Купцы Шведовы

Купцы Шведовы были не просто богатыми горожанами, но патриотами родного Новозыбкова, его истинными добродеями.
Они  были из тех старообрядцев, что первыми пришли на нашу землю. Трудолюбивый и богатый шведовский род оставил  после себя добрый след, который сегодня, к сожалению, почти стерся из людской памяти.
Иван Львович построил в Новозыбкове богадельню для бедных стариков, не имеющих детей, а следовательно, лишенных возможности достойно жить в старости. Сегодня в здании шведовской богадельни располагается медицинский колледж.
Когда новозыбковское земство осознало необходимость строительства в городе больницы, Иван Львович пожертвовал крупную сумму денег на ее строительство. Два корпуса той больницы дожили до наших дней.
Особенно интересно завещание Ивана Львовича, согласно которому 100.000 рублей (фантастическая по тем временам сумма) была роздана бедным в г. Новозыбкове и других местах на поминовение души усопшего.
Один из сыновей Ивана Львовича, Михаил Иванович, был попечителем новозыбковской школы имени Петра Великого. Это связано с тем, что Михаил Иванович  решил оказать необычную помощь детям из малоимущих семей фабричных рабочих – дать возможность получить начальное образование тем из них, кто этого хотел. По предложению и на деньги Михаила Ивановича баню, находившуюся рядом с богадельней на окраине города, перестроили в школу, где практиковалось необычное в те времена  совместное обучение – мальчики и девочки в течение трех лет познавали азы грамоты, истории, географии, священник преподавал им Закон Божий.
Михаил Иванович принимал деятельное участие в строительстве храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы,  входил в совет старообрядческой общины  этого храма, благодаря чему до нас дошла его фотография – единственного из большой семьи новозыбковских меценатов Шведовых – совет общины был запечатлен на страницах журнала «Церковь» в 1913 году.
Особенно много для благоустройства родного города и его окрестностей потрудился Афанасий Иванович. Недавно обнаруженная надпись на внутренней поверхности колокольни Никольского храма  гласит: «1898г. 20 апр. Наружная окраска сей церкви пожертвованием А.И. и А.П. Шведовыми, мас. И.Е.Гридиным».  Много помогал Афанасий Иванович Малино-Островскому Рождественскому женскому монастырю, что был когда-то у реки Ипути в 16 километрах к юго-западу от Новозыбкова. За счет купца была построена монастырская ограда, на нее ушло свыше 500000 штук кирпича. В 20-х годах ушедшего столетия ограду ту разобрали, а весь кирпич на подводах привезли в Новозыбков для строительства спичечной фабрики «Малютка», а также городской больницы. Согласно сохранившимся документам, на деньги Шведова в один только год позолотили иконостасы в двух монастырских храмах и трапезной, обновили все иконы и настенную живопись, покрыли золотом семь крестов на храмах и колокольне.
А.И. Шведов снабжал монастырь продуктами, воском, кирпичами, кровельным железом и другим строительным материалом.
Полюбился Афанасию Ивановичу Малинов Остров настолько, что в 1894 году построил он там себе, внутри монастырской ограды, дом для летнего пребывания. Жил он там со своей больной женой Анастасией Павловной каждое лето вплоть до смерти.
Более десятка добротных зданий, построенных на средства А.И.Шведова, до сих пор исправно служат городу, как и тротуары на улицах возле когда-то принадлежавших ему строений, вымощенные фирменным шведовским кирпичом. Меценат  подарил городу каменную часовню для местно чтимой чудотворной иконы «Одигитрия» и здание для церковно-приходской школы при храме в честь святителя Николая.
В жилом доме Афанасия Ивановича располагается сегодня дом детского творчества, в его сберегательной кассе – магазин «Твой дом», в гостинице – магазин.
Самый главный дар его городу – храм в честь святого мученика Вонифатия, построенный  в 1896 году, был взорван в 1932 году.  Официально этот храм  был возведен на земле, принадлежащей А.И.Шведову  в память события 17 октября 1888 года (крушение поезда Государя Императора Александра III  Миротворца и чудесное сохранение его самого и всей царской  семьи). Но до наших дней бытует предание, что причиной постройки храма и освящения его в честь святого, которому издавна молятся об избавлении от страсти винопития и табакокурения, был пожар, случившийся на одной из фабрик А.И.Шведова по вине рабочего, пришедшего на работу в состоянии подпития. Афанасий Иванович посчитал виновным себя за то, что на его производстве такое происшествие оказалось возможным и, во искупление своей вины, решил построить для города храм, который своим посвящением святому Вонифатию уже призывал бы оставить пагубные страсти. Каменный, небольшой по величине, но очень красивый, величественный, изысканно-изящный этот храм вызывает восхищение даже при взгляде на его черно-белые фотографии. На его месте сегодня стоит памятник Драгунскому, и лишь маленькая, сохранившаяся с тех времен, часовня напоминает о том, что сквер напротив педагогического колледжа – место особое, освященное не только разрушенным храмом, но и могилами упокоившихся на церковном погосте новозыбковцев. Здесь в семейном склепе, расположенном когда-то за алтарной апсидой, лежали останки Афанасия Ивановича и  его супруги Анастасии Павловны. Они отошли в мир иной до революции.
Пережить тяжелую пору Гражданской войны и разрухи, лишиться родительского наследства предстояло их детям. Дочери пострадали меньше – они были замужем, и девичья фамилия не выступала обвинением в их адрес. А вот единственный сын –  Иван Афанасьевич, получил за все сполна – и за богадельню, и за храм, и за дороги – 10 лет лагерей с последующим поражением в правах на пять лет. Когда в 1937 году он отправлялся в места отдаленные, церковный некрополь был еще цел. Вернулся в 1948– нашел родовой склеп оскверненным, разграбленным. Очевидцы рассказывали, как  горько плакал бывший наследник солидного состояния Шведовых, находя в траве у разоренного склепа человеческие косточки. Впрочем, он скоро умер, долгожданный и любимый сын щедрого мецената Афанасия Ивановича, талантливый художник, картины которого есть в Новозыбковском краеведческом музее, а рисунки, сделанные им для брошюры  «Сорта картофеля в Брянской губернии», изданной новозыбковской опытной станцией в 1930 году,  хранятся в Российской государственной библиотеке, бездомный нищий Иван Афанасьевич Шведов. Умер от сердечного приступа на кровати чужих людей, которые из жалости сдали ему угол. А большие мраморные памятники на краю нынешнего сквера стояли еще в 70-х годах ХХ века, потом куда-то исчезли. И теперь вряд ли возможно выяснить, кто был там похоронен.



