Родина как высшая ценность

Рекомендательный список литературы к 105-летию со дня рождения К.М.Симонова со ссылками, биографией,  библиографией и списком экранизаций.

28 ноября 1915 года родился русский писатель, поэт, драматург, сценарист, журналист, общественный деятель Константин (Кирилл) Михайлович Симонов.
В сознании ныне живущих людей имя Константина Симонова прочно ассоциируется с произведениями о Великой Отечественной войне, со знакомыми со школьной скамьи строчками стихотворения «Сын артиллериста», и ещё с сериальными версиями о его романе с известной актрисой Валентиной Серовой. В годы хрущёвской «оттепели» ему, советскому «генералу» от литературы не простили ни его молниеносного успеха, ни высоких постов в Союзе писателей СССР в эпоху сталинизма. Постперестроечные «переписчики» отечественной истории и вовсе причислили К.Симонова – лауреата Ленинской и шести Сталинских премий, одного из самых прославленных и  талантливых писателей XX века – к «антигероям». Но так же как из истории страны невозможно вычеркнуть ни сталинских репрессий, ни Великой Победы в Отечественной войне, так  из русской литературы невозможно «изъять» действительно талантливые произведения, даже если назвать их авторов беспринципными «советскими функционерами» или «заказными» писателями-соцреалистами.
Стихотворение – заклинание Константина Симонова «Жди меня» во время Великой Отечественной читали, как молитву. Пьесы «Парень из нашего города», «Русские люди», «Так и будет» стали героическими примерами для целого поколения советских людей. Далеко неоднозначный, слишком откровенный цикл лирических стихов, посвящённый В.Серовой («С тобой и без тебя», 1942), ознаменовал собой недолгий период «лирической оттепели» в советской военной литературе и принёс его автору воистину всенародную известность. Читая эти строки нельзя, невозможно не понять, что Константин Симонов писал о Великой Отечественной войне не по обязанности, а по глубокой внутренней потребности, которая с юных лет и до конца дней определила основную тему его творчества. На протяжении всей жизни поэт, драматург, мыслитель Симонов продолжал думать и писать о людских судьбах, связанных с войной. Он был воином и поэтом, способным зажечь в сердцах миллионов людей не только ненависть к врагу, но и поднять нацию на защиту своей Родины, вселить надежду и веру в неизбежную победу добра над злом, любви над ненавистью, жизни над смертью. Будучи непосредственным очевидцем и участником многих событий, Симонов как журналист, писатель, сценарист, художник слова внёс немалую лепту своего труда в формирование отношения к событиям Великой Отечественной войны у всех последующих поколений. Роман «Живые и мёртвые» – самое масштабное произведение писателя – являет собой глубокое осмысление прошедшей войны, как огромной, общечеловеческой трагедии. Им зачитывалось не одно поколение читателей: и те, кто прошёл и помнил ту войну, и те, кто знал о ней по рассказам старших и советским кинофильмам.
В истории отечественной литературы имя Константина Симонова занимает особое место. И это неудивительно! Поражает его творческая многогранность: поэт, прозаик, драматург, сценарист, журналист, переводчик. И всё – в одном лице. Характерной особенностью творчества Константина Симонова, по сути, на протяжении всей его жизни являлась верность военной теме. Думается, это не случайно, поскольку Константин Симонов родился в Петрограде в офицерской семье, где понятие воинского долга и офицерской чести было в почёте.
Из многочисленных опубликованных биографий К. Симонова известно, что начал печататься он в 1934 г., а в 1938 – окончил Литературный институт им. Горького. В период боёв с японскими войсками на р. Халхин-Гол впервые был военным корреспондентом – газеты «Героическая красноармейская».
С первых дней Великой Отечественной войны Константин Симонов находился в действующей армии: был собственным корреспондентом газет «Красная Звезда», «Правда», «Комсомольская правда», «Боевое знамя» и др. Побывал на всех фронтах, а также –  в Румынии, Болгарии, Югославии, Польше, Германии, был свидетелем последних боев за Берлин. Он видел войну вблизи, все её тяготы и невзгоды, кошмар поражений и радость побед, смерть и героизм солдат и офицеров. Именно поэтому его произведения о войне столь правдивы, информативны, ярки и впечатляющи. Среди них наибольшую известность приобрели романы «Живые и мертвые» (1959), «Солдатами не рождаются» (1964) и «Последнее лето» (1971). Они экранизированы. Большую документальную ценность имеют мемуары Симонова «Дневники военных лет».
После войны Симонов реализует весь свой огромный человеческий потенциал в сфере, которую принято именовать «теорией малых дел». Он воплотил свои неизрасходованные на собственную литературу силы во множество дел и поступков, восстанавливающих или устанавливающих справедливость и истину в условиях сопротивляющихся этому тенденций общественной и литературной жизни.
Возвращение читателю романов Ильфа и Петрова, выход в свет булгаковского «Мастера и Маргариты» и хэмингуэевского «По ком звонит колокол», защита Лили Брик, которую высокопоставленные «историки литературы» решили вычеркнуть из биографии Маяковского, первый полный перевод пьес Артура Миллера и Юджина О’Нила, выход в свет первой повести Вячеслава Кондратьева «Сашка» – вот далекий от полноты перечень «геракловых подвигов» Симонова, только тех, что достигли цели и только в области литературы. А ведь были еще и участие в «пробивании» спектаклей в Современнике и Театре на Таганке, первая посмертная выставка Татлина, восстановление выставки «ХХ лет работы» Маяковского, участие в кинематографической судьбеА.Германа и десятков других кинематографистов, художников, литераторов. Ни одного неотвеченного письма. Хранящиеся сегодня в ЦГАЛИ десятки томов поденных усилий Симонова, названных им «Все сделанное»,
содержат тысячи его писем, записок, заявлений, ходатайств, просьб, рекомендаций, отзывов, разборов и советов, предисловий, торящих дорогу «непробиваемым» книгам и публикациям.  Особым симоновским вниманием пользовались его товарищи по оружию. Сотни людей начали писать военные мемуары после прочитанных Симоновым и сочувственно оцененных им «проб пера». Он пытался помочь разрешить бывшим фронтовикам множество бытовых проблем: больницы, квартиры, протезы, очки, неполученные награды.
28 августа 1979 года Константина Симонова не стало. В официальном некрологе было написано: «о дате похорон на Новодевичьем кладбище будет сообщено отдельно». Не состоялось. Симонов завещал развеять свой прах на поле под Могилевом, самом памятном месте его жизни. На официальной мемориальной доске возле рабочего кабинета Симонова на улице Черняховского написано: «Герой Социалистического труда». На камне возле Буйнического поля: «Всю жизнь он помнил это поле боя и здесь завещал развеять свой прах».

