ЧИТАЙТЕ ЛУЧШЕЕ. ПОЧИТАЕМ В СЕНТЯБРЕ.

Советская литература отличалась большим количеством талантливых писателей, из которых значительная часть пережила серьезные взлеты и падения, когда их произведения не соответствовали официальной линии партии. Да и сама жизнь их часто складывалась трагично. Одним из таких прозаиков, испытавших на себе гонения, был Платонов Андрей Платонович.  Биография Андрея Платонова является отражением времени, в которое он жил. Бурная и бескомпромиссная борьба за светлый мир будущего, стремление добиться правды и многочисленные рассказы, посвященные человеку труда, каким собственно, был и он сам. В годы революции эта проза отлично принималась критиками и руководством страны, писатель имел успех и был популярен. Однако, с течением времени, жизнь в стране так и не наладилась, а постоянные командировки Андрея Платонова, разъезжающего по стране в качестве корреспондента, помогали ему увидеть реальную ситуацию. В результате впечатления автора вылились в его произведениях, где показана вся неустроенность и порой даже нелепость жизнь советского человека. Эти произведения стали причиной репрессий и гонений, которые, наложившись на проблемы со здоровьем, привели к смерти писателя от туберкулеза в 52 года.
Андрей Платонов — русский писатель и драматург, один из наиболее самобытных по стилю и языку русских литераторов первой половины XX века. Платонов – не настоящая фамилия писателя. Это литературный псевдоним. В документах указаны подлинные имя и фамилия – Андрей Платонович Климентов. Родом он был из Воронежа, а днем рождения считается 28 августа 1899 года, хотя в метрике дата указана по старому стилю – 16 августа. О детстве его осталась лишь краткая информация. Известно, что родители писателя вовсе не были богаты. Отца звали Платон Фирсович. Он трудился на железной дороге. Мать была дочерью часовщика, после появления первенца Андрея она занялась воспитанием детей, которых после старшего сына родилось еще десять. Семи лет отроду его отправили учиться сначала в церковно-приходскую, а потом и в городскую школу.
Как и любой ребенок из большой семьи, он рано начал работать. Но в 1915 году он уже был помощником машиниста, а до этого некоторое время был поденщиком и “мальчиком” в страховой компании. Во время Октябрьской революции и последующих событий Андрей Климентов встал на сторону “красных”, о чем говорится в его автобиографии. Сначала он работал военным журналистом, статьи и очерки печатались в различных революционных газетах, в том числе с крупными тиражами. Например, его статьи печатались в газете “Известия”, тираж которой был одним из самых больших. Но в 1919 году молодого рабочего призвали в действующую армию, в железнодорожные войска. Служил помощником машиниста, а затем – рядовым стрелком в специализированной железнодорожной части. После гражданской войны Климентов окончил партийную школу, что дало ему возможность поступить на службу в комитет Юго-Восточных железных дорог. Железные дороги были национализированы,  поэтому были созданы новые органы управления. Первая его книга вышла в 1921 году, и это был не поэтический сборник и не повесть. Он написал брошюру под названием “Электрификация”. А стихи вошли в коллективный сборник, который так и назывался – “Стихи”. В этом же 1921 году он женился на красавице, графине по происхождению, а в то время учительнице Марии Кашинцевой, а год спустя родился сын, которого в честь деда назвали Платоном. Это была настоящая любовь, Мария стала другом на всю жизнь, хотя отношения с родными мужа у нее были напряженными. Это были важные годы для Платонова, о чем может рассказать даже краткий обзор его творчества этого времени. Рассказы и очерки продолжали появляться, но самое главное – поэтический сборник “Голубая глубина”. Эту книжку заметили критики, а также его товарищи по цеху, в частности, Валерий Брюсов.
Несмотря на успехи своих первых книг, становиться профессиональным писателем Климентов все же не собирался. В 1923 году он всерьез занялся электрификацией сельского хозяйства в своем регионе, а также мелиорацией. Даже стал заведующим отделом в Губернском земельном управлении.
