Жизнь – это стремление познать совершенство

Рекомендательный список  литературы к 90-летию Аркадия Вайнера с биографией, библиографией и информационными ссылками

13 января 2021 года исполнилось 90 лет со дня рождения писателя, сценариста и драматурга Аркадия Вайнера. В соавторстве с братом Георгием Аркадий Александрович написал более 10 детективных романов, самым известным из которых стала книга «Эра милосердия», в 1979 году экранизированная режиссером Станиславом Говорухиным под названием «Место встречи изменить нельзя». Этот роман был уже шестой работой талантливых братьев-детективщиков. Позже они написали целый ряд других произведений, ставших основой для остросюжетных фильмов: «Лекарство против страха», «Гонки по вертикали», «Вход в лабиринт» и многих других.

В биографии Аркадия Александровича практически нет тёмных пятен, и поэтому для любого, кто хоть немного знаком с творчеством писателя, а вернее, писательского тандема братьев Вайнеров, не является секретом, что прежде чем взяться за перо, Вайнер – старший около 10 лет проработал          в милиции.
Аркадий родился в обычной московской семье: мама работала учительницей, отец – водителем и механиком. Не знавший толком грамоты, так как окончил всего один класс, отец, тем не менее, был прекрасным рассказчиком. Позже братья Вайнеры использовали его многочисленные истории в своих романах.
На вопрос: «Как Вы стали следователем?» – в одном из интервью он ответил: «Мне понравилась эта работа. Понимаете, человека в принципе влечёт всякая тайна, detective, и в следственной, уголовно-разыскной работе этих тайн, наверное, не меньше, чем у учёных, которые исследуют секреты мироздания. Поскольку Бог не наставил меня на учёный путь с микроскопом, а скорее, – по линии наблюдения психологии человеческих поступков (мне всегда это было интересно), то я выбрал именно эту работу». По службе Аркадий Вайнер (читать о службе) занимался расследованием самых разных дел: от мелких краж до жестоких убийств, и каждое из них он доводил до справедливого решения. Взятки не брал, угрозы на него не действовали. За принципиальность его трижды исключали из партии, что в СССР считалось смерти подобно.
В бытность работы опером Аркадий Вайнер познакомился со своей будущей супругой. Хотя, если быть точным, свёл молодых людей отец Аркадия. Он просто увидел красивую блондинку и попросил у неё номер телефона. На что та возмутилась: «Как вам не стыдно! Вы же пожилой человек!» Но отец ответил, что старается не для себя, а для сына. Тем не менее молодая особа номер телефона так и не дала. Отцу Аркадия пришлось приложить немало усилий, чтобы всё-таки узнать его. Позднее Аркадий вспоминал: «Она ему так понравилась, что он настоял, чтобы я с нею познакомился. Я встретился с ней, а уже через неделю мы поженились».
Писательской деятельностью Аркадий и его брат Георгий начали заниматься случайно. В 1967 году их приятель Норман Бородин в ходе возникшего спора на тему «кем труднее работать: следователем либо журналистом» предложил написать небольшое произведение, за которое пообещал отличный гонорар. Братья приняли предложение и спустя месяц представили роман «Часы для мистера Келли». Произведение в несколько сокращённом варианте сразу же было опубликовано в двух журналах – «Советская милиция» и «Наш современник». Большое количество материала, накопленное Аркадием за время работы следователем, и огромный опыт Георгия, работавшего журналистом, побудили обоих на создание целого ряда прекрасных произведений.
По рассказам самого Аркадия Вайнера, работу над очередным романом братья (читать о братьях) всегда начинали с плана, а потом просто решали, кто какую главу пишет. При этом, по оценке Аркадия Вайнера, у Георгия лучше получались главы «про войну», а у него самого – «про любовь». Таким образом были написаны «Лекарство против страха», «Визит к Минотавру», «Гонки по вертикали», «Петля и камень в зеленой траве», «Ощупью в полдень», «Евангелие от палача» и другие произведения. Всего в период с 1970 по 1990 год ими было создано и опубликовано более десяти романов. Кроме того, Аркадий Вайнер писал театральные пьесы, сценарии для кино и телевидения. В качестве сценаристов братья Вайнеры работали над фильмами «Город принял», «Ночной визит», «Я, следователь» (читать онлайн) «Потерпевшие претензий не имеют», «Свидетельство о бедности», «Вход в лабиринт», «Нелюдь, или В раю запрещена охота». В последнем фильме Аркадий Вайнер участвовал ещё и как актёр.
Пожалуй, самым успешным произведением братьев за всю их писательскую карьеру стал роман «Эра милосердия». Именно он лёг в основу художественного фильма «Место встречи изменить нельзя» (смотреть онлайн) ставшего впоследствии культовым не только благодаря режиссёрскому таланту Станислава Говорухина, а также работам не менее талантливых актёров, но и лихо закрученному сюжету, вышедшему из-под пера братьев     Вайнеров.
Говорухин настолько сильно проникся материалом, что ещё до положительного решения авторов об участии в постановке фильма выучил текст романа наизусть и мог цитировать его буквально с любого места. Владимир Высоцкий, тоже едва прочитав роман, стал одержим идеей сыграть роль Глеба Жеглова («Главные роли Владимира Высоцкого» читать онлайн) И вот, в 1979 году фильм вышел на экраны. Его показ приурочили ко Дню милиции. Во время демонстрации фильма улицы городов буквально вымирали, прекращался расход коммунальной воды. К тому времени братья Вайнеры уже считались маститыми писателями, но после выхода на экраны «Места встречи…» на них обрушилась поистине всенародная любовь.
Аркадий и Георгий были истинными писателями-гуманистами: постоянно отвечали на письма из мест заключения, по мере возможностей помогали арестованным и даже сумели добиться освобождения нескольких незаконно осуждённых людей.
Полный огромных планов на жизнь, Аркадий Вайнер – мастер, обладавший глубоким гуманизмом и настоящим писательским талантом, не успел их полностью реализовать: помешала болезнь, затяжная и серьёзная. Своё пошатнувшееся здоровье Вайнер скрывал от всех.  В апреле 2005 года, будучи на стационарном лечении, Аркадий покинул больницу, чтобы принять участие в открытии VII Международного фестиваля фильмов детективного жанра DetectiveFEST (читать о фестивале) Со сцены знаменитый автор обратился к многочисленной аудитории со словами об уважении: к Закону, окружающим и самому себе, одним словом, о достоинстве. Через три дня после его пламенной речи, 24 апреля 2005 года, Аркадия Вайнера не стало.  Он умер от сердечной недостаточности и был похоронен на Востряковском кладбище в Москве. Младший брат Георгий пережил его всего на четыре года.
После них осталось богатейшее литературное наследие. Книги братьев Вайнеров, общий тираж которых по разным оценкам составляет около трехсот миллионов экземпляров, публиковались более чем в 40 странах мира.

