Читайте лучшее. Почитаем в феврале

Евгений Иванович Замятин – русский писатель, публицист, критик, киносценарист – родился 20 января (1 февраля) 1884 года.

Детство Замятина прошло в тихом провинциальном городке Лебедянь Тамбовской губернии (ныне Липецкая область). О своих детских годах Замятин писал: «Вы увидите очень одинокого, без сверстников, ребенка на диване, животом вниз, над книгой — или под роялью, а на рояле мать играет Шопена — и уездное — окна с геранями, посреди улицы поросенок привязан к колышку и трепыхаются куры в пыли».

Русская провинция на долгие годы стала основной темой творчества писателя, как, например, в повестях «Уездное» (1911), «На куличках» (1914). Американский литературовед П. Фишер в связи с этим замечает: «Мне кажется, что вообще у Замятина только одна тематика – и она, как я уже теперь понимаю, сугубо русская. Он занят некой центральной метафорой, имя ей — провинциализм, всемогущий провинциализм, духовный и нравственный застой». В 1893–1896 годах Е. Замятин учился в Лебедянской прогимназии, где Закон Божий преподавал его отец. Образование было продолжено в 1896 году в Воронежской гимназии, которую будущий писатель окончил в 1902 году с золотой медалью.

Замятин вспоминал о гимназических годах: «Много одиночества, много книг, очень рано — Достоевский. До сих пор помню дрожь и пылающие свои щеки — от “Неточки  Незвановой”. Достоевский долго оставался — старший и страшный даже; другом был Гоголь (и гораздо позже — Анатоль Франс)».

«В гимназии я получал пятерки с плюсами за сочинения, и не всегда легко ладил с математикой. Должно быть, именно поэтому (из упрямства) я выбрал самое что ни на есть математическое: кораблестроительный факультет Петербургского Политехникума».

В период учебы, во время летней практики будущий писатель много путешествовал: он побывал в Севастополе, Нижнем Новгороде, Одессе, на Камских заводах, плавал на пароходе в Константинополь, Смирну, Бейрут, Порт-Саид, Яффу, Александрию, Иерусалим. В 1905 в Одессе стал свидетелем знаменитого восстания на броненосце «Потемкин», о чем впоследствии написал в рассказе «Три дня» (1913). В 1905 году в Петербурге принимал участие в революционных выступлениях большевиков, за что был арестован и провел несколько месяцев в одиночной камере тюрьмы. Выслан в Лебедянь, но нелегально вернулся в Петербург, откуда вновь был выслан в 1911 году, уже по окончании института.

В 1908 году Е. Замятин окончил Политехнический, получил специальность морского инженера, был оставлен при кафедре корабельной архитектуры, с 1911 года в качестве преподавателя. Литературный дебют Евгения Замятина состоялся осенью 1908 года в журнале «Образование», где был опубликован рассказ «Один».

Революции (и 1905, и 1917 годов) принял восторженно. В 1906 году в одном из писем писал о событиях 1905 года: «И вдруг — революция так хорошо встряхнула меня. Чувствовалось, что есть что-то сильное, огромное, как смерч, поднимающий голову к небу, — ради чего стоит жить».

За антивоенную по духу повесть «На куличках» (1913), героями которой являются не только дальневосточные офицеры и солдаты, но и вся «загнанная на кулички Русь», Е. Замятин был привлечен к суду, а номер журнала «Заветы», в котором была опубликована повесть, был конфискован.

Писательство Е. Замятин совмещал с работой морского инженера и в этом качестве продолжал служебные поездки по России. «Много связанных с работой поездок по России: Волга вплоть до Царицына, Астрахани, Кама, Донецкий район, Каспийское море, Архангельск, Мурман, Кавказ, Крым», — из автобиографии Е. Замятина.

В марте 1916 года Замятин был командирован в Англию, где на судоверфях при его участии был построен ряд ледоколов для России, в том числе один из самых крупных — «Святой Александр Невский» (после революции — «Ленин»). В Англии же начался новый период творчества писателя. Английские впечатления легли в основу как многочисленных очерков, так и повестей «Островитяне» (1917) и «Ловец человеков» (1921).

Узнав о революции в России, Замятин возвращается домой, надеясь увидеть здесь начало возрождения нового мира и нового человека: «Веселая, жуткая зима 17–18 года, когда все сдвинулось, поплыло куда-то в неизвестность. Корабли-дома, выстрелы, обыски, ночные дежурства, домовые клубы». (Из автобиографии.) Но то, что писатель увидел и почувствовал вскоре в России, особенно в период военного коммунизма, побудило его критически отнестись к пореволюционной действительности: это была нетерпимость властей, пренебрежение к творческой личности, к человеку, человеческой жизни.

В советском государстве явственно проступали черты некоего бюрократического чудовища; тоталитаризм — чума ХХ века — использовал человека как кирпичик в государственном строительстве, нивелировал человека, требовал от него безусловного и полного подчинения, превращал в винтик одного единого отлаженного механизма.  Сама действительность дала Е. Замятину в руки материал для его фантастического антиутопического романа «Мы» , который впервые был опубликован в 1924 году на английском, затем в 1926 — на чешском, в 1929 — на французском, на родине публикация романа состоялась лишь в 1988 году. Пафосом этого романа стало оправдание живой личности, любви, творчества, самой жизни, а не механистического ее образца. Неудивительно, что этот первый в мировой литературе роман-антиутопия впоследствии сыграл роковую роль в судьбе автора — жителя не фантастического, описанного в романе «Мы», а реального Единого сталинского Государства.