В 1924 году решил вступить в Российскую Коммунистическую партию (большевиков). Первичная организация одобрила его кандидатуру, но членский билет он так и не получил. Большое влияние на инженера и писателя Климентова оказала встреча с Виктором Шкловским – известным писателем и пропагандистом достижений авиации. Примерно в это время появился и литературный псевдоним – Климентов превратился в Платонова.  В декабре 1926 года Платонов уехал в Тамбов. В это время он написал несколько книг, которые принесли ему очень большую известность. Опыт инженера вдохновил его на написание новой повести “Епифанские шлюзы”. Это первое крупное прозаическое произведение Платонова освящено эпохе Петра Первого. Содержание было не совсем обычным для двадцатых годов, речь в книге идет об инженерах-иноземцах, приехавших строить гидротехническое сооружение. Эту тему писатель изучил, как никто другой. Вообще конец 20-х – самое плодотворное время, если судить по тому, какие именно книги были созданы – роман “Чевенгур”, и одна из самых известных повестей – “Котлован”. Но при жизни писателя эти книги изданы не были, а популярными они стали много лет спустя, уже в конце двадцатого столетия.
Несмотря на то, что Платонов был отличным инженером и популярным журналистом, репрессии 30-х годов его не миновали. Дело в том, что его творческий метод не совсем совпадал с тем, чего требовала тогдашняя идеология.   В 1931 году он напечатал в журнале “Красная новь” повесть “Впрок”, в которой рассказывалось о деревенской жизни во время коллективизации, и это привело к очень большим неприятностям. Книга не понравилась Сталину, к тому же, вызвала негативный отклик со стороны чрезвычайно влиятельного литературного деятеля того времени Александра Фадеева. Однако серьезного наказания в тот момент не последовало, Платонова отправили в командировку в Среднюю Азию. Но говорить о том, что опасность миновала, не стоило. Рассказ “Такыр” вызвал волну негативной критики. Журналы стали брать его произведения весьма неохотно. Но все же ему удалось напечатать такие рассказы, как “Семен”, “Бессмертие” и некоторые другие. В эти годы Платонов входит в дискуссионный кружок, главную роль в котором играли критик Михаил Лифшиц и философ Георгий Лукач. Весной 1938 года по политической статье оказался в тюрьме сын писателя. Подросток вернулся из заключения два года спустя совершенно больным человеком. Второй ребенок родился и в семье самого писателя – в 1944 году дочь Мария, благодаря усилиям которой много лет спустя были изданы многие книги, а имя писателя прочно вошло в русскую литературу.
Когда началась Великая Отечественная война, Андрей Платонов снова попал на фронт – он опять стал военным журналистом. На сей раз его командировала на передовую газета “Красная Звезда”. Написал он в это время и несколько военных рассказов. Постоянно находился на передовой, неоднократно участвовал в боях, но вот наградами его обходили. У него была всего одна награда, медаль “За победу над Германией”. Туберкулез давал себя знать и на фронте, однако, демобилизовали Платонова из армии только зимой 1946 года. Первые послевоенный рассказ Платонова – “Возвращение”. И за него ему снова перепало от коллег и руководства писательских организаций. Писателя обвинили в том, что он очерняет советскую действительность. В рассказе говорилось о человеке, который возвращается домой с фронта. По мнению критиков, встречали победителей совсем не так, как было описано в этом произведении. Не нравился коллегам и его стиль. Он писал о мире, яростном и прекрасном, мире борьбы и страдания, но столь многогранное восприятие окружающего было тогда не нужно. В конце 40-х годов Платонова окончательно перестали печатать. Журналы не брали его книги и даже возвращали те, которые уже успели принять к публикации. Поэтому работал Андрей Платонович главным образом в детских изданиях и публиковал не свои собственные произведения, а обработки переводов – в частности, сказок разных народов. Но туберкулез прогрессировал, и 5 января 1951 года писатель умер в своей квартире в Москве. Могила его находится на Ваганьковском кладбище российской столицы.
Один из самых значительных писателей XX века ушел из жизни непризнанным. Главные свои произведения — роман «Чевенгур», повести «Котлован», «Ювенильное море», «Джан» — он так и не увидел опубликованными. Только в хрущевские шестидесятые робко стали появляться первые платоновские книги. Главные же его труды увидели свет лишь в конце 80-х,  и яркая самобытность мастера вызвала волну интереса к нему по всему миру. Эрнест Хеменгуэй в своей Нобелевской речи называл Платонова среди своих учителей.

