«Жаркое солнце поэта блещет как звонкая сталь»

Рекомендательный список  литературы к 135-летию Николая Гумилева с биографией, библиографией и информационными  ссылками

15  апреля 1886 года ознаменовалось для русской поэзии рождением Николая Гумилёва. Николай Степанович Гумилёв вошел в историю как один из самых известных поэтов Серебряного века русской культуры. За свою короткую жизнь он успел поучаствовать в Первой мировой войне, получить несколько боевых  наград, основать литературное течение акмеизм и совершить несколько экспедиций в Абиссинию.
Николай Гумилев родился 15 апреля 1886 года в Кронштадте. Он стал третьим ребенком в семье, у него были старшие брат Дмитрий и сестра Александра. Его отец служил корабельным врачом, а мать происходила из старинного дворянского рода Львовых.
Детство будущего поэта прошло в Царском Селе. Но на лето семья переезжала в имение Березки в Рязанской губернии: Гумилев часто болел, и родители следили, чтобы он побольше бывал на свежем воздухе.
В 1894 году Гумилев поступил в гимназию Якова Гуревича в Петербурге. Учиться ему не нравилось: гораздо больше он любил читать приключенческие романы и рисовать. По иностранным языкам мальчик неизменно получал плохие оценки, а в 1900 году его оставили на второй год. В это же время заболел старший брат Николая Гумилева, и врачи посоветовали семье переехать на юг, в теплый климат. Гумилевы отправились в Тифлис.
На юге Гумилев увлекся астрономией и историей, начал брать уроки рисования, много времени проводил в горах. Впечатления от Тифлиса легли в основу его первых стихов. В 1902 году газета «Тифлисский листок» опубликовала его произведение «Я в лес бежал из городов» (читать стихотворение).
В Тифлисе семья прожила три года, затем вернулась в Царское Село, где Гумилев поступил в седьмой класс Царскосельской Николаевской гимназии. Как и раньше, учился он плохо, регулярно попадал в списки неуспевающих. Дело дошло до исключения, не дал отчислить юношу директор гимназии – поэт Иннокентий Анненский (читать об Анненском и Гумилеве). На педагогическом совете он заступился за Гумилева и заметил, что неуспеваемость юного поэта компенсируется отличными стихами.
В 1903 году Гумилев познакомился со своей будущей женой – Анной Горенко, которая позднее прославилась под фамилией Ахматова. Она училась тогда в Мариинской женской гимназии и писала стихи. Гумилев сразу влюбился, но Ахматова долго не отвечала ему взаимностью.
В октябре 1905 года вышел первый поэтический сборник Николая Гумилева – «Путь конквистадоров». (читать сборник). Критики отозвались о нем сдержанно. Книга, созданная под впечатлением от стихотворений французских декадентов, показалась им старомодной: она напоминала работы старших символистов 1890-х годов – Константина Бальмонта и Федора Сологуба. В журнале «Весы» рецензию на «Путь конквистадоров» опубликовал поэт Валерий Брюсов. «В книге есть и несколько прекрасных стихов, действительно удачных образов. Предположим, что она только путь нового конквистадора и что его победы и завоевания впереди», — писал он. Гумилев прочитал рецензию Брюсова и отправил ему письмо с благодарностью. Брюсов в свою очередь решил помогать начинающему поэту советами. Так началась их многолетняя переписка.
Окончив гимназию в 1906 году, Гумилев отправился продолжать учебу в Париж. По совету Брюсова он хотел познакомиться с жившими там символистами – Дмитрием Мережковским, Зинаидой Гиппиус и Андреем Белым. Встреча не задалась: писатели не приняли начинающего поэта. Неудачное знакомство с символистами не оттолкнуло Гумилева от поэзии. Под впечатлением от прогулок по парижскому зоопарку он написал стихотворение «Жираф».
В Париже Николай Гумилев познакомился с Алексеем ТолстымМаксимилианом Волошиным и художником Мстиславом Фармаковским. Общение с ними подтолкнуло поэта к созданию собственного литературно-художественного журнала – и в 1907 году он начал издавать «Сириус» (читать о журнале). В нем Гумилев печатал свою поэзию и прозу, первые стихи Анны Ахматовой, репродукции картин Мстислава Фармаковского, Семена Данишевского. Чтобы скрыть нехватку авторов, Гумилев публиковал собственные работы под разными псевдонимами. Журнал не вызвал интереса у публики, поэтому после выхода трех номеров его пришлось закрыть.
В 1908 году в Париже Гумилев выпустил свой второй поэтический сборник «Романтические цветы», а затем вернулся в Россию. К этому моменту он уже был известен в литературных кругах: на «Романтические цветы», как и на «Путь конквистадоров», написал рецензию Валерий Брюсов.