ЛИТЕРАТУРА:
1. Новозыбков Черниговской губернии / от нашего корреспондента // «Церковь». – 1913. – №19 от 12 мая – С. 469.
2. Новозыбков Черниговской губернии / от нашего корреспондента // «Церковь». – 1912. – № 46 от 11 ноября – С. 1113.
3. Новозыбков Черниговской губернии / от нашего корреспондента // «Церковь». – № 25 от 23 июня С. 611- 613.
4. Освящение церкви в г. Новозыбкове // Черниговские Епархиальные Известия (часть неофициальная) – 1896. – № 22 от 15 ноября. – С. 625-802, 751-755.
5. Дело 9, лист 116;  дело 14, лист 64 // Гос.архив Брян. обл., фонд 424, опись 1.
6. Дело 14, лист 64 // Гос.архив Брян. обл., фонд 424, опись 1.
7. Епархиальные известия // Черниговские Епархиальные Известия (часть официальная). – 1896. – № 8 от 15 апреля. – С. 195 , С.193-284.
8. Историческая записка о церковно-приходской одноклассной имени Императора Петра Первого школе в г.Новозыбкове (составлена 15 мая 1914 года) / Фонд № 473; опись №1; дело №32 // Государственный архив Брянской области. – Л. №11-14, Л. №17).
9. Свод постановлений новозыбковского Уездного Земского Собрания Черниговской губернии 1883-1885 / по материалам Новозыбковской уездной Земской Управы. -  Новозыбков: типография Л. И. Зенченко, 1886.
10. Отчет о деятельности исполнительной комиссии по раздаче денег, завещанных умершим И.Л. Шведовым-I для бедных, за время с 14 декабря 1895 года по 1 января 1898 года / сост. Новозыбковским Головой Г.Н.Волковым. – Чернигов: Типография Губернского Правления, 1898. – 19 с.

This entry was posted in Верхнее меню. Bookmark the permalink.

Comments are closed.

43 / 0,260 / 15.13mb