КНИГИ

1. Платонов, А.П. Собрание сочинений в 3 Т./А.П.Платонов.- М.: Сов. Россия, 1984.- 462с.
2. Платонов, А.П. Избранные произведения: в 2Т. /А.П.Платонов.- М.: Худож. лит.,1978.- 544с.
3. Платонов, А.П. Взыскание погибших: повести, рассказы, пьесы, статьи /А.П.Платонов.- М.: Школа-пресс, 1995.- 672.
4. Платонов, А.П. Возвращение: рассказ /А.П.Платонов.- М.: Молодая гвардия, 1989.- 208с.
5. Платонов, А.П. Впрок: проза /А.П.Платонов.- М.: Худож. лит.,1990.- 653с.
6. Платонов, А.П. Государственный житель: Проза. Ранние сочинения. Письма.
/А.П.Платонов.- М.: Сов. писатель, 1988.- 608с.
7. Платонов, А.П. Жена машиниста: Повести и рассказы /А.П.Платонов.-Свердловск: Ср.Урал.кн.изд-во, 1979.- 400с.
8. Платонов, А.П. Котлован. Ювенильное море: повести /А.П.Платонов.- М.: Худож. лит.,1987.- 192с.
9. Платонов, А.П. На заре туманной юности: повести и рассказы /А.П.Платонов.- М.: Сов. Россия,1990.- 480с.
10. Платонов, А.П. Потомки Солнца: фантастические произведения /А.П.Платонов.- М.: Правда, 1987.- 432с.
11. Платонов, А.П. Происхождение мастера: роман /А.П.Платонов.-Свердловск: Ср.Урал.кн.изд-во, 1989.- 496с.
12. Платонов, А.П. Чевенгур: роман /А.П.Платонов.- М.: Худож. лит., 1988.- 413с.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Васильев, В.В. Андрей Платонов: Очерк жизни и творчества / В.В. Васильев.- М.: Современник, 1982.- 230с.
2. Геллер, М.Я. Андрей Платонов в поисках счастья / М.Я.Геллер.- М.: МИК, 2000.- 432с.
3. Михеев, М. Мифология вместо причинности у А.Платонова/ М.Михеев // Вопросы философии.- 1999.- № 10.- С. 54-81.
4. Замятин, Д. Империя пространства. Географические образы в романе А.Платонова «Чевенгур» /Д.Замятин // Вопросы философии.- 1999.- № 10.- С. 82-89.
5. Колесникова, Е. Неизвестный Платонов / Е.Колесникова // Звезда.- 1999.- № 8.- С.112-117.
6. Павлов, О. После Платонова / О.Павлов // Октябрь, 2000.- № 6.- С. 159-163.
7. Малыгина ,Н. «Истинного себя я еще никогда и никому не показывал…»: биография А.Платонова / Н. Малыгина // Вопросы литературы.- 2010.- № 11.- С. 130-154.
8. Лиханов, А. Писатель бессонной мысли: [А.Платонов] / А.Лиханов // Лит. газета.- 2019.-№ 34.-(28 августа).- С.8-9.

ЭКРАНИЗАЦИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ, ТЕАТРАЛЬНЫЕ ПОСТАНОВКИ

1.Фро (1964),фильм Резо Эсадзе по мотивам одноимённого рассказа.
2.Одинокий голос человека (1978)фильм Александра Сокурова по мотивам произведений Андрея Платонова «Река Потудань», «Сокровенный человек», «Происхождение мастера».
3.Три брата / Tre fratelli (1981)французско-итальянский фильм режиссера Франческо Рози (Francesco Rosi) по мотивам рассказа «Третий сын», действие рассказа перенесёно в Италию.
4.Любовники Марии/Maria’s Lovers(1984) фильм Андрея Кончаловского по мотивам «Реки Потудань», место действия перенесено в США.
5.Начало неведомого века (1987) Киноальманах, в состав которого входит короткометражка Ларисы Ефимовны Шепитько «Родина электричества», по одноименному рассказу
6.Корова (1990) мультфильм Александра Петрова по одноимённому рассказу.
7.Опять надо жить (2001) фильм Василия Панина по мотивам рассказов «В прекрасном и яростном мире», «На заре туманной юности» и «Сокровеннный человек»
8.Случайный взгляд (2005) очень странный фильм в стилистике арт-хауса от Владимира Мирзоев. Утверждается что сценарий основан на повести «Котлован» Андрея Платонова
9.Отец (2007) фильм Ивана Соловова по мотивам рассказа «Возвращение».

This entry was posted in Литература. Bookmark the permalink.

Comments are closed.

43 / 0,247 / 15.12mb