Как оформить выставку

Методическая консультация.

Наверное, не ошибусь, если скажу, что книжная вы­ставка — это один из самых привычных атрибутов любых  библиотек: детских, школьных, общедоступных.. Взгляд читателя скользнет по ней, кто-то из наиболее любознательных подойдет, по­смотрит и даже, может быть, возьмет какую-нибудь кни­гу или журнал. Большинство же не сделает и лишнего шага, считая, что выставка — это нечто скучное, неинте­ресное и привычное, как вся обстановка библиотеки.

Может, в этом и есть доля истины?

Что такое книжная выставка? На первый взгляд просто собрание книг, жур­налов, газет да прикрепленный сверху кусок ватмана, на котором написано либо название, либо объяснение, почему эти книги находятся на витрине.

Сколько таких обезличенных выставок приходилось видеть нашим читателям! Сколько их, подготовленных к очередным юбилейным, памятным датам и прочим со­бытиям, приходилось библиотекарю водружать на книж­ную витрину! Ну, а если по-другому взглянуть на привыч­ную выставку? Что требуется для этого? Надо усвоить правило: каждая выставка — это взгляд на мир человека, подготовившего ее. Это — выражение мировоззрения ее творца, его жизненного опыта, отношения к людям и к себе. Выставка — это всегда творчество. «Что я хочу сказать людям и миру, как я могу выразить себя через книги?» — эта мысль всегда должна волно­вать библиотекаря, когда он приступает к работе над вы­ставкой. Выставка — это способ соединить меня, библи­отекаря, с другими людьми. Только тогда, когда присут­ствует личностное начало, выставка будет иметь успех. «Любить себя и окружающих» — эти слова должны стать девизом библиотекаря, в том числе и в работе над оформлением наглядных форм. Тогда мы сможем ре­шить и наши традиционные, чисто библиотечные зада­чи: раскрыть фонд библиотеки, организовать рекламу, опосредованно рекомендуя книги и другие материалы.

Алгоритм создания выставки

Работа над любой выставкой складывается из определенных технологических моментов, которые можно представить в виде алгоритма или технологической карты процесса. С чего начинается работа над будущей выставкой?

1. С тщательно продуманного выбора темы и определения читательского назначения, адреса.

Если о первом требовании (уточнении и согласовании темы – происходит на момент написания годовых планов) – тема должна быть актуальной и интересной читателям помнят все, то о втором требовании забывают. Тема должна быть конкретизирована, т.е. она должна иметь четкий читательский адрес, для кого вы оформляете выставку: для подростков, для женщин – любителей дамского чтения, для родителей, для садоводов-любителей. От этого будут зависеть все последующие этапы работы над выставкой, начиная от отбора документов и заканчивая рекламой.

2. Предварительное знакомство с темой, определение направления поиска, примерного круга источников и вероятной структуры выставки — как правило, это осуществляется библиотекарем интуитивно.

3. Выявление методических рекомендаций, библиографических указателей по теме выставки.

4. Выявление по СБА источников.

Сначала по СБА: каталогам, карточкам, используя методические рекомендации, пособия, библиографические указатели выявить все источники, все документы – книги, статьи из периодики, аудиовидео-материалы, нетрадиционные носители, какие имеются в библиотеке по данной теме.

5. Выявление и отбор документов.

6. Подбор выявленной литературы в фонде.

7. Знакомство с литературой

Затем посмотреть, подобрать выявленные документы в фонде. Познакомится с ними и отобрать те, которые соответствуют цели и читательскому адресу. Предпочтение отдается документам, содержащим новую информацию и привлекательный внешний вид.

8. Определение структуры выставки.

9. Определение названий разделов, заголовка, подбор цитат, иллюстраций

Разработка структуры выставки. Это самый сложный процесс для библиотекаря. Сколько разделов? Всегда ли нужна цитата, обращение к читателю, сколько книг должно быть на выставке?

Однозначного ответа здесь нет, конкретного числа, цифры количества книг на выставке нет, и не может быть.

Все ответы на эти вопросы зависят от многих вещей: от объема и количества фонда, от того, где будет расположена выставка.

И очень важно здесь соблюсти чувство меры, выставка не должна быть перегруженной, заваленной. Каждый документ должен быть хорошо обозрим. С разработкой структуры к/выставки тесно связан другой вопрос – тип или форма к/в. Какая это будет к/выставка – выставка-просмотр, выставка-викторина, выставка-диалог, выставка-досье и т.д. Видов к/выставок много, об этом поговорим отдельно.

Итак, после того как вы определились со структурой к/в, вы переходите определению названий разделов, подбору цитат, иллюстраций, предметов.

