Евгений Иванович Замятин – русский писатель, публицист, критик, киносценарист – родился 20 января (1 февраля) 1884 года.
Детство Замятина прошло в тихом провинциальном городке Лебедянь Тамбовской губернии (ныне Липецкая область). О своих детских годах Замятин писал: «Вы увидите очень одинокого, без сверстников, ребенка на диване, животом вниз, над книгой — или под роялью, а на рояле мать играет Шопена — и уездное — окна с геранями, посреди улицы поросенок привязан к колышку и трепыхаются куры в пыли».
Русская провинция на долгие годы стала основной темой творчества писателя, как, например, в повестях «Уездное» (1911), «На куличках» (1914). Американский литературовед П. Фишер в связи с этим замечает: «Мне кажется, что вообще у Замятина только одна тематика – и она, как я уже теперь понимаю, сугубо русская. Он занят некой центральной метафорой, имя ей — провинциализм, всемогущий провинциализм, духовный и нравственный застой». В 1893–1896 годах Е. Замятин учился в Лебедянской прогимназии, где Закон Божий преподавал его отец. Образование было продолжено в 1896 году в Воронежской гимназии, которую будущий писатель окончил в 1902 году с золотой медалью.
Замятин вспоминал о гимназических годах: «Много одиночества, много книг, очень рано — Достоевский. До сих пор помню дрожь и пылающие свои щеки — от “Неточки Незвановой”. Достоевский долго оставался — старший и страшный даже; другом был Гоголь (и гораздо позже — Анатоль Франс)».
«В гимназии я получал пятерки с плюсами за сочинения, и не всегда легко ладил с математикой. Должно быть, именно поэтому (из упрямства) я выбрал самое что ни на есть математическое: кораблестроительный факультет Петербургского Политехникума».
В период учебы, во время летней практики будущий писатель много путешествовал: он побывал в Севастополе, Нижнем Новгороде, Одессе, на Камских заводах, плавал на пароходе в Константинополь, Смирну, Бейрут, Порт-Саид, Яффу, Александрию, Иерусалим. В 1905 в Одессе стал свидетелем знаменитого восстания на броненосце «Потемкин», о чем впоследствии написал в рассказе «Три дня» (1913). В 1905 году в Петербурге принимал участие в революционных выступлениях большевиков, за что был арестован и провел несколько месяцев в одиночной камере тюрьмы. Выслан в Лебедянь, но нелегально вернулся в Петербург, откуда вновь был выслан в 1911 году, уже по окончании института.
В 1908 году Е. Замятин окончил Политехнический, получил специальность морского инженера, был оставлен при кафедре корабельной архитектуры, с 1911 года в качестве преподавателя. Литературный дебют Евгения Замятина состоялся осенью 1908 года в журнале «Образование», где был опубликован рассказ «Один».
Революции (и 1905, и 1917 годов) принял восторженно. В 1906 году в одном из писем писал о событиях 1905 года: «И вдруг — революция так хорошо встряхнула меня. Чувствовалось, что есть что-то сильное, огромное, как смерч, поднимающий голову к небу, — ради чего стоит жить».
За антивоенную по духу повесть «На куличках» (1913), героями которой являются не только дальневосточные офицеры и солдаты, но и вся «загнанная на кулички Русь», Е. Замятин был привлечен к суду, а номер журнала «Заветы», в котором была опубликована повесть, был конфискован.
Писательство Е. Замятин совмещал с работой морского инженера и в этом качестве продолжал служебные поездки по России. «Много связанных с работой поездок по России: Волга вплоть до Царицына, Астрахани, Кама, Донецкий район, Каспийское море, Архангельск, Мурман, Кавказ, Крым», — из автобиографии Е. Замятина.
В марте 1916 года Замятин был командирован в Англию, где на судоверфях при его участии был построен ряд ледоколов для России, в том числе один из самых крупных — «Святой Александр Невский» (после революции — «Ленин»). В Англии же начался новый период творчества писателя. Английские впечатления легли в основу как многочисленных очерков, так и повестей «Островитяне» (1917) и «Ловец человеков» (1921).
Узнав о революции в России, Замятин возвращается домой, надеясь увидеть здесь начало возрождения нового мира и нового человека: «Веселая, жуткая зима 17–18 года, когда все сдвинулось, поплыло куда-то в неизвестность. Корабли-дома, выстрелы, обыски, ночные дежурства, домовые клубы». (Из автобиографии.) Но то, что писатель увидел и почувствовал вскоре в России, особенно в период военного коммунизма, побудило его критически отнестись к пореволюционной действительности: это была нетерпимость властей, пренебрежение к творческой личности, к человеку, человеческой жизни.
В советском государстве явственно проступали черты некоего бюрократического чудовища; тоталитаризм — чума ХХ века — использовал человека как кирпичик в государственном строительстве, нивелировал человека, требовал от него безусловного и полного подчинения, превращал в винтик одного единого отлаженного механизма. Сама действительность дала Е. Замятину в руки материал для его фантастического антиутопического романа «Мы» , который впервые был опубликован в 1924 году на английском, затем в 1926 — на чешском, в 1929 — на французском, на родине публикация романа состоялась лишь в 1988 году. Пафосом этого романа стало оправдание живой личности, любви, творчества, самой жизни, а не механистического ее образца. Неудивительно, что этот первый в мировой литературе роман-антиутопия впоследствии сыграл роковую роль в судьбе автора — жителя не фантастического, описанного в романе «Мы», а реального Единого сталинского Государства.