КНИГИ

1.Симонов, К.М. Собрание сочинений в 10 томах / К.М.Симонов .- Москва, 1979г.
2. Симонов, К.М. Глазами человека моего поколения: размышления о И.В.Сталине /К.М.Симонов .- Москва,1990.- 429с.
3. Симонов, К.М. Дни и ночи: повесть/ К.М.Симонов.- Москва : Художественная литература, 1984.- 260с.
4. Симонов, К.М. Если дорог тебе твой дом: Поэмы. Стихотворения. Повесть / К.М.Симонов.- Москва : Молодая гвардия, 1982.- 479с.
5. Симонов, К.М. Жди меня: стихи / К.М.Симонов.- Москва: Эксмо, 2005.- 352с.
6. Симонов, К.М. Живые и мертвые: роман в 3-х книгах / К.М.Симонов.- Москва: Художественная литература, 1990.- 786с.
7. Симонов, К.М. Последнее лето: роман / К.М.Симонов.- Москва: Советский писатель, 1971.- 608с.
8. Симонов, К.М. Разные дни войны: Дневник писателя в 2 т. / К.М.Симонов.- Москва: Известия, 1981.- 527с.
9. Симонов, К.М. Товарищи по оружию: роман / К.М.Симонов.- Москва: Правда, 448с.
10. Симонов, К.М. Шел солдат…: сборник стихов / К.М.Симонов.- Москва: ДОСААФ, 1976.- 144с.

БИБЛИОГРАФИЯ

1.Константин Симонов в воспоминаниях современников.- Москва: Советский писатель, 1984.- 608с.
2.Караганов, А.В. Константин Симонов вблизи и на расстоянии / А.В Караганов .- Москва: Советский писатель, 1987.- 281с.
3. Лазарев, Л.И. Военная проза К. Симонова /Л.И. Лазарев.- Москва: Художественная литература, 1975.-240с.
4. Лазарев, Л.И. Константин Симонов: очерк жизни и творчества /Л.И. Лазарев.- Москва: Художественная литература, 1985.-344сс.
5. Симонов, К.М. Сегодня и давно: Статьи, воспоминания, литературные заметки о собственной работе / К.М. Симонов.- Москва: Советская литература, 1978.- 656с.
6. Аннинский, Л. Константин Симонов и Алексей Сурков: Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины?…/ Л.Аннинский //Родина.- 2016.-№ 5- С.30.
7. Симонова, Т. Неудобный отец: [Почему К.Симонов «стеснялся» своего отца]/ Т.Симонова // Родина.- 2018.- № 11.- С.102-105.
8. Симонова, Е. К.Симонов: Да, враг был храбр. Тем больше наша слава./ Е.Симонова// Родина.- 2020.- № 9.- С.24-25.

ЭКРАНИЗАЦИИ

  1. Бессмертный гарнизон. Фильм. 1956. Режиссер Захар Аграненко.
  2. Во имя Родины. Фильм. 1942. Режиссер Всеволод Пудовкин.
  3. Возмездие. Фильм. 1967. Режиссер Александр Столпер.
  4. Двадцать дней без войны. Фильм. 1976. Режиссер Алексей Герман.
  5. Дни и ночи. Филь. 1944. Режиссер Александр Столпер.
  6. Дорога на Берлин. Режиссер Александр Попов.
  7. Живые и мертвые. Фильм. 1964. Режиссер Александр Столпер.
  8. Парень из нашего города. Фильм. 1942. Режиссер Александр Столпер.
  9. Русский вопрос. Фильм. 1948. Режиссер Михаил Ромм.
  10. Так и будет. Фильм. 1979. Режиссер Лев Мирский.
  11. Четвертый. Фильм. 1972. Режиссер Александр Столпер.


This entry was posted in Библиотека рекомендует, Новости. Bookmark the permalink.

Comments are closed.

43 / 0,201 / 14.94mb