В 1908 году Гумилев побывал в Египте. Об этой поездке он мечтал давно, но его отец был против: Степан Гумилев хотел, чтобы сын уделял больше внимания учебе. Николай Гумилев придумал, как не огорчать отца. Он решил скрыть любую информацию о путешествии – заранее написал несколько поддельных писем, которые его друзья присылали семье поэта от его имени. Деньги на путешествие Гумилев скопил сам.
С 1908 по 1910 год Гумилев жил в Петербурге и Царском Селе. В октябре 1909 года вышел первый номер журнала «Аполлон». Его создатель – поэт Сергей Маковский – пригласил к сотрудничеству в издание Иннокентия Анненского и Николая Гумилева. В этом журнале опубликовали поэму «Капитаны», которая стала одним из самых известных произведений Гумилева. Николай Гумилев часто сотрудничал с «Аполлоном»: в разделе «Письма о русской поэзии» выходили его критические статьи и обзоры литературных новинок.
Осенью 1909 года Гумилев совместно с Вячеславом Ивановым создал новое художественное общество – Академию стиха. В него, помимо основателей, вошли поэты Александр Блок, Михаил Кузмин, Иннокентий Анненский и Сергей Маковский. В заседаниях Академии стиха участвовали видные писатели, поэты, художники и ученые.
В конце 1909 года Гумилев предложил руку и сердце Анне Ахматовой (читать историю любви). Свадьбу планировали на начало следующего, 1910 года.
Вскоре после этого поэт вновь отправился в путешествие: через Константинополь и Каир он добрался до африканского государства Джибути. Здесь он много общался с местными жителями, охотился на диких зверей. «Я совсем утешен и чувствую себя прекрасно», – писал Гумилев поэту Вячеславу Иванову.
В начале 1910 года Николай Гумилев вернулся в Россию. А в феврале умер его отец, из-за траура в семье пришлось перенести свадьбу с Ахматовой на конец апреля. Тогда же вышел третий сборник стихов Гумилева «Жемчуга», посвященный Валерию Брюсову. Рецензии на книгу появились в крупных литературно-художественных журналах России  – «Аполлоне» и «Русской мысли».
Осенью 1911 года совместно с поэтом Сергеем Городецким Гумилев создал новое художественное объединение – «Цех поэтов» (читать про цехе поэтов, акмеизме). В его состав вошли Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Владимир Нарбут и другие. В этом объединении сформировалось новое литературное направление – акмеизм. Впервые этот термин употребил Гумилев в сентябрьском номере журнала «Аполлон» за 1912 год. Новое течение противопоставляли символизму. По мнению акмеистов, литературные произведения должны были быть понятными, а слог – точным. Этим принципам следовал Гумилев в сборнике «Чужое небо». В него вошли фрагменты поэмы «Открытие Америки» и перевод стихотворения Теофиля Готье «Искусство», которое стало своеобразным образцом для акмеизма.
В конце 1912 года акмеисты создали собственное издательство – «Гиперборей» и начали выпускать одноименный журнал, а в январе 1913 года вышел номер «Аполлона» со статьями «Некоторые течения в современной русской поэзии» Сергея Городецкого и «Наследие символизма и акмеизма» Николая Гумилева. Они стали манифестами нового литературного течения.
Почти весь 1913 год Гумилев путешествовал. Как посланник Академии наук он отправился в Африку (читать о Гумилеве. Тема Африки) – собирать информацию о местных жителях. Маршрут поэта пролегал через Турцию, Египет и Джибути. В пути он вел дневник, в котором описывал уклад жизни обитателей этих земель и местную природу.
Гумилев вернулся в Россию осенью 1913 года. Вскоре он выпустил сборник переводов из Теофиля Готье «Эмали и камеи». Критики писали, что недостаточное владение французским языком не помешало Гумилеву хорошо перевести стихотворения Готье – они отмечали «поэтическое братство» двух поэтов, близость мотивов и образов в их творчестве.
1914 год изменил привычный богемный образ жизни Гумилева: распадался «Цех поэтов», напряженными стали отношения с женой, а летом началась Первая мировая война. (читать о Гумилеве и Первой мировой войне). Россию охватил патриотический подъем, и, как многие другие, Николай Гумилев отправился на фронт добровольцем. «Войну он принял с простотою совершенной, с прямолинейной горячностью. Он был, пожалуй, одним из тех немногих людей в России, чью душу война застала в наибольшей боевой готовности. Патриотизм его был столь же безоговорочен, как безоблачно было его религиозное исповедание», — писал о нем сотрудник журнала «Аполлон» Андрей Левинсон. На время войны Гумилев выпал из литературной жизни России и не следил за ее изменениями. Однако в газете «Биржевые ведомости» публиковали цикл его военных очерков «Записки кавалериста». На фронте он писал религиозно-патриотические стихи, которые восхваляли русскую армию. Ярким примером творчества этого периода стал цикл «Наступление» 1914 года.
