Айзек Азимов

В январе нынешнего года исполнилось  сто лет со дня рождения Айзека Азимова – ученого и писателя, влияние которого на жанр научной фантастики невозможно переоценить. Он входит в «большую тройку» великих фантастов XX века вместе с Артуром Кларком и Робертом Хайнлайном. Книги Азимова предвосхитили развитие робототехники и популяризовали сам термин «робот» https://rg.ru/2020/01/02/kak-pisatel-fantast-ajzek-azimov-izmenil-predstavlenie-o-robotah.html . Фантаст умело заглядывал в будущее нашей цивилизации и задавался важными вопросами, которые остаются актуальными до сих пор. В честь юбилея писателя мы решили рассказать о жизни и ключевых работах писателя.
Айзек Азимов родился 2 января 1920 года в селе Петровичи https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87%D0%B8_(%D0%A1%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C) Смоленской области. Освоить русский язык мальчику так и не довелось – его родители вскоре покинули страну и на русском языке с будущим фантастом никто не разговаривал. В 1923 году семья переехала в США, город Бруклин, где открыла кондитерский магазин.
Мать Азимова очень хотела, чтобы сын пошел в школу на год раньше, ради чего исправила его дату рождения на 7 сентября 1919 года. К третьему классу Айзек уже был постоянным посетителем библиотеки. В свободное от чтения и учебы время он помогал родителям в кондитерской. Позже автор, вспоминая о своем детстве, говорил, что работал «по десять часов семь дней в неделю». Стоя за прилавком, он то и дело читал очередную книжку, за что отец сильно ругал сына – причем особое недовольство у него вызывала фантастика, которую Азимов-старший считал не достойным жанром.
Первое произведение Айзек Азимов попробовал написать в одиннадцать лет. После восьмой главы он забросил книгу, однако уже тогда задумался о том, чтобы связать жизнь с литературой. Были у фантаста и другие планы на будущее. Сперва он думал выучиться на медика, однако Азимову становилось плохо при виде крови. После окончания средней школы писатель пытался поступить в престижный колледж Колумбийского Университета, не прошел собеседование, но все-таки смог поступить туда через год – на факультет химии.
Дебютной публикацией Айзека Азимова стал рассказ «Затерянные у Весты» https://libking.ru/books/sf-/sf/120975-ayzek-azimov-zateryannye-u-vesty.html, вышедший в журнале Amazing Stories. Это был не первый рассказ, отправленный в журнал, главным редактором которого выступал Джон Кэмпбелл – после первых отвергнутых рукописей редактор давал Азимову ценные рекомендации. После этого публикации пошли одна за другой.
В 1939 году Айзек Азимов получил степень бакалавра, а спустя два года – магистра по биохимии. В 1942-1945 годах фантаст работал химиком на военно-морской верфи в Филадельфии, где также трудились Роберт Хайнлайн и Спрэг де Камп, после чего еще два года прослужил в армии. В 1948 году Азимов окончил аспирантуру и устроился преподавателем в Бостонский Университет. В 1979 году он получил степень профессора. Несмотря на успехи в литературе, Азимов не забрасывал научную деятельность и на протяжении большей части жизни совмещал ее с творчеством. Кроме того, Азимов писал научно-популярные работы

