Читайте лучшее

Владимир Высоцкий – человек-легенда. Его песни, исполненные под гитару, звучали во всех советских дворах, он стал символом своего времени. Его творческий путь многогранен и неоднозначен: Высоцкого обожали простые граждане и ненавидели советские власти, из-за чего он не получил многие роли. В театре его то возводили в ранг звезды, то пытались уволить за прогулы и пьянство. Как бы то ни было, произведения барда близки представителям разных общественных слоев, они не утратили актуальности и сегодня.
Родился Владимир Высоцкий в Татьянин день – 25 января 1938 года в Москве. Его семья не была обычной и среднестатистической. Дедушку по отцу тоже звали Владимиром Семеновичем, хотя при рождении ему дали имя Вольф Шлиомович. Он был родом из Бреста, потом переехал в Киев, получил три высших образования – экономическое, юридическое и химическое. А бабушка – Дебора Бронштейн – работала косметологом и души не чаяла в своем внуке. Она была страстной поклонницей его творчества.
Отец Владимира Высоцкого родился в Киеве, стал военным связистом, воевал в годы Второй Мировой, дослужился до полковника и стал почетным гражданином городов Праги и Кладно. Не менее образованной и интеллигентной была и мать Владимира. Нина Максимовна окончила институт иностранных языков, потом работала переводчиком-референтом немецкого языка. Когда началась война, ее перевели в бюро транскрипции Главного управления геодезии и картографии МВД СССР.
Несколько военных лет Владимир с мамой провел в эвакуации в Оренбургской области, но в школу он уже пошел в Москве, в год победы. К сожалению, так сложилось, что родители Высоцкого развелись. Отец жил в Германии, где его оставили по службе, туда же он забрал и Володю на пару голодных послевоенных лет. У мальчика сложились прекрасные отношения с новой женой отца. Евгению Степановну он называл «мамой Женей». Под ее пристальным вниманием Высоцкий начал учиться играть на фортепиано. В 1949 году Владимир вернулся в Москву и пошел в школу на Большом Каретном переулке, который впоследствии увековечил в своей песне под названием «Большой Каретный».
Театром Высоцкий увлекся в школьные годы, он ходил на занятия драмкружка под руководством артиста МХАТа Владимира Богомолова, но после выпускных экзаменов послушал родителей и поступил в Московский инженерно-строительный институт. Благо, после первого же семестра он понял, что это не его стезя и покинул вуз.
С этим решением связана одна из многочисленных историй, вот только правдивых или вымышленных, уже разобраться трудно. Перед зимней сессией Владимир Высоцкий со своим другом Игорем Кохановским готовили необходимые чертежи. Ночью они были завершены, но Владимир вдруг взял тушь и вылил на свои труды, объявив, что теперь попробует поступить в театральный вуз.
Двери перед ним распахнула Школа-студия МХАТ, где он занимался у знаменитых Бориса Вершилова, Павла Массальского и Александра Комиссарова. Уже в 1959 году Высоцкий исполнил свою первую театральную роль в студенческом «Преступлении и наказании», а вскоре последовал и дебют на экране в эпизодической роли в фильме «Сверстницы».
Получив диплом Школы-студии МХАТ, Владимир пришел служить в московский Театр имени Пушкина, затем, всего пару месяцев, работал в театре миниатюр, безуспешно пытался устроиться в «Современник», после чего пошел в театр, который навсегда стал для него «своим». Это был только что открывшийся Московский театр драмы и комедии. Когда он пришел наниматься к Юрию Любимову, тот спросил, что он будет читать руководителю театра. Высоцкий без лишней скромности сказал, что недавно написал несколько песен и хотел бы их исполнить. Любимов настроился закончить собеседование за пять минут, но не смог оторваться от творчества Высоцкого полтора часа.
Писать стихи Владимир начал еще в школьные годы. Тогда поводом для первой пробы пера послужила смерть Сталина. Своим поэтическим сочинением юный Высоцкий решил выразить чувство скорби по вождю народов. Первой же его песней принято считать «Татуировку», которую он сочинил летом 1961 года. Она же стала основой цикла «блатной» тематики. Тогда он подписывал их псевдонимом Сергей Кулешов.
Но те, кто серьезно исследовал его творчество, утверждают, что вовсе не «Татуировка» стала первой песней Владимира Высоцкого. За год до этого он написал композицию «49 дней», которую посвятил подвигу солдат, дрейфовавших и выживших в Тихом океане. Известно и отношение автора к этой песне. Высоцкий весьма критично о ней отзывался и называл пособием для начинающих и законченных халтурщиков, намекая на то, что по этому шаблону могут создаваться стихи на любые злободневные темы, заменяя лишь фамилии героев.
Владимир Высоцкий написал более 100 стихов и около 600 песен. Несколько песен он создал специально для фильмов. К сожалению, большинство из этих произведений и по техническим причинам, и по причине бюрократического давления не входили в окончательный вариант кинолент.