Выбор заголовка для библиотечной выставки осуществляется после того, как определяется основная идея и подобрана литература. Поиск цитат и названий для планируемых выставок впрок нецелесообразен, так как в процессе подбора литературы может измениться концепция выставки и заголовок перестанет отвечать содержанию.

Существует определенный ряд требований к заголовку библиотечной выставки.

1. Объем заголовка не превышает пяти слов. Заголовок служит привлечению внимания читателя к выставке, создает мотив обращения к книгам, представленным в экспозиции. Если заголовок многословный, например, стихотворная цитата («Печально я гляжу на наше поколенье, Его грядущее иль пусто, иль темно…»), то, несмотря на узнаваемость текста, его актуальность, такой заголовок не привлечет непроизвольного внимания читателя. Поэтому даже стихотворные цитаты необходимо выбирать короткие или, при необходимости, «обрезать» их. В нашем примере для заголовка выставки достаточно использовать только первую строчку.

2. Заголовок выставки опосредовано отражает целевое и читательское назначение выставки. Так, выставку литературы к выпускным школьным и вступительным вузовским экзаменам можно назвать «Шпаргалка к экзамену», а экспозиция к юбилеям писателей сказочников может носить заголовок «Сказочный день рождения».

3. Оригинальность заголовка, отсутствие заимствований, собственная фантазия автора выставки позволяют наиболее полно отразить и жизненную позицию библиотекаря, и его видение проблемы, которой посвящена выставка. Например, выставка «Николай Рубцов: стихи и судьба» раскрывает автобиографические мотивы поэзии Н.Рубцова, выставка «История России от Kарамзина до Гумилева» – историографию государства Российского.

4. Необходимо с осторожностью подходить к использованию многозначных заголовков, будь это цитата или оригинальное высказывание. В данном случае целесообразно вводить подзаголовок, разъяснявший смысл общего названия. Так, выставка «Зов далеких звезд» в равной степени может быть посвящена и Дню космонавтики, и научно-фантастической литературе.

10. Группировка литературы.

11. Оформление выставки.

Создание художественного проекта выставки: Разработка ассоциативного ряда: отбор репродукций, фотоснимков, портретов, меморий (предметов), макетов;

Изготовление дополнительных оригинальных средств, обеспечивающих наиболее выгодное впечатление от выставки

Хорошо продуманная и разработанная выставка часто не пользуется спросом у читателей, если она плохо оформлена.

Оформление для к/в имеет огромное значение, т.к. прежде всего к/в – это наглядная форма, наглядность – это и самое главное преимущество к/в, когда читатель не только видит книги, но и может подойти взять. Оформление выставки одно из самых интересных направлений библиотечного дизайна. А дизайн имеет свои правила.

Начнем с порядка экспонирования – форма книги. Книги отличаются друг от друга форматом (маленькие, большие, по графическому решению обложки (с рисунком, без) по тону (светлее, темнее) и эти различия нужно использовать, чтобы добиться интенсивного восприятия.

Например: лучше чередовать книги по тону, в темных, светлых обложках, тогда каждая из книг будет в то же время подчеркивать, оттенять предыдущую и последующую.

Необходимо также учитывать и размерные соотношения. Более правильно периодически чередовать книги большего и книги меньшего формата или же группировать более крупные по размерам книги в центре полки. Размещение материала по убыванию или возрастающей степени не рекомендуется. Неправильно, когда одна книг накладывается на другую, закрывая ее заглавие, обложку.

Самую важную, главную книгу на выставке можно выделить:

- большим расстоянием, по сравнению с обычным, между книгами

- поместить книгу одну на полку

- все книги в закрытом, она в развернутом виде

- поместить ее на подложке, фоне белого или черного, или красного цвета (в зависимости от тона обложки книги)

Экспозиции статей из томов сочинений или из периодической печати представляется двумя путями: поставить книгу в закрытом виде и к ней прикрепить карточку, где указанный автор статьи, заглавие, страницы, или развернуть книгу на том месте, где начинается нужная статья. На карточке указать источник: сочинение, издание, том, также описание статьи. Статьи из газеты, неудобно располагать на выставке, газета мнется, брать с выставки неудобно, или не виден заголовок, лучше сделать копию, на которой указать автора, заглавие статьи и источник.

Большое значение имеет цвет, подбор цветовых сочетаний. Желательно использовать не более трех цветов, иначе выставка будет не яркой, а пестрой. Существует принятые определенные сочетания цветов: белый на синем, на красном, черный с желтым, оранжевым, золотым, серебряным.

Цвет создает определенное настроение, но восприятие цвета зависит от возраста.

Молодежь, подростки предпочитают яркие контрастные сочетания – оранжевый, синий, красный и зеленый, а люди пожилые спокойные, приглушенные тона.

Есть цвета, способные зрительно приближать. Если книгу необходимо приблизить или выделить, ее можно поместить на подставку красного, бронзового, желтого цвета.