КНИГИ

1. Вайнер, А.А. Визит к Минотавру/ братья Вайнеры.- Москва: Международная книга, 1993.- 397с.
2. Вайнер, А.А. Гонки по вертикали. Ощупью в полдень: романы/ братья Вайнеры .- Москва: Международная книга, 1992.- 431с.
3. Вайнер, А.А. Евангелие от палача: роман братья Вайнеры.- Москва: Международная книга, 1991.- 511с.
4. Вайнер, А.А. Лекарство против страха. Город принял : романы / братья Вайнеры .- Москва: Международная книга, 1993.- 512с.
5. Вайнер, А.А. Петля и камень в зеленой траве : роман / братья Вайнеры .- Москва: ИКПА, 1990.- 412с.
6. Вайнер, А.А. Телеграмма с того света: роман / братья Вайнеры .- Москва: Советская Россия, 1988.- 352с.
7. Вайнер, А.А.Эра милосердия: роман / братья Вайнеры .- Москва: Международная книга, 1993.- 489с.
8. Вайнер, А.А. Умножающий печаль/ братья Вайнеры .- Москва: АСТ, 2000.- 459с.

ЭКРАНИЗАЦИИ

1. «Я, следователь». Фильм. 1971. Режиссер  Георгий Калатозищвили
2. «Ночной визит». Фильм. 1974 Режиссер Николай Санишвили
3. «Визит к минотавру». Фильм. 1987 Режиссер Эльдор Уразбаев
4. «Свидетельство о бедности». Фильм. 1977 Режиссер Савмвел Гаспаров
5. «Лекарство против страха». Фильм. Режиссер 1978 Альберт Мкртчан
6. «Место встречи изменить нельзя». Фильм. 1979 Режиссер Станислав Говорухин
7. «Город принял». Фильм. 1979. Режиссер Вячеслав Максаков
8. «Гонки по вертикали». Фильм. 1983. Режиссер Александр Муратов
9. «Потерпевшие претензий не имеют». Фильм. 1986. Режиссер Булат Шманов
10. «Вход в лабиринт». Фильм. 1989. Режиссер Валерий  Кремнев
11. «Нелюдь, или в раю запрещена охота». Фильм. Режиссер
12. «Умножающий печаль». Фильм. 2005. Режиссер Олег Фесенко
13. «Кодекс молчания». Фильм.1989. Режиссер Зиновий Ройзман
14. «Следователь Тихонов». Фильм. 2016. Режиссер Сергей Снежкин


 


This entry was posted in Библиотека рекомендует. Bookmark the permalink.

Comments are closed.

43 / 0,215 / 15.11mb