Утверждение, конечно, очень спорное, но ценители таланта Высоцкого говорят, что песни – самая яркая грань творчества Владимира Семеновича. Он всегда исполнял их вживую, голос с хрипотцой завораживал зрителей так, что они не могли оторвать глаза от артиста. Однажды кто-то заметил, что сцена как бы пружинит от нервного удара ноги, которой Высоцкий отбивает ритм. Его сосредоточенный взгляд всегда останавливался на одном месте, а публика, затаив дыхание, слушала своего кумира, ведь он пел именно о том, что занимало умы думающих людей.
Песни Высоцкого принято называть бардовскими, хотя и тематика, и манера исполнения этих композиций разнились с творчеством других бардов. Просто в отличие от многих советских исполнителей авторской песни Высоцкий был профессиональным актером и именно поэтому никогда не относил себя к самодеятельности.
Наверное, не было такой темы, которую бы Высоцкий не затронул в своих композициях – балладах, лирических, сатирических или юмористических песнях. Он пел в неподражаемой манере о простой жизни обычных людей, своих современников, чем и заслужил широкую популярность. Зрителям нравилась особая экспрессивность его исполнения, искренность и неподдельность эмоций артиста, даже события из песен о войне казались им собственным опытом Владимира Семеновича. Высоцкий не зацикливался на форме своих песен, гораздо важнее для него было содержание.
В своем любимом Театре на Таганке Владимир Высоцкий исполнял главные роли в постановках «Гамлет» и «Жизнь Галилея», участвовал в спектаклях «Добрый человек из Сезуана», «Павшие и живые», «Вишневый сад», «Пугачев» и «Преступление и наказание». Он сыграл десятки ярких и запоминающихся ролей.
Каждая его творческая сторона была неразрывно связана с другой. Песни Высоцкого являются маленькими монологами от лица разных персонажей. Та же вариативность прослеживается и в созданных им персонажах в театре и кино – Галилеем и Гамлетом он был на сцене, а на экране стал геологом в фильме «Короткие встречи», белогвардейским офицером в «Служили два товарища» и легендарным Глебом Жегловым в телесериале «Место встречи изменить нельзя». Он участвовал в 30-ти художественных и телефильмах, а первая киноизвестность пришла к Высоцкому после выхода на экраны «Вертикали». Песня «Если друг оказался вдруг» сделала фильм народным.
Но, несмотря на эти образы, талант Владимира Семеновича как киноактера сполна не раскрылся. Многие роли обошли его в силу нескольких причин, главной из которых было нежелание властных структур допускать артиста на экран. Режиссеры шли на разные уловки, чтобы пробить разрешение на съемки Высоцкого в кино. Одним из образов, который мог пополнить фильмографию Владимира Семеновича, был Степан в фильме Андрея Тарковского «Андрей Рублев». Одни говорят, что режиссеру спустили запрет из Госкино, другие уверены, что Тарковский не стал работать с актером из-за того, что тот в очередной раз начал сильно пить. В 1964 году Василий Шукшин хотел снимать Высоцкого в фильме «Живет такой парень», однако роль досталась Леониду Куравлеву.
Невозможно говорить о творчестве такого выдающегося человека, не упомянув о его взаимоотношениях с женщинами. Еще на первом курсе Школы-студии МХАТ он познакомился с Изольдой Жуковой, которая и стала его первой женой в 1960 году. Но уже через год на съемках киноленты «713-й просит посадку» у него завязался роман с Людмилой Абрамовой. Она стала матерью двоих его сыновей – Аркадия и Никиты. Через несколько лет супруги расстались, а официальный развод оформили, когда вся Москва уже шепталась о том, что Высоцкий добился благосклонности французской актрисы с русскими корнями Марины Влади. Их отношения были не идеальными – Владимир Семенович часто уходил в запой, скандалил и проявлял агрессию. Он выкуривал по пачке сигарет в день и не раз лечился от алкогольной зависимости. У него отказывали почки, были серьезные проблемы с сердцем, которые он пытался лечить с помощью наркотиков.
Однажды у него случился приступ, в горле лопнул сосуд, началось кровотечение. От смерти его спасла именно Марина. Она вовремя вызвала врачей, которые потом еще 18 часов боролись за его жизнь в Институте скорой помощи. Марина Влади говорила, что ее попытки избавить мужа от этой зависимости не давали ожидаемых результатов, а во время гастролей летом 1979 года Владимир Семенович пережил клиническую смерть.
Последнее его выступление на публике было 18 июля 1980 года на сцене Театра на Таганке. Через семь дней, 25 июля, Владимира Высоцкого не стало. Это произошло во сне, когда он был в своей квартире. В Москве вовсю гремела Олимпиада, но попрощаться с любимым артистом пришло неимоверное количество людей, хотя о его кончине сообщали лишь в маленькой заметке газеты «Вечерняя Москва». За полтора месяца до этого Владимир Высоцкий написал свои последние поэтические строки:
«Мне есть что спеть, представ перед Всевышним,
Мне есть чем оправдаться перед Ним».