Роман «Мы» стал первым в ряду европейских романов-антиутопий, таких как «Прекрасный новый мир» О. Хаксли, «Скотный двор» и «1984» Дж. Оруэлла, «451 градус по Фаренгейту» Р. Брэдбери и др.

Е. Замятин был наставником молодых писателей — членов литературной группы «Серапионовы братья», в которую входили К. Федин, М. Зощенко, Вс. Иванов, Н. Тихонов, Л. Лунц и др. Преподавал в Политехническом институте, читал курс новейшей русской литературы в Педагогическом институте им. Герцена и курс техники художественной прозы в студии Дома искусств, работал в редколлегии «Всемирной литературы», в правлении Всероссийского союза писателей, в издательствах, редактировал несколько литературных журналов.

В начале 1920-х годов появляются рассказы «Мамай» (1920) и «Пещера» (1921), резко критические по отношению к эпохе военного коммунизма в большевистской России, а также книга о Г. Уэллсе «Герберт Уэллс» (1922).

В 1920-е годы Е. Замятин создает ряд драматических произведений: «Общество Почетных Звонарей», «Блоха», «Атилла».

В 1929 году Е. Замятин за роман «Мы» (одновременно с Б. Пильняком, которого критиковали за повесть «Красное дерево») был подвергнут сокрушительной критике официозной прессы, его перестали печатать, работать он не мог. Не помогло заступничество М. Горького. В этих условиях писатель в июне 1931 года обращается с письмом к Сталину, просит разрешить выехать за границу. В своем письме Е. Замятин не скрывал своих взглядов на ситуацию в стране, в частности, писал: «Я знаю, что у меня есть очень неудобная привычка говорить не то, что в данный момент выгодно, а то, что мне кажется правдой. В частности, я никогда не скрывал своего отношения к литературному раболепству, прислуживанию и перекрашиванию: я считал — и продолжаю считать — что это одинаково унижает как писателя, так и революцию».

Живя во Франции, Е. Замятин оставался советским гражданином, с советским паспортом. За границей был написан роман «Бич божий», посмертно изданный в Париже в 1938 году.

Умер Евгений Иванович Замятин 10 марта 1937 года. Похоронен в пригороде Парижа.

Замятина с уверенностью можно назвать «инженером» слова. Самые простые, привычные и точные слова он сочетает таким образом, что они рождают удивительную по красоте и необычности мелодику. По профессии инженер-кораблестроитель, привыкший читать язык выверенных схем, он и в литературе звучит сдержанно и выверенно в каждом выражении, но точным словом бьёт прямо в цель, удивительно лаконично создаёт максимальную образность. На примере Замятина прекрасно подтверждается истина, что талант и ум, как бы ни был ими одарен писатель, недостаточны, если потерян контакт с эпохой, если изменило внутреннее чутье, и художник  или  мыслитель чувствуют себя среди современности пассажирами на корабле, либо туристами, враждебно и неприветливо озирающимися вокруг.

КНИГИ

  1. Замятин, Е.И. Избранные произведения: повести, рассказы, сказки, роман, пьесы /Е.И.Замятин.- М.: Сов. писатель, 1989.- 768с.
  2. Замятин, Е.И. Мы: роман /Е.И.Замятин.- М.: Современник, 1989.-560с.
  3. Замятин, Е.И. Мы: Анализ текста. Основное содержание. Сочинения/ автор-составитель Т.В.Павловец.- М.: Дрофа, 2001.- 96с.
  4. Замятин, Е.И. Мы. Бич божий: романы / Е.И.Замятин.- СПб.: Азбука-классика, 2007.- 320с.
  5. Замятин, Е.И. Уездное; Мы/ Е.И.Замятин. Котлован; Ювенильное море/ А.П.Платонов.- М.: АСТ: Олимп, 2001.- 608с.

БИБЛИОГРАФИЯ

1.Белобровцева, И. Поэт R-13 и другие государственные поэты:[Е.Замятин]// Звезда.- 2002.- № 3.- С.218.

2.Соколова, Ю.В. Образные поля в повести Е.И.Замятина «Север» // Русский язык в школе.- 2012.- № 1.- С. 56-59.

3. Кертс, Д. « Англичанин…московский»: Евгений Замятин и русская критика (1913-1923): [архивная заметка]// Новое литерат. Обозрение.- 2013.- № 5.- С.218-224.

4. Ерыкалова, И. … «Нам обещали аутодафе…»: [роман «Мы» в контексте творчества Е.Замятина]// Библиотечное дело.- 2014.- № 6.- С. 17-24.

5. Разум должен победить:[отзывы читателей о романе «Мы» Е.Замятина]// Библиотечное дело.- 2014.- № 6.- С. 25-26.

6. Петелин, В. …Этот роман-сигнал об опасности, угрожающей человеку, человечеству…»Е.Замятин(1884-1937).Роман «МЫ»// Литература в школе.- 2014.- № 12.- С. 21-23.

7. Маннапова, Э. Судьба личности в тоталитарном государстве: [роман Е.Замятина «Мы»]// Литература в школе.- 2014.- № 12.- С. 36-38.

ЭКРАНИЗАЦИИ

1. Дом в сугробах, 1927 (СССР), реж. Фридрих Эрмлер.
2. На дне/ Les bas-fonds, 1936 (Франция), реж. Жан Ренуар, экранизация пьесы М. Горького.

3. Мы / Wir (TV), 1981 (Германия (ФРГ)), реж. Войтех Ясны.
4. Наводнение, 1994 (Россия, Франция), реж. Игорь Минаев.

5.Мы, 2019(Россия), Гамлет Дульян.

This entry was posted in Литература. Bookmark the permalink.

Comments are closed.

43 / 0,259 / 15.11mb