Роман «Мы» стал первым в ряду европейских романов-антиутопий, таких как «Прекрасный новый мир» О. Хаксли, «Скотный двор» и «1984» Дж. Оруэлла, «451 градус по Фаренгейту» Р. Брэдбери и др.
Е. Замятин был наставником молодых писателей — членов литературной группы «Серапионовы братья», в которую входили К. Федин, М. Зощенко, Вс. Иванов, Н. Тихонов, Л. Лунц и др. Преподавал в Политехническом институте, читал курс новейшей русской литературы в Педагогическом институте им. Герцена и курс техники художественной прозы в студии Дома искусств, работал в редколлегии «Всемирной литературы», в правлении Всероссийского союза писателей, в издательствах, редактировал несколько литературных журналов.
В начале 1920-х годов появляются рассказы «Мамай» (1920) и «Пещера» (1921), резко критические по отношению к эпохе военного коммунизма в большевистской России, а также книга о Г. Уэллсе «Герберт Уэллс» (1922).
В 1920-е годы Е. Замятин создает ряд драматических произведений: «Общество Почетных Звонарей», «Блоха», «Атилла».
В 1929 году Е. Замятин за роман «Мы» (одновременно с Б. Пильняком, которого критиковали за повесть «Красное дерево») был подвергнут сокрушительной критике официозной прессы, его перестали печатать, работать он не мог. Не помогло заступничество М. Горького. В этих условиях писатель в июне 1931 года обращается с письмом к Сталину, просит разрешить выехать за границу. В своем письме Е. Замятин не скрывал своих взглядов на ситуацию в стране, в частности, писал: «Я знаю, что у меня есть очень неудобная привычка говорить не то, что в данный момент выгодно, а то, что мне кажется правдой. В частности, я никогда не скрывал своего отношения к литературному раболепству, прислуживанию и перекрашиванию: я считал — и продолжаю считать — что это одинаково унижает как писателя, так и революцию».
Живя во Франции, Е. Замятин оставался советским гражданином, с советским паспортом. За границей был написан роман «Бич божий», посмертно изданный в Париже в 1938 году.
Умер Евгений Иванович Замятин 10 марта 1937 года. Похоронен в пригороде Парижа.
Замятина с уверенностью можно назвать «инженером» слова. Самые простые, привычные и точные слова он сочетает таким образом, что они рождают удивительную по красоте и необычности мелодику. По профессии инженер-кораблестроитель, привыкший читать язык выверенных схем, он и в литературе звучит сдержанно и выверенно в каждом выражении, но точным словом бьёт прямо в цель, удивительно лаконично создаёт максимальную образность. На примере Замятина прекрасно подтверждается истина, что талант и ум, как бы ни был ими одарен писатель, недостаточны, если потерян контакт с эпохой, если изменило внутреннее чутье, и художник или мыслитель чувствуют себя среди современности пассажирами на корабле, либо туристами, враждебно и неприветливо озирающимися вокруг.
КНИГИ
- Замятин, Е.И. Избранные произведения: повести, рассказы, сказки, роман, пьесы /Е.И.Замятин.- М.: Сов. писатель, 1989.- 768с.
- Замятин, Е.И. Мы: роман /Е.И.Замятин.- М.: Современник, 1989.-560с.
- Замятин, Е.И. Мы: Анализ текста. Основное содержание. Сочинения/ автор-составитель Т.В.Павловец.- М.: Дрофа, 2001.- 96с.
- Замятин, Е.И. Мы. Бич божий: романы / Е.И.Замятин.- СПб.: Азбука-классика, 2007.- 320с.
- Замятин, Е.И. Уездное; Мы/ Е.И.Замятин. Котлован; Ювенильное море/ А.П.Платонов.- М.: АСТ: Олимп, 2001.- 608с.
БИБЛИОГРАФИЯ
1.Белобровцева, И. Поэт R-13 и другие государственные поэты:[Е.Замятин]// Звезда.- 2002.- № 3.- С.218.
2.Соколова, Ю.В. Образные поля в повести Е.И.Замятина «Север» // Русский язык в школе.- 2012.- № 1.- С. 56-59.
3. Кертс, Д. « Англичанин…московский»: Евгений Замятин и русская критика (1913-1923): [архивная заметка]// Новое литерат. Обозрение.- 2013.- № 5.- С.218-224.
4. Ерыкалова, И. … «Нам обещали аутодафе…»: [роман «Мы» в контексте творчества Е.Замятина]// Библиотечное дело.- 2014.- № 6.- С. 17-24.
5. Разум должен победить:[отзывы читателей о романе «Мы» Е.Замятина]// Библиотечное дело.- 2014.- № 6.- С. 25-26.
6. Петелин, В. …Этот роман-сигнал об опасности, угрожающей человеку, человечеству…»Е.Замятин(1884-1937).Роман «МЫ»// Литература в школе.- 2014.- № 12.- С. 21-23.
7. Маннапова, Э. Судьба личности в тоталитарном государстве: [роман Е.Замятина «Мы»]// Литература в школе.- 2014.- № 12.- С. 36-38.
ЭКРАНИЗАЦИИ
1. Дом в сугробах, 1927 (СССР), реж. Фридрих Эрмлер.
2. На дне/ Les bas-fonds, 1936 (Франция), реж. Жан Ренуар, экранизация пьесы М. Горького.
3. Мы / Wir (TV), 1981 (Германия (ФРГ)), реж. Войтех Ясны.
4. Наводнение, 1994 (Россия, Франция), реж. Игорь Минаев.
5.Мы, 2019(Россия), Гамлет Дульян.