«Читайте лучшее»

В 2017 году исполняется 80 лет  Владимиру Семеновичу Маканину, советскому, российскому писателю. Мы решили вспомнить о нем и его творчестве по еще одной причине. В 2016 году популярная Российская литературная премия « Книга года» отметила многообразное творчество писателя в номинации « Современная классика». Лауреатом стала книга « Где сходилось небо с холмами», написанная более тридцати лет назад. «Писатель, которого мы награждаем сегодня – без натяжек великий писатель, а его повесть – великая литература», – сказал Е. Водолазкин о лауреате премии.

БИОГРАФИЯ

Родился В.С. Маканин в 1937 году в уральском городе Орске. Семья его принадлежала к советскому «среднему классу»: отец, Семен Степанович, работал инженером-строителем, мать, Анна Ивановна, была учительницей. При этом к моменту рождения сына семья обитала в бараке.

Детство Владимира Маканина пришлось на военные годы, которые и в уральском тылу были полны нехваток и лишений. Нередко приходилось жить впроголодь. Память об этой поре часто всплывает на страницах произведений писателя.

После войны семья перебралась в Черниковск – промышленный пригород Уфы. Там Владимир закончил среднюю школу, проявив хорошие способности к физике и математике. После этого он отправился в Москву и поступил в МГУ на механико-математический факультет.

Получив университетский диплом (в котором лишь две «четверки» разбавляли череду высших баллов), будущий писатель отработал пять лет в Военно-артиллерийской академии им. Дзержинского. Будни «почтового ящика» — математические расчеты, командировки на полигоны, соперничество отделов и лабораторий – послужили материалом для дебютного романа Маканина «Прямая линия» (1965). После того, как роман вышел в свет отдельной книгой, автор был принят в Союз писателей.

Но еще раньше, в 1964 г., страсть к литературе пересилила тягу к математике и практические соображения. Маканин оставил свою инженерную профессию и поступил на Высшие курсы сценаристов и режиссеров. Для многих людей с техническим образованием это был тогда легальный способ переместиться в гуманитарно-творческую сферу.

По окончании курсов, в 1971 г. Маканин поступил на работу в издательство «Советский писатель» на  должность редактора. В том же году была издана его вторая книга, в которую вошли повести «Безотцовщина» и «Солдат и солдатка». В 1972 г. Маканин попал в серьезную аварию и получил тяжелую травму позвоночника. Ему пришлось провести несколько месяцев на больничной койке, закованному в гипс. С помощью врачей и собственными усилиями писатель сумел справиться с последствиями травмы. Впечатления от этого периода жизни легли в основу рассказа «Пойте им тихо», но их отголоски можно найти и в других его произведениях.

Cледующий сборник Маканина, «Повесть о Старом поселке» (1974), в основном благодаря его заглавной повести, стал «манифестом» того метода, который писатель взял на вооружение — по меньшей мере на ближайшие двадцать лет. Это подробное, достоверное, иронически дистанцированное изображение повседневной жизни под знаком ее суетной обыденности – с  параллельным выявлением глубинных, архетипических  закономерностей, образующих скрытый от глаз фундамент этой жизни.

Такой подход, явственно, хоть и без вызова, отклонявшийся от соцреалистической магистрали, Маканин искусно и изобретательно воплощал в своих многочисленных повестях, романах и рассказах 70-х — 80-х годов. Они составили сборники «Старые книги» (1976), «Портрет и вокруг» (1978), «Ключарев и Алимушкин» (1979), «В большом городе» (1980), «Голоса» (1982), «Предтеча» (1983), «Река с быстрым течением» (1983), «Где сходилось небо с холмами» (1984), «Человек свиты» (1988) и многие другие.

Произведения Владимира Маканина в это время охотно печатали издательства. Это происходило потому, что темы его повестей и рассказов, их конфликты и коллизии лежали в стороне от привычных проблемных площадок советской прозы, располагавшихся между кондовым конформизмом и дозволенной «гражданской смелостью», и потому казались идеологически приемлемыми, безвредными. Но по этой же причине журналы, жаждавшие актуальности, мало интересовались его вещами, и творчество Маканина долгое время не попадало в фокус внимания ведущих критиков и в эпицентр громких дискуссий.

У писателя сложилась прочная, хоть и обманчивая репутация добротного «бытовика», изобразителя и аналитика поведения типичных героев в типичных обстоятельствах.  Он не входил в группы и обоймы, не примыкал к популярным течениям, не рвался на трибуны и телеэкраны. Маканин усвоил жизненно-творческий стиль и повадку одинокого литературного волка.

С началом перестройки Маканин откликнулся на события как всегда сугубо индивидуальным способом, опубликовав повести «Один и одна» и «Отставший», в которых довольно едко критиковал слабости «шестидесятников», спустя четверть века снова устремившихся в центр общественной жизни. Повести вызвали бурные полемические отклики.

Сам писатель в этот период тоже «вышел из тени», хотя по-прежнему чуждался публичной шумихи. В 1985 – 1991 гг. он был членом правления СП РСФСР. С 1989 г. Маканин – член исполкома Русского ПЕН-центра. При этом он сохранял репутацию «неприсоединившегося», не участвующего в лютых разборках того времени, будь то идеологических или сугубо групповых.

