Алексеев Ростислав Евгеньевич (биография)

Алексеев Ростислав Евгеньевич
(1916-1980)

В   Вашингтоне,   в   Галерее   выдающихся   личностей XX века, помещён портрет Ростислава Евгеньевича Алексеева. Именно ему, русскому инженеру, принадлежит пальма первенства в создании принципиально нового вида транспортного средства – с использованием   эффекта   экрана.
Ростислав   Евгеньевич   Алексеев   одним   из   первых   в   мировой практике разработал и создал серийные боевые корабли и пассажирские суда на подводных крыльях и экранопланы. Он заложил научно-технические основы создания скоростных судов, являлся талантливым организатором целой отрасли судостроения.
Ростислав Евгеньевич Алексеев родился 18 декабря 1916 г. в семье директора Новозыбковской опытной станции. Мать работала учительницей. В 1933 году семья переезжает в город Горький (ныне Нижний Новгород). В 1935 году поступил в Горьковский индустриальный институт имени Жданова (ныне Нижегородский государственный технический университет) на кораблестроительный факультет (ныне Факультет Морской и Авиационной Техники). 1 октября 1941 года защитил дипломную работу «Глиссер на подводных крыльях» и госкомиссией ему было присвоено звание инженера-кораблестроителя. После защиты молодой инженер был направлен на завод «Красное Сормово». В 1942 году ему выделяются средства, создается коллектив для работы по созданию боевых катеров на подводных крыльях. Катера Алексеева не успели принять участия в боевых действиях, но созданные им модели убеждали в возможности успешной реализации идеи. В 1951 году Алексеев и его помощники за разработку и создание судов на подводных крыльях были удостоены Сталинской премии. Коллектив начинает работать над пассажирским судном на подводных крыльях, получившем символическое имя «Ракета». Летом 1957 года Алексеев привел первый образец в Москву в дни Международного фестиваля молодёжи и студентов. С этого впервые в мире началось скоростное судостроение. Катера «Волга», «Метеор», «Комета», «Спутник», «Буревестник», «Восход» — ежегодно новый проект. В 1961 году десять сотрудников во главе с Алексеевым получают Ленинскую премию за создание нового транспортного средства. В 1962 году в ЦКБ началась работа по созданию экраноплана КМ для ВМФ, а в 1964 году — над проектом экраноплана Т-1 для воздушно-десантных войск. 22 июня 1966 года экраноплан КМ, самый крупноразмерный для своего времени летательный аппарат на земле, был спущен на воду. В начале 70-х годов ЦКБ Алексеева был дан заказ на постройку десантного катера «Орлёнок». 3 ноября 1979 года первый в мире десантный корабль-экраноплан был принят как боевая единица в состав ВМФ. Завершен был этот проект постройкой крупнотоннажного экраноплана-ракетоносца «Лунь». К тому времени Ростислав Алексеев был тяжело болен и после двух операций скончался 9 февраля 1980 года.
Именем Р.Алексеева названы судно на подводных крыльях и площадь в Нижнем Новгороде. 2 февраля 2007 года его имя было присвоено Нижегородскому государственному техническому университету.
В Нижнем Новгороде и Новозыбкове установлены памятники Р. Алексееву.

This entry was posted in Верхнее меню. Bookmark the permalink.

Comments are closed.

43 / 0,355 / 15.28mb