Марис Лиепа – советский артист балета

Марис-Рудольф Лиепа – советский артист балета латвийского происхождения.  В 1976 году за заслуги перед культурой был удостоен звания Народного артиста Советского Союза. Кроме того, Лиепа в качестве киноактера знаком многим любителям отечественного кино по таким фильмам, как «Детство Бэмби» и «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона».
Марис родился 27 июля 1936 г. в Риге, в семье мастера сцены местного театра оперы и балета Эдуарда Лиепы и его супруги Лилии. Он стал вторым ребенком у своих родителей. При этом – ребенком довольно болезненным. Мальчик рос очень худеньким, часто простужался и оказывался в больнице.
Врачи посоветовали чете Лиепа отдать мальчишку в какую-либо спортивную секцию. Марис хотел играть в футбол или плавать в бассейне, но отец настоял на специализированном балетном классе при рижском хореографическом училище.
К 13-ти годам подросток уже выступал не только в детских спектаклях, но и исполнял мазурку и краковяк в «Бахчисарайском фонтане», играл шута в «Ромео и Джульетте», танцевал сегидилью в «Дон Кихоте» и изображал половецкого мальчика в опере «Князь Игорь».
Но нужно заметить, что помимо учебы в балетной школе юноша все же посещал и спортивные секции. Он имел неплохие результаты в такой дисциплине, как спортивная гимнастика, а в плавании вольным стилем даже становился чемпионом Латвии.
Когда Марису было 14 лет, его в числе других учеников отправили на Всесоюзный смотр хореографических училищ, и там Рижская балетная студия вместе с московскими, ленинградскими и алма-атинскими «коллегами» была признана самой перспективной. Три года спустя Лиепе предлагают продолжить обучение в Москве, и он с радостью соглашается.
В качестве выпускного экзамена Лиепа станцевал на сцене филиала Большого театра главную партию в спектакле «Щелкунчик». Новоиспечённый танцовщик мечтал остаться на главной сцене страны в качестве члена труппы, но в СССР принято было распределять кадры по национальным республикам, поэтому Марис возвращается в Ригу.
Впрочем, в Латвии он задержался лишь на полгода. Затем в столице состоялась декада прибалтийского искусства, и Лиепа танцевал русского воина Никиту в балете «Лайма», а также деревенского музыканта Тотса в постановке «Сакта свободы». В последнем из них на Мариса обратила внимание прима Майя Михайловна Плисецкая, которая дала выступлению похвальный отзыв и пригласила юношу быть партнером во время турне по Венгрии.
В Будапеште Лиепа станцевал партию Зигфрида в «Лебедином озере», о которой мечтал долгие годы. Его не остановило даже то обстоятельство, что на генеральной репетиции он получил серьёзную травму ноги. После ряда выступлений танцовщик отправился в Сочи для восстановления поврежденной голени, и прямо в санатории его нашел главный балетмейстер Московского академического музыкального театра Владимир Бурмейстер и предложил работу с очень высоким окладом.
Именно в этом театре Марис-Рудольф превратился в звезду советского балета. Московские любители балета шли «на Лиепу», заваливали его цветами и подарками, по нескольку часов ждали у служебного входа ради автографа. В то же время артист завоевал золотую медаль на Всемирном фестивале молодёжи и студентов. Его талант отметила лично председатель жюри Галина Уланова.
Летом 1960 года, после грандиозных гастролей в Польше, Лиепа наконец-то получает приглашение перейти в труппу Большого театра. Далеко не сразу Марис узнал, что одобрение руководства он удостоился на том основании, что при собеседовании даже не заикнулся о зарплате и материальных благах, а задал только один вопрос балетмейстеру: «Какие партии я буду танцевать?».