В произведениях 90-х годов писатель осваивал бурную и неустоявшуюся постперестроечную реальность («Лаз», «Сюр в Пролетарском районе», «Кавказский пленный»), одновременно сводя счеты с советским прошлым, осмысляя его в широкой социально-культурной перспективе («Стол, покрытый сукном и с графином посередине», «Квази»). При этом он использовал выработанную раньше повествовательную манеру, расширяя ее за счет фантасмагории, гротесковых и сюрреалистических приемов.

В масштабном романе «Андеграунд, или Герой нашего времени» (1998) Маканин создал колоритную фреску российской жизни начала 90-х годов. Но главное здесь – безжалостный анализ «несчастного сознания», индивидуального и коллективного, пораженного кризисом культуры. Герой романа, непишущий писатель, на собственном экзистенциальном опыте исследует опасности отказа от моральных ценностей и норм, сформированных литературой, Словом… В «Андеграунде», как и в других произведениях этого периода, достигается эффект необычайной насыщенности, «фактурности» текстовой ткани.

В начале нового тысячелетия писатель продолжает работать, упорно и плодотворно. Его роман «Испуг» вызвал культурный шок и навлек на Маканина обвинения в старческом эротизме (основанные, конечно, на поверхностном прочтении этого очень своеобразного произведения). «Асан», в неожиданном ракурсе изображающий войну в Чечне, спровоцировал эмоционально заряженные споры о достоверности деталей повествования и о том, насколько автор вправе отклоняться от «правды факта» во имя художественной правды. Масла в огонь полемики добавило присуждение роману главной премии «Большая книга» в 2008 году.

Впрочем, это, конечно, не первая награда писателя. Маканин – лауреат премии «Русский Букер» (1993), Пушкинской премии Фонда А. Тепфера (ФРГ) за 1998 год, Государственной премии РФ за 1999 год.

Книги Маканина переведены более, чем на два десятка языков, в том числе на английский, испанский, итальянский, польский, шведский, французский, китайский, японский…

Последние на данный момент опубликованные произведения писателя – повесть «Ночь, запятая, ночь» (2010) и «драма-роман» «Две сестры и Кандинский» (2011).

Владимир Маканин женат, у него две дочери и несколько внуков. Он живет в Москве, но чаще на подмосковной даче.

КНИГИ

1.Маканин, В.С. В большом городе: Повести / В.С.Маканин.- М.: Современник, 1980.- 335с.

2.Маканин, В.С. Где сходилось небо с холмами: Повести/ Маканин В.С. – М.: Современник, 1984.- 208с.

3.Маканин, В.С. Избранное: рассказы и повести/ В.С.Маканин.- М.:Сов. Писатель, 1987.- 544с.

4.Маканин, В.С. Испуг: роман/ В.С. Маканин.- М.: Гелеос, 2006.- 416с.

5.Маканин, В.С. Ключарев и Алимушкин: роман / В.С.Маканин.- М.: Мол. Гвардия, 1979.- 288с.

6.Маканин,В.С. На зимней дороге: повести / В.С.Маканин.- М.6 Сов. Писатель, 1980.- 640с.

7. Маканин. В.С. Один и одна: повести / В.С. Маканин.- М.: Современник, 1988.- 317с.

8.Маканин, В.С. Отдушина: повести, роман / В.С.Маканин.- М.: Известия, 1990.- 560с.

9.Маканин, В.С. Отставший: повести и рассказы / В.С.Маканин.- М.: Худож. лит., 1988.- 431с.

10.Маканин, В.С. Пленный : повесть / В.С. Маканин.- М.: Гелеос, 2008.- 192с.

11.Маканин, В.С. Предтеча: повести / В.С. Маканин.- М.: Сов. Писатель, 1989.- 224с.

12. Маканин, В.С. Удавшийся рассказ о любви: повести и рассказы / В.С. Маканин.- М.: Вагриус, 2001.- 496с.

ЭКРАНИЗАЦИИ

1.Человек свиты . Фильм. 1987, реж. А.Розенбергс.
2.Отдушина .Фильм. 1990, реж. А.Розенбергс.
3.Орёл и решка .Фильм:(по мотивам повести «На первом дыхании»). 1995, реж. Г. Данелия.
4.Пленный .Фильм: (по рассказу «Кавказский пленный»). 2008, реж. А. Учитель.

БИБЛИОГРАФИЯ

1.Ясинская,С. Повесть В.Маканина « Человек свиты»: [анализ звуковой композиции в 11 кл.] / С.Ясинская// Лит. в школе.- 2003.- №3.- С. 27-29.

2.Амусин, М. Панацея от испуга: [о романе В.Маканина « Испуг]/ Марк Амусин // Вопросы лит.- 2010.- №1.- С.104-124.

3.Козлов, В. Экзистенциальный задачник: [о Владимире Маканине ]/ В.Козлов // Вопросы лит. – 2010.- №1.- С. 84 -103.

МАКАНИН В ОДИН КЛИК

http://www.libok.net/writer/1273/makanin_vladimir_semenovich

http://tululu.org/a10683/

This entry was posted in Литература. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

43 / 0,250 / 15.11mb