Великий роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» был написан им после возвращения с каторги. Произведение сделало автора известным всей России, вопрос: «Тварь я дрожащая или право имею?» известен каждому человеку, знакомому с русской литературой, а вот проблема душевных терзаний главного героя, его неприятие своих «двойников» Свидригайлова и Лужина, сумевших воплотить теорию Раскольникова в жизнь (они живут так, как будто «право имеют»), да и таковая постановка вопроса часто остаётся за кадром. Чтобы обратить внимание студентов новозыбковского медицинского колледжа на мысль Федора Михайловича о невозможности счастья, построенного на крови и боли других людей, библиотекарь Афонина Наталья Михайловна прочитала 23 января в этом учебном заведении лекцию «Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» в свете десяти заповедей Господних». Она показала, как нарушение или исполнение каждой заповеди Декалога влияет на судьбы героев книги, а в конце беседы сделала вывод, основанный на словах Христа: «Нет больше той любви, кто душу свою положит за други своя». В любви Сонечки тает великая гордыня Раскольникова, в любви самоотверженной, ничего для себя не ищущей, не навязывающей себя находит спасение обманутый дьяволом «наполеон». В любви великодушного «медведя» Разумихина успокаивается истерзанное сердце Дунечки.
Любящие только себя обречены на поражение. «Заповедь» Аркадия Ивановича Свидригайлова: «Единичное злодейство позволительно, если главная цель хороша», приводит ее автора к полному душевному опустошению и самоубийству.
Исполнение собственной «заповеди»: «Наука же говорит: возлюби прежде всех самого себя, ибо все на свете на личном интересе основано» Петром Петровичем Лужиным заканчивается его позором и просто потерей немалых материальных средств, что для этого человека очень важно. Это самый неприятный герой романа.
Главная цель, которую ставила перед собой библиотекарь – показать студентам, как глубока, современна, интересна, нужна книга Ф.М.Достоевского всем нам сегодня.