Электронная трудовая книжка

На прошлой неделе подписан закон о введении в России с 1 января 2020 года электронных трудовых книжек. Он дает возможность работодателю формировать  в электронном виде и представлять в Пенсионный фонд РФ основную информацию о трудовой деятельности и стаже каждого работника. Закон подготовлен правительством в рамках реализации национальной программы «Цифровая экономика».

Предусмотренные изменения, по экспертным оценкам, затрагивают около 60 млн. работников и 8,4 млн. хозяйствующих субъектов, включая предпринимателей без образования юридического лица. У нас на Брянщине переход на электронные трудовые книжки может затронуть порядка 349 тысяч  работников и 17,9 тыс. работодателей.

На практике переход на электронную трудовую книжку  будет выглядеть так. Работодатель формирует в электронном виде основную информацию о трудовом стаже работника (сведения о трудовой деятельности) и представляет ее в ПФР для хранения в информационных ресурсах.

В сведения о трудовой деятельности включаются информация о работнике, месте его работы, трудовой функции, переводах на другую постоянную работу, об увольнении с указанием основания и причины такого решения, а также другая предусмотренная законодательством информация. Индивидуальный лицевой счет гражданина в ПФР дополняется разделом «Сведения о трудовой деятельности» (место работы, сведения о выполняемой работе и периодах работы, информация о подаче зарегистрированным лицом заявления о продолжении ведения работодателем бумажной  трудовой книжки, либо о предоставлении страхователем ему сведений о трудовой деятельности  в электронном виде).

Просмотреть сведения электронной трудовой книжки можно будет в личном кабинете на сайте ПФР http://www.pfrf.ru или на портале госуслуг, а также через соответствующие приложения для смартфонов.

В случае выявления работником неверной или неполной информации в электронной трудовой книжке, работодатель по письменному заявлению работника обязан будет исправить или дополнить сведения о трудовой деятельности и вновь представить их в ПФР.

Работодатель обязан будет представлять сведения о трудовой деятельности за периоды работы у него способом, указанным в заявлении работника: в период работы – не позднее трех рабочих дней со дня подачи заявления, при увольнении – в день прекращения трудового договора. Работник сможет запрашивать сведения о трудовой деятельности на бумажном носителе или в электронной форме. Документы можно будет получить у работодателя по последнему месту работы, в МФЦ, Пенсионном фонде или на портале госуслуг. Услуга предоставляется экстерриториально, без привязки к месту жительства или работы человека.

В течение 2020 года работодателям предстоит провести большую организационную работу: принять или изменить локальные нормативные акты с учетом мнения профсоюзной организации (если она есть); подготовить и обсудить изменения в соглашения и коллективные договоры (при необходимости);  обеспечить техническую готовность к представлению сведений о трудовой деятельности в ПФР;  уведомить по 30 июня 2020 года работников в письменном виде об изменениях законодательства, связанных с формированием сведений о трудовой деятельности в электронном виде, а также о праве выбора работником между продолжением ведения работодателем трудовой книжки или предоставлением ему сведений о трудовой деятельности в электронном виде. Работодатель, с численностью работников 25 и более (за предшествующий отчетный период-месяц), представляет сведения о трудовой деятельности в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Для работодателей, которые не подключены к электронному документообороту, ПФР разрабатывает сервис для формирования отчетности в электронном виде, который будет предоставляться работодателям на безвозмездной основе (Электронные услуги и сервисы ПФР, Кабинет страхователя).

По 31 декабря 2020 г. включительно работники смогут подавать работодателям письменные заявления о своем выборе. Те, кто не смогут сделать это в установленный срок, вправе будут подать заявление работодателю  в любое время, по  основному месту работы. При этом за работником, воспользовавшимся своим правом на дальнейшее ведение бумажной трудовой книжки, оно сохранится при последующем трудоустройстве к другим работодателям.

При изменении решения, можно будет  подать работодателю заявление о предоставлении сведений о трудовой деятельности. Тогда представитель  работодателя выдаст трудовую книжку на руки, с записью о подаче работником соответствующего заявления. С этого момента он освобождается от ответственности за ее ведение и хранение. Ответственным за хранение и ведение документа в этом случае будет сам работник.

Если работник  не подаст ни одного из указанных заявлений, работодатель продолжит вести его трудовую книжку в привычном формате.

С 1 января 2021 года при приеме впервые поступивших на работу сотрудников будет формироваться  только электронная  трудовая книжка.

This entry was posted in Новости, Новости пенсионного законодательства. Bookmark the permalink.

Comments are closed.

43 / 0,279 / 15.12mb