КНИГИ

1.Высоцкий, В.С. Собрание сочинений: В 5 Т. Т.1: Песни и стихи 1960-1967 годов./В.С.Высоцкий.- Тула: Тулица, 1993.- 402с.
2. Высоцкий, В.С. Где же наша звезда?: песни / В.С.Высоцкий.-М.: Эксмо, 2002.- 432с.
3. Высоцкий, В.С. Избранное/ В.С.Высоцкий.- М.: АСТ. 2005.- 480с.
4. Высоцкий, В.С. Летела жизнь / В.С.Высоцкий.- М.: АСТ, 2007.- 288с.
5. Высоцкий, В.С.Нерв : Стихи / В.С.Высоцкий.- М.: Современник, 1981.- 237с.
6. Высоцкий, В.С. Поэзия и проза / В.С.Высоцкий.- М.: Книжная палата, 1989.- 448с.
7. Высоцкий, В.С. Четыре четверти пути / В.С.Высоцкий.- М.: Ф и С, 1988.- 286с.
8. Высоцкий, В.С. Я не верю судьбе : стихи и песни / В.С.Высоцкий.-М.: Эксмо,2007.- 384с.
9. Высоцкий, В.С. Я не люблю: стихи / В.С.Высоцкий.-М.: Эксмо, 2005.- 384с.

БИБЛИОГРАФИЯ

1.Владимиор Высоцкий в кино.- М.: Киноцентр, 1990.- 224с.
2. Воспоминания Владимира Высоцкого.- М.: Сов. Россия, 1989.- 382с.
3.Скобелев, А.В. Владимир Высоцкий: Мир и слово/ А.В.Скобелев.- М.: 1991.- 176с.
4.Новиков, В. Высоцкий: гл. из книги /В.Новиков// Новый мир, 2002.- № 1.- С.94.
5.Сухих, И. На разрыв аорты: песни и баллады В.Высоцкого/ И Сухих // Звезда, 2003.- № 10.- С.225.
6.Поляков, В. Гражданская эстетика Высоцкого/ В.Поляков // Вопросы философии.- 2004.- № 11.- С.49-64.
7. Евтушенко. Е. Иван-царевич с гитарой: [о В. Высоцком]// Е.Евтушенко.- Брянская учит. Газета.- 2010.- № 44.- С.8.
8. Ульюкова, Л. Пусть звучит над страной охрипший его баритон…[к 75 летию В.Высоцкого]/ Л.Ульюкова //Библиотека, 2013.- № 11.- С.75.
9. Андреев, Н. Высоцкий и война: [тема ВОВ в тв-ве поэта]/ Н.Андреев// Родина.- 2015.- № 5.- С.86-89.