Шрифт должен соответствовать содержанию выставки. Например, выставка о войне уместен строгий рубленый шрифт, если фольклор – шрифт под старославянский и т.д.

Предпочтение следует отдавать объемной организации визуальной среды.

1. Сквозные обоймы (цитатные, изобразительные, портретные, фото-атрибутивные) представляют собой цепочку тематического материала, смонтированного при помощи узких бумажных полос по краям. Другой элемент – разрезанная иллюстрация, части которой могут быть смещены, чтобы подчеркнуть объем. Эффекты просвечивания, парения, витражности при оформлении оживят визуальное пространство выставки.

2. Объемные носители информации в виде склеенных кубов, параллелепипедов, шаров, конусов, пирамид, цилиндров, на которые на разных уровнях и планах можно прикрепить цитаты, иллюстрации, портреты.

3. Подвесные цитаты – стандарты (на нитях или лентах), оправленные в изящные рамки, создадут впечатление легкости и движения всей экспозиции.

4. Атрибутивные ряды – дублирование помещенных на выставке предметов их изображениями (например, гусиное перо в чернильнице и его графический силуэт) или изображения предметов в разных масштабах и ракурсах.

5. Фигурное размещение книжного и изобразительного материала – расположение в виде веера, гармошки, дугой, уступами, в наклонном виде и т.д.

Заголовки и цитаты советуем оформлять выразительно и нетрадиционно, используя в разнообразных сочетаниях форму свитков, овалов, изображенных раскрытых книг и др. В некоторых случаях можно фигурно обрезать край цитаты, что в сочетании с цветным фоном может вызвать необычный зрительный эффект.

13. Организация информационно-рекламной работы по популяризации выставки: оповещение читателей о книжной выставке через афиши, публикации в печати, по радио, телевидению

В зависимости от целей рекламное сообщение о выставке может быть внутренним (для пользователей библиотеки) или внешним, ориентированным на потенциальных пользователей. Наиболее распространенная форма рекламного сообщения о выставках – объявления.

Эффектной формой рекламы являются: плакаты-объявления и индивидуальные приглашения для читателей. Здесь важно составить текст, короткий, емкий, рекламный.

Форма рекламного сообщения в данном случае не только направлена на эмоциональную сторону воздействия, но и обусловлена особенностями рекламируемой выставки. В связи  с этим целесообразно такое решение графического, шрифтового, иллюстративного и цветового оформления, которое будет соответствовать дизайну выставки, ее типу.

Например, если выставка посвящена декоративно-прикладному искусству и в оформлении использована вышивка, то в рекламном сообщении, представленном объявлением целесообразно отразить мотивы вышивки, ее символическое изображение.

При составлении рекламного сообщения следует обратить внимание на следующие моменты:

·        Если вы хотите добиться положительного воздействия, в тексте не должно встречаться частиц, выполняющих функцию отрицания («не» и «ни»).

·        Фотографии более убедительны, чем рисунки.

·        Воздействие на человека должно быть избирательным: рациональные аргументы применяются, когда упор делается на свойства услуги (выставки); эмоциональность и экспрессивность рекламного сообщения обращена к чувствам.

·        Текст должен быть простым, интересным, оригинальным, но не экстравагантным, должен содержать проникающие в сознание ключевые слова, повторяющие одну и ту же мысль.

·        Сообщение должно быть по возможности кратким.

·        Слова должны вызывать положительные ассоциации, создавать хорошее настроение; захватывать внимание и удерживать до конца сообщения

Специфика афиши (или анонса) выставки  – в ее образности, краткости, эмоциональной действенности.

Замечательно, если есть возможность дать рекламу в СМИ – на местном радио, газете.

И конечно устная реклама библиотекаря, в индивидуальной беседе – не стесняться обратить внимание читателя на выставку, можно провести краткий обзор у книжных выставок сразу нескольким читателям, подготовить подробный рекомендательный обзор лучших книг. Самая интересная и эффектная форма, но при этом самое сложное – премьера или презентация книжной выставки.

14. Докомплектование выставки.

15. Учет эффективности книжной выставки

Как проанализировать эффективность книжной выставки. Прежде всего, необходимо вести учет для этого в Дневнике работы  ежедневно заносится число документов, выдачи с выставки. Соответствующие пометки делаются библиотекарем в формуляре читателя, взявшего книгу с выставки.

После того как период экспонирования библиотечной выставки завершился, библиотекарь по «Дневнику» подсчитывает сколько всего изданий было выдано за период работы выставки. Сравнив количество предоставленной литературы и выданной можно вычислить коэффициент эффективности. Коэффициент эффективности равен: «число книговыдачи» деленное на число представленной литературы.

This entry was posted in Методические материалы. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

43 / 0,518 / 30.74mb