В начале августа 1914 года Гумилева зачислили в уланский полк. Его наградили Георгиевским крестом III и IV степеней, в январе 1915 года произвели в унтер-офицеры, а в марте 1916-го — в прапорщики гусарского Александрийского полка. В мае того же года Гумилеву пришлось оставить военную службу из-за воспаления легких. Он вернулся в Петербург, переименованный на волне патриотического подъема в Петроград, а оттуда по рекомендации врачей уехал на юг, в Ялту. В это же время поэт выпустил новый сборник — «Колчан», в который вошли его военные стихотворения. После лечения Гумилева направили на учебу в кавалерийское училище. Закончив его, поэт вновь вернулся на фронт и Февральскую революцию 1917 года встретил в окопах.
Анна Ахматова не разделяла патриотических настроений мужа. Война усугубила разлад в отношениях супругов. Гумилев интересовался боевыми действиями куда больше, чем жизнью семьи. Даже после Февральской революции он не вернулся в Россию, а поехал в Грецию на Салоникский фронт, затем присоединился к Экспедиционному корпусу Русской армии во Франции. В Париже Гумилев прожил до января 1918 года. Там он много общался с русскими эмигрантами, создал трагедию «Отравленная туника», увлекся восточной поэзией – ее переводы вошли в сборник «Фарфоровый павильон».
В 1918 году Гумилев приехал в Россию. На фоне массовой эмиграции его возвращение расценивали почти как самоубийство: было очевидно, что убежденному монархисту в большевистской России будет трудно. «Уж мать-то всегда ждет, а здесь и она не ждала…» — вспоминала Анна Ахматова. С женой Гумилев увиделся уже в начале мая 1918 года. Эта встреча не стала для поэта радостной: Ахматова потребовала развода. Супруги развелись в августе, а уже в начале 1919 года Гумилев женился во второй раз. Его избранницей стала Анна Энгельгардт, дочь историка Николая Энгельгардта.
Почти все стихотворения Гумилева конца 1918 года были посвящены Востоку и Африке. В это же время издательство «Петербург» предложило ему написать книгу «География в стихах». Первой частью этой книги стал сборник «Шатер» (читать сборник), который вышел в 1921 году.
Осенью 1918 года Максим Горький организовал издательство «Всемирная литература». В редколлегию он пригласил видных деятелей литературы тех лет: Александра Блока, Михаила Лозинского и Николая Гумилева. В издательстве Гумилев заведовал французским отделом, редактировал переводы других поэтов. Он все так же интересовался восточной литературой.
В начале 1919 года Гумилев опубликовал перевод вавилонского эпоса «Гильгамеш». В это же время его пригласили преподавать мастерство перевода в недавно учрежденный Институт живого слова. В 1919 году вышел новый сборник Гумилева – «Костер», его переводы Шарля Бодлера, Сэмюэля Кольриджа, Роберта Саути и других известных европейских поэтов, переиздания книг «Романтические цветы» и «Жемчуга». Гумилев попытался воссоздать «Цех поэтов». Новое литературное общество просуществовало два года и выпустило два альманаха стихов. Помимо «Шатра» в 1921 году поэт выпустил сборник «Огненный столп», который стал вершиной его поэтического творчества.
Критики отметили рост его поэтического таланта. ««Огненный столп» – красноречивое доказательство того, как много уже было достигнуто поэтом и какие широкие возможности перед ним открывались», – писал поэт Георгий Иванов. Гумилев также возглавил литературную студию «Звучащая раковина», где читал лекции начинающим поэтам.
Николай Гумилев никогда не скрывал своего отрицательного отношения к новой власти. Он открыто заявлял, что не понимает и не уважает большевиков.
3 августа 1921 года Николая Гумилева арестовали. Его обвинили в контрреволюционной деятельности, заговоре против советской власти и сотрудничестве с Петроградской боевой организацией.
Руководителем заговорщиков назвали сотрудника Академии наук Владимира Таганцева. По делу Петроградской боевой организации Владимира Таганцева арестовали свыше ста человек. Почти все были представителями творческой и научной интеллигенции.
Друзья Гумилева – поэты Николай Оцуп и Михаил Лозинский – пытались заступиться за него, но не смогли повлиять на решение комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем. 24 августа был вынесен смертный приговор. 26 августа 1921 года Николая Гумилева и 56 других обвиняемых по делу Петроградской боевой организации Владимира Таганцева расстреляли (читать об аресте и гибели).
В СССР творчество Николая Гумилева практически не изучали, а произведения не публиковали. Поэта реабилитировали только в 1992 году – тогда его дело признали сфабрикованным. Позднее были обнародованы документы, которые подтверждали существование Петроградской боевой организации. Однако вопрос о причастности Гумилева к ее работе до сих пор остается открытым. Место захоронения поэта неизвестно.