ФИЛЬМЫ

1959 — Сверстницы («Мосфильм», режиссёр В. Ордынский) — студент Петя
1961 — Карьера Димы Горина (киностудия им. М. Горького, Москва, режиссёры Ф. Довлатян и Л. Мирский) — монтажник-высотник Софрон
1962 — 713-й просит посадку («Ленфильм», режиссёр Г. Никулин) — американский моряк
1962 — Увольнение на берег («Мосфильм», режиссёр Ф. Миронер) — Пётр, друг Валежникова
1963 — Штрафной удар (киностудия им. М. Горького, режиссёр В. Дорман) — гимнаст Юрий Никулин
1963 — Живые и мёртвые («Мосфильм», режиссёр А. Столпер) — весёлый солдат
1965 — На завтрашней улице («Мосфильм», режиссёр Ф. Филиппов) — бригадир Пётр Маркин
1965 — Наш дом («Мосфильм», режиссёр В. Пронин) — радиотехник
1965 — Стряпуха («Мосфильм», режиссёр Э. Кеосаян) — Андрей Пчёлка
1966 — Я родом из детства («Беларусьфильм», Минск, режиссёр В. Туров) — капитан-танкист Володя
1966 — Саша-Сашенька («Беларусьфильм», режиссёр В. Четвериков) — актёр
1967 — Вертикаль (Одесская киностудия, режиссёры С. Говорухин и Б. Дуров) — Володя
1967 — Короткие встречи (Одесская киностудия, режиссёр К. Муратова)— геолог Максим
1967 — Война под крышами («Беларусьфильм», режиссёр В. Туров) — полицай
1968 — Интервенция («Ленфильм», режиссёр Г. Полока) — Бродский/ Воронов (главная роль), в исполнении В. Высоцкого — песня «Деревянные костюмы»
1968 — Служили два товарища («Мосфильм», режиссёр Е. Карелов) — Брусенцов
1968 — Хозяин тайги («Мосфильм», режиссёр В. Назаров) — бригадир сплавщиков Рябой
1969 — Опасные гастроли (Одесская киностудия, режиссёр Г. Юнгвальд-Хилькевич) — Бенгальский (Николай Коваленко)
1969 — Белый взрыв (Одесская киностудия, режиссёр С. Говорухин) — капитан
1972 — Четвёртый («Мосфильм», режиссёр А. Столпер)
1973 — Плохой хороший человек («Ленфильм», режиссёр И. Хейфиц) — фон Корен
1974 — Единственная дорога («Мосфильм» и «Филмски студио Титоград», Югославия, режиссёр В. Павлович) — Солодов
1975 — Единственная («Ленфильм», режиссёр И. Хейфиц) — Борис Ильич
1975 — Бегство мистера Мак-Кинли («Мосфильм», режиссёр М. Швейцер) — певец Билл Сигер
1976 — Сказ про то, как царь Пётр арапа женил («Мосфильм», режиссёр А. Митта) — Ибрагим Ганнибал
1977 — Их двое («Мафильм», Венгрия, режиссёр М. Месарош)
1979 — Место встречи изменить нельзя (Одесская киностудия, режиссёр С. Говорухин) — В. Высоцкий в роли Глеба Жеглова
1980 — Маленькие трагедии («Мосфильм», режиссёр М. Швейцер) — Дон Гуан

This entry was posted in Литература. Bookmark the permalink.

Comments are closed.

43 / 0,242 / 15.12mb