Марис Лиепа в спектакле «Спартак»

В итоге он был занят во всех самых прославленных постановках – от «Дона Кихота» до «Спартака». Через четыре года в Большом театре меняется главный хореограф. Балетмейстером становится Юрий Григорович, которые пытается привнести свое видение в спектакли.
Например, в «Спартаке» Лиепа всегда танцевал главную роль, но Григорович дал ему другого персонажа, Красса. Успех превзошёл все ожидания, труппа даже удостоилась высочайшей в стране Ленинской премии, а на зарубежных гастролях артистов носили буквально на руках. Кстати, в Англии советскую звезду назвали «Лоуренсом Оливье в балете».
Но такое благополучное начало неожиданно оканчивается крахом. Лиепа дал интервью газете «Правда», в которой позволил себе покритиковать уровень хореографического мастерства Юрия Григоровича, и балетмейстер не простил обиды. Танцовщику дают роли только в старых постановках, а в новинках места ему не находится. За последующие 14 лет Марис лишь четыре раза участвовал в новых партиях.
28 марта 1982 года он в последний раз танцует Красса из балета «Спартак». Публика аплодирует стоя, но триумф оканчивается решением художественного совета о профнепригодности танцора. С тех пор на сцену Лиепа выходит только на творческих вечерах и в антрепризных спектаклях. И те, и другие по-прежнему собирают огромную аудиторию, но Марис, попытавшись найти себя в новом деле, уходит в кинематограф.
На самом деле работать на съемочной площадке Лиепа начал довольно давно. Еще в 1959 году он дебютировал как актер в мелодраме рижской киностудии «Илзе». А через 10 лет его исполнение Гамлета в одноименном фильме-спектакле произвело фурор не только в СССР, но и во всем мире.

Марис Лиепа в фильме «Детство Бемби»

Затем Марис преображался в князя Всеслава из исторической картины «Могила льва» и Джека Уиллера в шпионской ленте «Четвёртый». В этом проекте, где блистал также Владимир Высоцкий, танцовщик поставил оригинальный хореографический номер, который в шутку назвал «Икар на три минуты».
Особо яркими получились главные роли актера в романтической комедии «Галатея», сказках «Детство Бемби» и «Юность Бемби», где он сыграл отца олененка, и в криминальной драме «Дорога в ад».
Также зрители запомнили Мариса по роли полковника Валентайна Уолтера в детективе «Двадцатый век начинается» из цикла фильмов о приключениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона, а также по образу императора Николая I в историко-биографической драме «Лермонтов».
В 2006 году на экраны вышла картина «Воспоминания о Шерлоке Холмсе», в которой с помощью монтажа вновь появился актер Лиепа. В тот же период увидели свет два документальных фильма о танцовщике – «Поединок с судьбой» и «MARIS».
Когда в Рижском оперном театре освобождается место балетмейстера, Лиепа подает заявление на замещение вакансии, но ему отказывают. Более того, «сверху» приходит приказ запретить Марису создавать свой собственный театр в Риге, как он планировал. Даже хорошо знакомый танцовщику Раймонд Паулс, занимавший тогда пост министра культуры Латвийской республики, никак не смог повлиять на ситуацию.
Памятник танцовщику Марису Лиепе в Риге
На мужчину накатывает депрессия, но в тот момент спасительной нитью стало решение из столицы СССР: было разрешено создать театр «Балет Мариса Лиепы» в Москве. После долгих проволочек был назначен отбор в труппу, но 26 марта 1989 года, в возрасте 52-х лет, Марис-Рудольф Эдуардович скончался. Официальный вердикт врачей – инфаркт.
Известно, что легендарный артист балета умер в машине «Скорой помощи». Но поговаривают, что накануне он заходил в любимый Большой театр, а там охранник отобрал у него пропуск и не впустил в служебное помещение. И именно в тот момент у мужчины не выдержало сердце.
Но и после кончины Лиепы не успокоилась суета вокруг его имени. Почти неделю шла борьба за место прощания со звездой. Только спустя пять дней гроб с телом установили в фойе Большого театра, рядом со сценой, на которой он демонстрировал величайшее искусство на протяжении 20 лет. Захоронили Мариса Эдуардовича на Ваганьковском кладбище в Москве, а в Риге рядом с могилами отца и матери установили камень, на котором написано: «Марис Лиепа, который вдали».

 



This entry was posted in Искусство, Новости. Bookmark the permalink.

Comments are closed.

43 / 0,288 / 15.13mb