Мы выбираем будущее!

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ БИБЛИОТЕК ПО ПРАВОВОМУ ПРОСВЕЩЕНИЮ ИЗБИРАТЕЛЕЙ

Методические рекомендации


В системе правового просвещения населения библиотеки занимают свою нишу, являясь одним из основных каналов формирования правовой культуры. Это направление в деятельности библиотек становится более актуальным и приобретает особую значимость в период избирательных кампаний, когда предстоит огромная информационная, разъяснительная и просветительская работа.
Как наиболее приближенные к избирателям учреждения, библиотеки формируют у населения позитивное отношение к выборам. Работая в непосредственном контакте с избирательными комиссиями различных уровней, они успешно создают информационную среду, необходимую для принятия избирателями обоснованных решений. В библиотеках накоплен богатейший опыт разъяснительной работы, благодаря которому поддерживается высокий уровень политической активности избирателей. Этот практический опыт позволит усилить эффективность взаимодействия избирательных комиссий, библиотекарей и населения, послужит инструментом повышения гражданской и политической активности избирателей.
В своей деятельности библиотеки должны придерживаться основного принципа – оставаться политически нейтральными ко всем кандидатам. Согласно ст. 12 п. 2 ФЗ «О библиотечном деле» необходимо учитывать сложившееся в обществе идеологическое и политическое многообразие.
Используя весь арсенал форм и методов библиотечной работы, информационного обеспечения, библиотекарям следует акцентировать внимание аудитории на разъяснении законов о выборах, правил голосования, основ избирательного права, эффективно задействовать все ресурсы библиотек, возможности центров общественного доступа и центров правовой информации.
Для того чтобы работа библиотек по формированию правовой культуры избирателей носила системный характер, необходимо наличие целевых программ и совместных планов работы с городскими и районными территориальными избирательными комиссиями, которые будут ориентированы на решение следующих задач:
§ повышение уровня правовой культуры и информированности избирателей о выборах;
§ укрепление и совершенствование системы информирования и правового просвещения избирателей, придание этой работе целевого и комплексного характера.
§ создание информационной среды, необходимой для принятия избирателями обоснованных решений;
§ оказание помощи избирателям в формировании позитивного и осмысленного отношения к участию в выборах;
§ развитие новых направлений, форм и методов информационно-разъяснительной деятельности.
Работа библиотек по данному направлению координируется с местными органами власти, представителями политических партий, учебных заведений, домов культуры и других организаций.
В период избирательных кампаний работа библиотек должна быть подчинена основным принципам – наглядности и доступности информации. Необходимо организовать библиотечное пространство так, чтобы посетители могли получить информацию о кандидатах, сведения о мерах ответственности за нарушение избирательных прав граждан, ознакомиться и изучить информационные плакаты о выборах.
В библиотеке необходимо организовать стол справок, оформить информационный стенд, уголок избирателя: «Для вас, избиратели», «Россия перед выбором», «Мы выбираем будущее».
Эффективность и качество работы по воспитанию гражданско-правовой культуры могут быть достигнуты, если она будет основана на индивидуальном подходе и учете интересов граждан, их возрастных особенностей, социальной принадлежности, наличии навыков электорального поведения. В первую очередь это относится к молодёжной аудитории, которая должна стать приоритетной группой в работе библиотеки.
Участие в различных выборных кампаниях позволило библиотечным специалистам приобрести значительный опыт в этом направлении. Главная цель, которую должны поставить перед собой библиотекари при организации мероприятий – воспитание молодого поколения в духе уважения к закону, формирование в среде молодых избирателей активной жизненной позиции, содействие в преодолении политической апатии.
Для подготовки и проведения мероприятий, адресованных молодёжи желательно привлекать сотрудников отделов по делам молодёжи, прокуратуры, военкоматов. В молодёжной среде лучше применять активные формы, такие, как деловые и ситуационные игры, диспуты, круглые столы, дни открытых дверей. Они развивают мыслительный процесс подростков, учат их анализировать, обобщать, сопоставлять события и факты, помогают вырабатывать собственную точку зрения, учат уважать мнение оппонентов.
Успешно решить такую задачу, как формирование практических навыков, необходимых для участия в избирательной процедуре, поможет такая игровая форма, как турнир знатоков права («Сегодня – ученик, завтра – избиратель», «Я – будущий избиратель!», «Молодые избиратели ХХI века»), который рекомендуется провести среди старшеклассников. Участие в таких мероприятиях подготовит их к выборным процессам будущего.
В День открытых дверей рекомендуется организовать встречу молодых избирателей с представителями политических партий и общественных объединений. На таких встречах происходят диалоги, в ходе которых молодёжь из компетентных источников узнаёт о законодательных актах, знакомится со своими правами и способами защиты, обязанностями и последствиями нарушений законов.
18 марта  2018 года многие новозыбковцы  будут впервые голосовать на выборах Президента РФ.

