История одной любви

31 июля 1768 года в Ярославской губернии, в семье кузнеца Ивана Степановича Горбунова (Ковалёва), перешедшей в собственность к графу Петру Шереметеву с приданым его супруги, Варвары Алексеевны Черкасской, родилась дочь Прасковья.
В 1773 году граф Николай Петрович Шереметев возвратился из-за границы в Кусково, в своё фамильное имение. Завидный жених, представитель богатейшего и знатного рода России. Владения – почти миллион десятин земли и 200 тысяч душ крепостных.
Крепостной театр Кусково славился на всю округу. При нём создана специальная театральная школа: талантливых детей собирали  по всем поместьям и свозили сюда. Обучали музыке, танцам, актерскому мастерству, даже иностранным языкам. Ведь им приходилось исполнять партии на итальянском и французском языках. К  актёрам и музыкантам театра Шереметевы относились почтительно и с уважением: им выплачивалось жалование, физическим трудом их не обременяли, питались они тем же, что и хозяева усадьбы, а к заболевшим приглашались лучшие местные доктора.
Граф Николай Петрович приметил талантливую Парашу Ковалёву. Ему 22 года, ей 6 лет. Знатока театра и любимца женщин в тот момент заинтересовала перспектива сделать из этой девочки лучшую певицу в своем театре, а может и во всей Российской Империи. Предчувствия не обманули – ее дебют в 11-летнем возрасте заметили и отметили гости. Спустя год на сцене Прасковья получает новую фамилию, теперь она Жемчугова. Так граф решил заменить простые фамилии своих наиболее успешных артистов на звучные псевдонимы: Кремнев, Изумрудова, Жемчугова, Бирюзова.
На каждое представление в Кусково съезжались знатные особы, а не попавшие на спектакль потом долго сокрушались и расспрашивали счастливчиков,  посмотревших очередную постановку.
30 июня 1787 года поместье Шереметевых посетила Императрица  Екатерина II. Великолепно устроенный  театр, а особенно игра и голос молодой актрисы Прасковьи Жемчуговой, настолько поразили царицу, что та преподнесла девушке бриллиантовый перстень со своей руки. Отныне юная крепостная Прасковья становится одной из самых известных актрис в России.
После одного из спектаклей Параша получает платок от графа, чтобы ночью вернуть его. Обычное дело – крепостные актрисы часто становились «наложницами» своих хозяев. Только вот для набожной Прасковьи это не просто связь. Она от чистого сердца полюбила Николая Петровича, хотя понимала всю обреченность своего положения.
В 1788 году умирает отец Николая, граф Пётр Шереметев. Это горе сильно подействовало на сына. Он то грустит, то кутит, забрасывает любимое детище – театр, начинает много пить. И вот тут хрупкая прима неожиданно активно и результативно взялась за управление театром и за спасение любимого «властителя души и тела». Так она называла Николая Петровича, так его чувствовала. У этой тонкой болезненной девочки оказался сильный характер. Николай будто прозрел в своем чувстве к ней. Они стали жить как супруги.
Прасковья, обретя дом и богатство, не стремилась развлекаться и сорить деньгами. На Сухаревской площади ее знали нищие как щедрую подательницу милостыни. Она же упросила графа построить для неимущих больницу. В 1792 году был заложен Странноприимный дом: богадельня на 100 мест и больница на 50 коек.
Счастье взаимной любви омрачалось осуждением высшего света, злыми пересудами других артистов театра, откровенной враждой родственников графа. Но еще большим испытанием стала болезнь. Сначала Николай Петрович, заболев, жестоко мучился от приступов боли. Выхаживала его Прасковья. А потом и она сама заболела туберкулезом. О пении и сцене пришлось забыть. Театр был распущен. По просьбе Прасковьи, граф выделил средства в приданое бывшим актрисам, позволив им найти себе женихов.
Однако, многолетние трудности воздались сторицей. Взошедший на престол император Павел I, с которым граф Шереметев был дружен с молодости, неофициально «благословил» отношения графа и крепостной актрисы, что само по себе вызвало бурное негодование высшего дворянства. Николай Шереметев решается на заказ подложных документов, по которым у Прасковьи появляется дворянское происхождение (от польского дворянина Ковалевского, якобы попавшего в плен и ставшего крепостным). Она получает вольную.
Их брак поддержал и митрополит Платон: какой же это блуд – многие годы живут вместе, грязи не отмечено. Наоборот, славятся своей благотворительностью.
6 ноября 1801 года Николай Петрович Шереметев и Прасковья Ивановна Жемчугова тайно обвенчались. К сожалению, усилия графа по представлению графини в обществе не были успешными. Свет так и не принял бывшую крепостную.
Любимая жена графа Шереметева скончалась в петербургском Фонтанном доме 23 февраля 1803 года, на двадцатый день от рождения её сына. Ей было всего тридцать четыре года. В последний путь Парашу провожали актёры, музыканты театра, слуги поместья, крепостные и поседевший от горя муж с младенцем на руках. Все свои личные средства и драгоценности Прасковья Ивановна завещала осиротевшим детям и бедным невестам на покупку приданого. Николай Петрович строго следил за выполнением завещания и сам до конца жизни постоянно помогал калекам и обездоленным. В своём московском дворце он основал знаменитую Шереметевскую больницу, которая в настоящее время больше известна, как Институт скорой помощи им. Склифосовского..
Николай Петрович пережил Прасковью на целых 6 лет. За это время Шереметев успел представить сына императору Александру I, который признал брак с Прасковьей, а сына  Дмитрия – законным наследником титула и владений Шереметевых.
В эти годы Николай Петрович писал будущему взрослому сыну письма, где рассказывал ему о матери и об их любви. Есть там такие строки: «…Я питал к ней чувствования самые нежные… наблюдал я украшенный добродетелью разум, искренность, человеколюбие, постоянство, верность. Сии качества… заставили меня попрать светское предубеждение в рассуждении знатности рода и избрать её моею супругою…».  Николай Петрович делился с сыном и своими размышлениями  о том, что человек не богатствами своими и знатным происхождением славен, а благими делами.
Согласно последней воле графа, его похоронили в простом гробу, без пышных процессий рядом с  любимой супругой в фамильном склепе графов Шереметевых, в   Александро-Невской лавре.
А средства, которые должны были пойти на траурную церемонию, раздали  нищим и больным. После смерти отца шестилетний Дмитрий Шереметев был взят на воспитание вдовствующей императрицей Марией Фёдоровной.
Дмитрий Николаевич Шереметев стал попечителем странноприимного дома, построенного отцом по просьбе матери и организатором многих других благотворительных проектов.

This entry was posted in Искусство, Новости. Bookmark the permalink.

Comments are closed.

43 / 0,226 / 15.12mb