https://www.livelib.ru/selection/686-nauchnopopulyarnye-proizvedeniya-ajzeka-azimova, причем не только по своей специальности, но и по другим областям науки – например, по истории. Так что, выражаясь современными терминами, его вполне можно было назвать популяризатором науки. Заражали интересом к ней и будущему и многие его фантастические произведения.
Водоразделом в своей писательской карьере Азимов называл рассказ «Приход ночи», повествующие о планете с шестью солнцами. В последующие несколько лет автор в основном работал над историями, которые вошли в сборник «Я, робот», опубликованный в 1950 году. На страницах этой книги он первым представил образ робота, какими мы привыкли их представлять сегодня. Азимов сформулировал знаменитые три закона робототехники, интегрированные в позитронный мозг каждой умной        машины:
- Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинен вред.
- Робот должен повиноваться всем приказам, которые дает человек, кроме тех случаев, когда эти приказы противоречат Первому Закону.
- Робот должен заботиться о своей безопасности в той мере, в которой это не противоречит Первому или Второму         Законам.
В таком виде формулировки появились благодаря Джону Кэмпбеллу, который вывел их на основании рассказов Азимова. На страницах «Я, робот» автор  преимущественно рассматривал нестандартные ситуации, когда законы робототехники могут быть интерпретированы неправильно или не работать вовсе.
Роботы присутствовали в большинстве произведений фантаста. На заре карьеры Азимов подумывал писать и о пришельцах, но Джон Кэмпбелл посоветовал не вставлять их в книги, поскольку считал инопланетян недалекими и неинтересными по сравнению с людьми. Поэтому Азимов сфокусировался на произведениях о будущем, в котором человечество осваивает вселенную. А возникающие проблемы решает с помощью разума, науки и находчивости.
Жизнь Айзека Азимова была столь богатой на события и достижения, что охватить ее целиком можно разве что в скрупулезной работе на сотни страниц. Писатель уверял, что истинная роль научной фантастики – в объединении человечества, в искоренении ненависти между людьми. Именно поэтому его книги несли столько разумного, доброго и вечного. Например, в цикле о «Лакки Старре» фантаст рассказывал об увлекательных космических приключениях, но в то же время наполнял истории научными фактами и концепциями. В своих научно-популярных книгах – всего их вышло свыше сотни – он часто развенчивал псевдонауку и суеверия. Фантаст завоевал все основные престижные премии в области научной фантастики, в его честь была даже названа планета. А в своих многочисленных историях Азимов предвосхитил многие научные идеи и внес огромный вклад в развитие фантастики.

КНИГИ

Азимов, А. В начале: роман /А.Азимов.- М.: Политиздат, 1989.- 374с.
Азимов, А. В плену у весты: научно-фантастические рассказы /А.Азимов.- М.: МЦ «Акция», 1991.- 144с.
Азимов, А. Камешек в небе: сборник рассказов /А.Азимов.- Мн.:ИПК «Паблисити», 1993.- 384с.
Азимов, А. Конец вечности. Я-робот: научно-фантастические произведения /А.Азимов.- М.: МП «Все для вас», 1992.- 384с.
Азимов, А. Краткая история химии /А.Азимов.- М.: Мир, 1983.- 187с.
Азимов, А. Мир азота. США. 1962. /А.Азимов.- М.: Химия, 1981.- 160с.
Азимов, А. Основание: роман /А.Азимов.- Тула: Пересвет, 1992.- 576с.
Азимов, А. Основатели. Основатели и империя. Дублеры: романы /А.Азимов.- Ростов на Дону: Гермес, 1992.- 544с.
Азимов, А. Слово в науке: история происхождения научных терминов/А.Азимов.- М.:  ЗАО «Центрполиграф», 2007.- 364с.
Список книг А.Азимова на портале Национальной  эл. б-ки.

БИБЛИОГРАФИЯ

Азимов, Айзек:[ биографическая статья]// Зарубежные писатели: биобиблиграфический словарь в 2Ч.Ч. 1 А-Л.-М.: Дрофа, 2003.- С.9-11.
Сафронова, Е. Фантаст в большой литературе: проблема самосознания / Е.Сафронова //Окрябрь.- 2013 .- № 12.-  С.169.
Губайловский, В. Строгая проза науки / В.Губайловский //Новый Мир.- 2012.- № 12.

ЭКРАНИЗАЦИИ

Двухсотлетний человек (фильм, США) 1999,Режиссер Крис Каламбус.
Конец Вечности (фильм, СССР) 1987, Режиссер А. Ермаш.
Последняя альтернатива» — (телеспектакль, СССР) 1987, режиссер
Сумерки (фильм, США) 1988 режиссер Пол Майерсберг.
Я, робот (фильм, США) 2004, режиссер Алекс Пройас.

This entry was posted in Литература. Bookmark the permalink.

Comments are closed.

43 / 0,251 / 15.11mb