«Читайте лучшее»

Писательница, драматург и сценарист Виктория Самойловна Токарева родилась 20 ноября 1937 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) в семье инженера.
В 1958 году окончила Ленинградское музыкальное училище по классу фортепиано.
Выйдя замуж, переехала к мужу в Москву, где в 1961-1964 годах работала в музыкальной школе.
В 1964 году Токарева поступила на сценарное отделение ВГИК, которое окончила в 1969 году.
Писать рассказы она начала, работая в детской музыкальной школе учительницей пения, а позже – редактором на телевидении.
Первая же публикация – рассказ «День без вранья» (1964) – была замечена: автору предложили сделать сценарий для фильма, и в 1968 году на экраны вышла картина «Урок литературы». Так Виктория Токарева нашла свой путь и с тех пор занимается любимым делом.
Когда вышел в свет ее первый рассказ, шли последние месяцы хрущевской «оттепели», предшествовавшие длительному, 20-летнему «застою». Но Виктория Токарева как бы успела вскочить в последний вагон: ее произведения время от времени появлялись в ведущих литературных журналах «Юность» и «Новый мир». В 1969 году была опубликована ее первая книга «О том, чего не было», объединившая как ранее печатавшиеся, так и новые повести и рассказы.
В 1970–1980-е годы Виктория Токарева печаталась редко: очередной сборник ее произведений выходил раз в 5 лет (с 1969 по 1991 год вышли лишь 4 книги). Вошедшие в них рассказы и повести стали классикой советской литературы. При этом Токарева никогда не шагала в «генеральном направлении партии», у нее была своя узенькая тропинка, но ее голос, как «Господня дудочка», звучал чисто и одиноко. Читатели ждали ее рассказов и вырезали из журналов, чтобы сохранить.
И это неудивительно. Каждая ее строчка обладает внутренней притягательностью: нет фраз лишних, нет фраз бессмысленных – каждая самоценна и рождает в воображении яркие и запоминающиеся образы. Несмотря на то, что Виктория Токарева – городская писательница, тема ее рассказов отчетливо перекликалась с темой Шукшина: «что с нами происходит?». На городском материале, от лица женщины, мягко и с юмором она говорила о самых серьезных проблемах своего поколения. В ее рассказах и повестях, которые создавались в то время, когда общественное официально котировалось выше личного, находилось место всему: любви, дружбе, боли, грусти, нежности, одиночеству и еще очень многому, без чего невозможна жизнь каждого человека.
Почти все произведения Виктории Токаревой сразу же становились бестселлерами. Наиболее очевидно это выразилось в «издательском буме Токаревой» в 1990-е годы, когда писательница вошла в число 10 самых издаваемых в России авторов. За последние 15 лет вышло более 10 ее сборников.
«Феномен Виктории Токаревой безусловно существует. Он у всех у нас на виду и не заметить его – все равно, что пройти мимо зимы или лета. Рано или поздно, но увидишь, что, чуть ли не на каждом книжном лотке лежат две-три, а то и больше книг Виктории Токаревой. Читатель к ним тянется, в магазинах и библиотеках они не залеживаются, ими обмениваются, как добрыми новостями. Виктория Токарева – писательница «для всех»: она и филологам интересна, и домохозяйкам, и инженерам, и критикам…» «У Виктории Токаревой нет плохих рассказов, – писал Юрий Нагибин после выхода в свет ее первой книги «О том, чего не было». – У нее есть только хорошие, очень хорошие и блестящие».
Перу Виктории Токаревой принадлежат книги «О том, чего не было», «Летающие качели», «Ничего особенного», «Сказать – не сказать», «Своя правда», «Казино» и другие.
Виктория Токарева – едва ли не единственный известный еще с советских времен автор, чьи книги – и сегодняшние и прежние – регулярно издаются большими тиражами не только в России, но и за ее пределами – в Италии, Англии, Франции, Германии, Китае.