Книги

1. Гумилев, Н.С. Сочинения в 3Т. / Н.С.Гумилев.- Москва: Художественная литература, 1991.
2. Гумилев, Н.С. В огненном столпе Гумилев, Н.С. Советская Россия, 1991.- 416с.- (Русские дневники).
3. Гумилев, Н.С. Драматические произведения; Переводы; Статьи / Н.С.Гумилев.- Ленинград: Искусство, 1990.- 404с.
4. Гумилев, Н.С. Когда я был влюблен…: Стихотворения. Поэмы. Пьесы. / Н.С.Гумилев.- Москва: Школа-Пресс, 1994.- 624с.
5. Гумилев, Н.С. Проза  / Н.С.Гумилев.- Москва: Современник, 1990.- 126с.
6. Гумилев, Н.С. «Я конквистадор в панцире железном…»: стихотворения, статьи о поэзии / Н.С.Гумилев.- Москва: Детская литература, 2004.- 316с

Библиография

  • Гумилев, Н.С. Письма о русской поэзии / Н.С.Гумилев.- Москва: Современник, 1990.- 383с.
  • Куняев, С. «Труды и дни» поэта, путешественника и воина: [Н.С.Гумилев]/ С.Куняев //Наш современник.- 2006.- № 4.-С.254.
  • Степанов, Е. Николай Гумилев в 1917-1918 годах / Е.Степанов // Наше наследие.- 2011.- № 10.- С.105-127.
  • Куличенко, Н.В. «Недолгий мой и горький век» : [лекция о судьбе русского поэта Н.С.Гумилева]/ Н.В.Куличенко // Читаем. Учимся. Играем.- 2011.- № 12.- С.4.
  • Степанов, Е. Николай Гумилев. Встречи в Париже. / Е.Степанов // Наше наследие.- 2012.- № 101.- С.103-129.
  • Грачева, И. «Усадьбы старые разбросаны по всей таинственной Руси…»: [Усадебные мотивы в поэзии Н.Гумилева] / И.Грачева // Наука и жизнь.- 2013.- № 10.- С.110-117.
  • Шеваров, Д. Крест Николая Гумилева:[к 130-летию со дня рождения]/ Д.Шеваров // Российская газета.- 2016.- № 80.- С.38.
  • Тополянский. В.Д. Убийство поэта: [Н.С.Гумилев] / В.Д. Тополянский // Наше наследие.- 2017.- № 121.- С.78-95.

Фильмы о Н.С.Гумилеве

  1. Я вырван был из жизни тесной. Николай Степанович Гумилев: документальный фильм. – Москва, 2014 (10мин). – цв, зв.- Точка доступа :blob:https://www.youtube.com/c8c4aa10-e6fc-476e-9051-73cda1ba2483 / Дата обращения 15.04 2021.- Изображение (движущееся; трехмерное): видео.
  2. Гении и злодеи. Николай Гумилёв: Канал «Культура»: [Документальный фильм] .- Москва, 2006(26 мин).- зв., цв., Точка доступа.- https://youtu.be/Ulmd1Z_X7rA Дата обращения 15.04 2021.- Изображение (движущееся; трехмерное): видео.

This entry was posted in Библиотека рекомендует, Новости. Bookmark the permalink.

Comments are closed.

43 / 0,295 / 14.99mb