспитательную стратегию. («Что делать?»). Далее важно определить тактику(«Как делать?»). На этом этапе важна рефлексия взрослыми свое отношения к трудному ребенку.
«Помочь!» – применение выстроенных воспитательных воздействий к трудному ребенку, но только при условии выполнения первых двух шагов.
Наиболее важными аспектами профилактической работы с асоциальными детьми являются:
1.Устранение пробелов в знаниях учащихся
Это важный компонент в системе ранней профилактики. Классному руководителю и родителям необходимо ежедневно контролировать успеваемость для своевременного принятия мер к устранению пробелов в знаниях с помощью проведения дополнительных занятий и индивидуальной работы с такими учащимися.
2.Борьба с прогулами занятий
Это второе важное звено в воспитательной и учебной работе в системе ранней профилактики. Необходимо помнить, что у ученика, прогулявшего хотя бы один день занятий, появляется чувство безнаказанности, которое подтолкнет на повторные прогулы классным руководителям необходимо ежедневно контролировать посещаемость уроков.
3.Организация досуга учащихся
Необходимо вовлекать учащихся в занятия спортом, художественное творчество, кружковую работу. Они являются важными направлениями воспитательной деятельности, развивающими творческую инициативу ребенка, способствуют активному и полезному проведению досуга, формируют законопослушное поведение.
4.Пропаганда здорового образа жизни
Должна опираться на потребности детей и не носить навязчивый характер. К программе формирования здорового образа жизни, профилактике вредных привычек надо привлекать не только специалистов(медиков, психологов, спортсменов и др.) но и широко использовать детский потенциал.
5. Правовое воспитание
Пропаганда среди учащихся, их родителей правовых знаний – важное и необходимое звено в профилактике асоциального поведения. Проведение бесед на классных часах, родительских собраниях, разъяснительной работы о видах ответственности за те или иные противоправные поступки.
6. Предупреждение вовлечения учащихся в экстремистские организации
Педагогам следует проводить работу в этом направлении совместно с органами внутренних дел, привлекая ученическое самоуправление, родительскую общественность, общественные организации.
7.Выявление учащихся и семей, находящихся в социально опасном положении.
Это знакомство с жилищными условиями учащихся, беседы с родителями, взрослыми членами семьи, составление акта обследования жилищных условий, выяснение жилищных условий, выяснение положения ребенка в семье, его взаимоотношений с родителями. При выявлении конфликтов между родителями и детьми, проблем в семейном воспитании, работу рекомендуется проводить одновременно  с родителями и детьми.
8. Проведение индивидуальной воспитательной работы
Одним из основных направлений профилактической школьной деятельности является выявление, постановка на внутришкольный контроль обучающихся с асоциальным поведением, разработка для них индивидуальной воспитательно-образовательной программы.
Индивидуальная профилактическая работа может проводиться с родителями несовершеннолетних, не исполняющими обязанности по воспитанию детей, а также отрицательно влияющими на их поведение либо жестоко обращающимися с ними.

Полностью с публикацией Кудрявцева Евгения Александровича, педагога-психолога ГАПОУ города Москвы «Московский образовательный комплекс имени Виктора Талалихина, можно ознакомиться в журнале // НаркоНет. – 2016. – № 7-8. – с. 36-37

This entry was posted in Новости. Bookmark the permalink.

Comments are closed.

43 / 0,228 / 15.13mb