В чем секрет ее успеха? Талант, оптимизм, юмор и доброта – вот основные составляющие творчества Виктории Токаревой. Ф. Феллини, прочитав книгу Токаревой, переведенную на итальянский язык, заметил: «Какое доброе дарование. Она воспринимает жизнь не как испытание, а как благо».
Творчество писательницы, которая продолжает «чеховскую традицию в литературе», отличают отточенность стиля, внимание к человеческим характерам, психологическим нюансам, ироническая интонация повествования. Проза русской Франсуазы Саган, как называют Токареву, словно заряжена энергией любви. «Если в сердце нет любви, человек мертв. Живым он только притворяется» – такова философия ее творчества.
Причина популярности Токаревой состоит и в том, что персонажи ее произведений так же узнаваемы, как и обыденные житейские обстоятельства, в которых происходит действие, а психологические наблюдения так же просты и понятны, как сюжеты новелл. Японский критик Мокико Ояма так писал о ее творчестве: «Виктория Токарева не торопится и говорит шепотом читателям, как говорит шепотом себе. Поэтому, когда мы читаем ее произведения, мы повторяем шаги героя. События, которые происходят вокруг героя, мы переживаем на собственном опыте, как будто наши глаза поставлены в его лицо и высота его глаз та же, что и высота глаз читателя».
Эти повествовательные особенности проявились уже в первом рассказе Токаревой «День без вранья», герой которого, школьный учитель французского языка, не произнеся в течение дня ни одного лживого слова, выводит для себя незамысловатое, но бесспорное правило: говорить правду мало, надо жить по правде, иначе превратишься в неудачника. Финал этого рассказа допускает различные варианты развития судьбы героя. Открытость финалов, отсутствие назидательности вообще характерны для прозы Токаревой.
Персонажи Токаревой, меняющиеся в соответствии с временем, внутри не меняются вовсе. У них те же обиды, та же грусть и надежда на лучшее. Эти чувства – цель описания. Жалость к себе, к своим ближним, к случайно встреченным людям не оставляют героев Токаревой. Это как бы фундамент их отношения к миру.
Попытки вырваться из житейской рутины, как правило, не приносят героям счастья. Так, пианист Месяцев из повести «Лавина» (1996) не замечает, как в результате такого «рывка» теряет семью, любовь и талант. Однако заурядность персонажей Токаревой часто обманчива. Климов, главный герой повести «Ехал грека», влюбившись, переживает душевное преображение и понимает: «Оттого, что я был влюблен, я как бы прикоснулся к бессмертию и стал немножечко моложе».
Юмор присущ героям Токаревой в той же мере, что и автору, на основании чего критик В. Новиков отмечал, что в ее произведениях «для разговора о серьезных проблемах найден сегодняшний тип иронического мышления, всем знакомый и простой язык».
В рецензии на одну из 7 книг Токаревой, вышедших в 1990-97 на немецком языке, критик Х. Шлаффер выделил главную особенность творчества писательницы: «Истории Токаревой так же одинаковы, прозаичны и однотонны, как сама жизнь, если воспринимать ее как повседневность, и так же увлекательны, как повседневность, если хочешь узнать ее строй, ее основу».
Виктория Токарева признана и любима не только как автор живых, ярких, пронизанных тонким психологизмом и иронией рассказов, но и как сценарист. По ее сценариям снято более 20 кино- и телефильмов, многие из которых вошли в «золотой фонд» отечественного кинематографа. Такие картины, как «Джентльмены удачи» и «Мимино», стали настоящими шлягерами, и даже сейчас, по прошествии многих лет, они не устарели, как не стареют юмор и доброта.
Виктория Токарева – лауреат IV Российского кинофестиваля «Литература и кино» (1998). В 2000 году на Каннском кинофестивале ей был вручен приз «За вклад в литературу и кино».
В.С. Токарева – член Союза писателей (1972), Русского Пен-Центра, лауреат премии Москва-Пенне (1997). Награждена орденом «Знак Почета» (1987).
Живет и работает в Москве.