Для молодых людей проводятся  заседания круглых столов, акции, выставки, дни открытых дверей в избиркомах. Мероприятия  направлены на разъяснение населению выборного законодательства, порядка голосования, полномочий Госдумы РФ и так далее.  Библиотеки должны привлечь все свои ресурсы для популяризации знаний об избирательном процессе, что, несомненно, будет способствовать активному участию молодёжи в выборах. Запоминающейся и поучительной  может стать встреча молодёжи с ветеранами войны и труда. Уважаемые люди авторитетно и со знанием дела могут рассказать молодому поколению о значимости выборов в судьбе каждого, ответственности при принятии решения.

Накануне выборов в библиотеках должна быть усилена просветительская работа с молодыми избирателями, голосующими в первый раз. Одной из форм работы с этой категорией читателей может стать День молодого избирателя. Главная цель мероприятия – развитие интереса и повышение уровня доверия молодежи к процессу организации и проведения выборов. На мероприятие приглашаются юноши и девушки, голосующие впервые. Подготовка должна начаться с составления картотеки тех, кто будет голосовать впервые. Помощь в ее создании может оказать территориальная избирательная комиссия города. Для этой категории избирателей рекомендуется подготовить подборки литературы по темам «Государственная молодежная политика», «Тебе, молодой избиратель» и оформить книжную выставку.
Голосуя за политических лидеров, юноши и девушки должны сделать осознанный выбор. Для этого им необходимо разбираться в политических направлениях, движениях, партиях, программах кандидатов.
В рамках «Дня молодого избирателя» библиотекари   могут предложить :
- совершить путешествие в историю демократических выборов в России;
- найти ответы на вопросы «Что такое местное самоуправление?», «Что напрямую зависит только от нас?» и ряд других;
- ознакомиться со структурой органов местного самоуправления муниципального образования;
- познакомиться с официальными сайтами Президента России, Государственной Думы, центризбиркома, администрации МО, городского собрания депутатов и других;
- стать участниками викторины «Я – избиратель».
К этому Дню необходимо подготовить буклеты и листовки «Глобальная сеть в помощь избирателю», «Я иду на выборы».
Действенной и хорошо зарекомендовавшей себя формой стали клубы молодых избирателей, созданные при библиотеках. И что очень важно, организация таких клубов нашла поддержку со стороны местных органов самоуправления, территориальных избирательных комиссий, отделов по делам молодежи, учреждений образования.
Создание клубов молодого избирателя позволяет вести работу не эпизодически, от случая к случаю, а постоянно в рамках системы, имеющей ясные цели, задачи и пути решения. Успешная деятельность клубов будет способствовать повышению значимости библиотеки как социального института в воспитании чувства гражданской ответственности молодежи, заинтересованности политическими процессами, лучшему пониманию важности их участия в политике.
Действенной формой привлечения читателей и молодых избирателей к участию в выборах могут стать конкурсы сочинений, эссе «Письмо будущему президенту», «Наказ депутату», «Почему мой голос важен», «Если бы я был мэром». В своих сочинениях молодые люди должны продемонстрировать знание избирательного процесса, определить главные, на их взгляд, проблемы страны, города, села и возможные пути их решения, степень ответственности каждого гражданина. Такие конкурсы обычно организуют совместно с преподавателями школ. Самые интересные и удачные сочинения желательно опубликовать в местной периодической печати.
Становлению гражданской позиции молодёжи способствует знание государственной символики страны, которая оказывает особое воздействие на эмоции, влияет на их сознание и поведение. В период предвыборной кампании рекомендуется провести в библиотеках мероприятия по популяризации государственной символики, которые сыграют свою положительную роль в формировании уважения к символам государства, истории страны. Это могут быть информационные часы, часы истории, беседы, обзоры:
• «Государственная символика России и история ее развития»;
• «Символика нашего государства»;
• «Гимн, флаг и герб России»;
• «Государственные символы»;
• «Символы страны, области, района».