КНИГИ

1. Токарева, В.С. День без вранья: повести и рассказы / В.С. Токарева. – М.: Квадрат, 1994. – 602, [6] с.
2. Токарева, В.С. Джентльмены удачи: киноповесть. Повести. Рассказы / В.С. Токарева. – М.: Дрофа, 1993. – 512 с.
3. Токарева, В.С. Летающие качели: Рассказы. Повесть / В.С. Токарева. – М.: Сов. писатель, 1978. – 248 с.: ил., портрет.
4. Токарева, В.С. Между небом и землёй: [повести и рассказы] / В.С. Токарева. – М.: Изд-во АСТ, 2001. – 352 с.
5. Токарева, В.С. Мой мастер: сборник / В.С. Токарева. – М.: АСТ; Транзиткнига, 2005. – 384 с.
6. Токарева, В.С. Назло: сборник / В.С. Токарева. – М.: АСТ; Астрель, 2012. – 318, [2] с.
7. Токарева, В.С. Ни с тобой, ни без тебя: повести и рассказы / В.С. Токарева. – Москва: Астрель; Полиграфиздат, 2012. – 384, [4] с.
8. Токарева, В.С. О любви и о нас с вами: [рассказы, повести] / В.С. Токарева. – М.: АСТ, 2010. – 320 с.
9. Токарева, В.С. Почём килограмм славы: рассказы и киноповесть / В.С. Токарева. – СПб.: Азбука, 2016. – 221, [3] с.
10. Токарева, В.С. Розовые розы / В.С. Токарева. – М.: Изд-во АСТ, 1999. – 448 с.
11. Токарева, В.С. Террор любовью: [повесть и рассказы] / В.С. Токарева. – М.: АСТ; Хранитель, 2008. – 320 с.
12. Токарева, В.С. Тихая музыка за стеной: [повести и рассказы] / В.С. Токарева. – М.: АСТ, 2014. – 312, [8] с.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Ерохина, Т. Поезд судьбы и надежды в творчестве В. Токаревой // Литература в школе. – 2000. – № 7. – С. 16-21.
2. Пранцова, Г. Чтобы не попасть в команду чёрного ангела… [«Рождественский рассказ» В. Токаревой]. // Уроки литературы. – 2011. – № 12. – С. 8-11.
3. Артамонов, В. «Смешно, но я мечтаю о Нобелевской премии»: [Виктория Токарева – о литературе, таланте и зависти к Софии Лорен] // Литературная газета. – 2016. – № 5. – С. 9.

ЭКРАНИЗАЦИИ

1. Урок литературы – экранизация рассказа «День без вранья» (1968).
2. Сто грамм для храбрости – экранизация одноимённого рассказа (1976).
3. Перед экзаменом – экранизация рассказа «Инструктор по плаванию» (1977).
4. Между небом и землёй, фильм-спектакль – экранизация повести «Ехал грека» (1977).
5. Шла собака по роялю – экранизация повести «Неромантичный человек» (1978).
6. Дефицит на Мазаева, фильм-спектакль – экранизация рассказа «Пираты в далёких морях» (1979).
7. Поговори на моём языке, короткометражный фильм – экранизация рассказа «Стечение обстоятельств» (1979).
8. Глубокие родственники, короткометражный фильм – экранизация одноимённого рассказа (1980).
9. Гость, короткометражный фильм – экранизация рассказа «Зануда» (1980).
10. Зигзаг, короткометражный фильм – экранизация одноимённого рассказа (1980).
11. Шляпа – экранизация повести «Ехал грека» (1981).
12. Талисман – экранизация повести «Ни сыну, ни жене, ни брату» (1983).
13. Маленькое одолжение – экранизация одноимённого рассказа (1984).
14. Тайна Земли, короткометражный фильм – экранизация одноимённого рассказа (1985).
15. О том, чего не было – экранизация повести «Звезда в тумане» (1986).
16. Кто войдет в последний вагон… – экранизация повести «Старая собака» (1986).
17. Стечение обстоятельств – экранизация повести «Длинный день» (1987).
18. Мелодрама с покушением на убийство – экранизация повести «Пять фигур на постаменте» (1992).
19. Ты есть… – экранизация повести «Я есть. Ты есть. Он есть» (1993).
2. Я люблю – экранизация повести «Ничего особенного» (1994).
21. Вместо меня – экранизация одноимённого рассказа (2000).
22. Лавина – экранизация одноимённой повести (2001).
23. Важнее, чем любовь…, телевизионный фильм – экранизация повести «Длинный день» (2006).
24. Простая история, телевизионный фильм – экранизация повести «Паша и Павлуша» (2006).
25. Лилии для Лилии, телевизионный фильм – экранизация рассказа «Розовые розы» (2007).
26. Единственному, до востребования, телевизионный фильм – экранизация рассказа «Свинячья победа» (2007).
27. Птица счастья, телевизионный фильм – экранизация одноимённой повести (2008).
28. Своя правда, телевизионный фильм – экранизация одноимённой повести. В соавторстве с Майей Шаповаловой (2008).
29. Первая попытка, телевизионный фильм – экранизация одноимённой повести. В соавторстве с Майей Шаповаловой (2009).
30. Террор любовью, телевизионный фильм – экранизация одноимённой повести. В соавторстве с Майей Шаповаловой (2009).

This entry was posted in Литературный календарь. Bookmark the permalink.

Comments are closed.

39 / 0,446 / 28.92mb