В целях изучения интересов молодых людей, их осведомленности в правовых вопросах, рекомендуется проводить опросы, анкетирования «Что мы знаем о выборах?», «Что значат для тебя выборы?», «Что значит быть избирателем?», «Зачем мы ходим на выборы?» и другие. Это позволит адресно и целенаправленно проводить мероприятия.
Примерные вопросы для диспутов, анонимного анкетирования среди пользователей библиотек:
§ Пойдете ли Вы голосовать? Если нет, то почему?
§ Как Вы думаете, почему надо идти голосовать?
§ За кого Вы будете голосовать на предстоящих выборах? Почему?
§ Кто из претендентов лучше, интереснее организовал предвыборную кампанию? Как Вы думаете, с чем это связано?
§ Какая программа кандидатов Вам подходит или наиболее приемлема, по-вашему, для дальнейшего развития России?
§ Какая из программ кандидатов уделяет внимание проблемам молодежи?
§ Что не нравится Вам в кандидатах, в их программах?
§ Из каких источников Вы узнаете о кандидатах (телевидение, радио, газеты, информационные сообщения, в библиотеке, другое)?
§ Какой наказ вы хотели бы дать кандидатам?

Среди пользователей библиотек немало людей с ограниченными возможностями – это пенсионеры, ветераны войны и труда, инвалиды. Поэтому для этой категории избирателей особенно актуально и важно обеспечение свободного и равного доступа к правовой и социально значимой информации.
При обслуживании этой группы читателей, в том числе и на дому, проводится информационно-разъяснительная работа, чтобы они не чувствовали себя забытыми, обделенными, а активно и осознанно участвовали в избирательном процессе. Им можно рекомендовать такие беседы, как:
• «Выбираем достойного»
• «О тех, кто хочет быть избранным…»
• «Испытание выборами»
• «Судить по делам».

Опорной базой в работе библиотек по правовому просвещению населения является хорошо скомплектованный фонд, включающий книги, периодику, аудио- и видеоматериалы. Поэтому планомерность и периодичность пополнения библиотечного фонда документами, отражающими вопросы организации и проведения выборов, является залогом успешной работы в этом направлении.
Традиционной формой раскрытия фонда библиотеки является книжная выставка. Творческий подход к организации и оформлению выставок обеспечит активное обращение к представленным на ней материалами, и в результате поможет избирателям сделать свой выбор: «История президентства в России», «Молодежь выбирает будущее», «Завтрашний день выбираем сами», «Выборы: история и современность», «Я гражданин России!».
В информационном обслуживании библиотекам важно дифференцированно подходить к различным группам пользователей: организаторы выборов, представители политических партий и общественных объединений, члены участковых избирательных комиссий, рядовые избиратели, молодежь.
Оперативный поиск информации по избирательному праву в библиотеках обеспечат выделенные специальные рубрики в картотеках, тематические папки, формируемые из газетно-журнальных материалов. Например, «В помощь избирателю», «Гражданином быть обязан», «Избиратель! Читай, думай, выбирай!», «Избирателям о кандидатах».
В воспитании правовой культуры избирателей значительную роль играют библиографические издания малых форм – буклеты, листовки, памятки, рекомендательные списки.
Существенно расширяет возможности оперативного и качественного доступа к правовой информации обращение к электронным базам данных.
Правовые справочно-поисковые системы «КонсультантПлюс», «Гарант» – надежные помощники в поиске правовых документов по избирательному процессу.

Предпосылкой успешной работы по формированию правовой грамотности, политической активности граждан в период избирательных кампаний становится совершенствование профессиональной подготовки сотрудников библиотек, увеличение их творческого потенциала. Семинары, практикумы, круглые столы, часы информации, консультации – вот тот неполный перечень форм участия библиотечных специалистов в системе повышения профессиональных знаний. Вместе с тем, все перечисленные формы не заменят основной – самообразования. Библиотекари должны осознавать важность и значимость этой задачи и постоянно обновлять и углублять свои знания, чтобы компетентно и на должном уровне общаться с избирателями.

Последовательная и профессиональная организация совместной работы библиотек с государственными органами, органами местного самоуправления, политическими партиями, средствами массовой информации по информационно-разъяснительной деятельности позволит сформировать у избирателей осознанное отношение к предстоящим выборам и явится залогом успешных избирательных кампаний.

Использованные источники:

  • Избирательное право, избирательные технологии и библиотеки: опыт Пермского края : сб. статей и метод. материалов / Адм. Перм. области, Перм. обл. избират. комиссия, Перм. гос. обл. универсал. б-ка им. А. М. Горького ; сост. : О. С. Орлова, Л. С. Ведерникова. – Пермь, 2005. – 120 с.

 

  • Роль библиотек в правовом просвещении избирателей : [Областной конкурс муниципальных библиотек Ростовской области] / Донская гос. публичная б-ка ; Избират. комиссия Ростовской обл. ; сост. : О. В. Ерохина, Н. А. Веретющенкова. – Ростов н/Д, 2003. – 184 с.

 

This entry was posted in Избирателям. Bookmark the permalink.

Comments are closed.

43 / 0,586 / 30.54mb