«Мне в душу повеяло жизнью…»

Рекомендательный  список  литературы
к 200-летию  Аполлона Майкова
с биографией, библиографией и информационными ссылками

4 июня (23 мая по старому стилю) 1821 года, в Москве родился Аполлон Николаевич Майков.
Есть в нашей словесности поэты, память о которых почти стерлась, и лишь учителя литературы иногда вспоминают о них. Но вот что удивительно: стихами, строчками именно этих давно исчезнувших с читательского горизонта поэтов аукаются поколения. Бабушка окликает внучку, а любящая мама – дочку. Они моют окно и вдруг вспоминается: «Весна! выставляется первая рама!..».

Аполлон Майков был дальним потомком преподобного Нила Сорского. Детство его прошло в сельце Никольском близ стен Троице-Сергиевой лавры. Отец-художник был ранен в Бородинском сражении. Аполлон воспитывался в евангельском понимании земной славы и никогда не хлопотал о ней, а когда она сама пришла к нему, искренне смущался этим. Но, думается, он был бы счастлив узнать, что многие поколения русских людей выросли под его колыбельные стихи, вошедшие во все хрестоматии, и в самую известную из них – в «Родное слово» К.Ушинского (читать). А сколько романсов (слушать) написано на стихи Аполлона Майкова!
Вы скажете, что все это ушло, кануло безвозвратно. Ребенок, выросший в глухом мире стеклопакетов, не понимает, зачем надо было выставлять первую раму; что тут такого интересного и радостного. Но об этом ему легко рассказать, это поправимо. А вот если сама музыка стиха его не тронет, если некому будет спеть над кроваткой «Спи, дитя мое, усни!..». Если вешней порой свежий ветер будет касаться нас прохладной ладонью, а из глубины памяти к нам ничего не прихлынет… Вот тогда, и правда, что-то очень важное прервется, и каждое поколение зависнет в одиночестве среди только ему понятных кодов и образов.
Майковы остались в истории русской культуры не только как выдающаяся плеяда художников, поэтов, ученых, но и как очень красивая и дружная дворянская семья, где не было проблемы отцов и детей. Одним из символов родовой преемственности стало то, что в каждом поколении одного из сыновей обязательно называли Аполлоном.  Между старшим и младшим шел постоянный диалог, о котором сейчас напоминает огромная переписка Майковых (читать). По этим письмам видно, как сокровенно и при этом очень открыто, распахнуто они жили. В их петербургской квартире (улица Садовая, 49, кв. 26) всегда находили приют и утешение люди, потерпевшие жизненное крушение или просто одинокие. И какие имена мы находим среди тех, кого неоднократно спасало майковское тепло: И.С. Тургенев, И.А. Гончаров (его знаменитая книга о путешествии на фрегате «Паллада» родилась из писем Майковым), Ф.М. Достоевский.  Аполлон Майков был крестным отцом детей Федора Михайловича.
«Добрый и единственный друг мой!» – так обращался к нему в письмах автор «Братьев Карамазовых». После этого странно узнавать, как беспощадно травили Аполлона Майкова современники. От него хотели публицистики, бичевания «негатива» и демократических призывов, а он писал о рыбалке, о ласточках, о счастье жить на белом свете. После оскорбительных эпиграмм или журнальной брани Майков мог растеряться, мог недоумевать, но он органически не был способен даже всерьез обидеться. В одном из писем Майкова есть такие строчки: »Если б меня спросили, чего я хочу для себя? – Осень Пушкина в Болдино 1830 года – и ничего более».
Аполлон Майков родился в дворянской семье. Любовь к искусству он унаследовал от родителей, представителей творческой интеллигенции. Отец, Николай Майков, был академиком живописи, мать, Евгения Майкова, — писательницей и поэтессой. «Дом Майковых кипел жизнью, людьми, приносившими сюда неистощимое содержание из сферы мысли, науки, искусств», — вспоминал писатель Иван Гончаров, дававший в семье уроки литературы и русского языка.
Выросший в такой обстановке, Аполлон Майков был уверен, что посвятит свою жизнь искусству. Он был одинаково одарен и в литературе, и в живописи, но решил сделать выбор в пользу поэзии по двум причинам: его юношеские стихи высоко оценили историк литературы Александр Никитенко и поэт Петр Плетнев, а развивающаяся близорукость мешала уделять живописи достаточно времени.
Поступив в 1837 году на юридический факультет Петербургского университета, Аполлон Майков начал изучать древнегреческую и римскую историю. Это увлечение повлияло на его творчество. Современники писали: «Он словно смотрит на жизнь глазами грека, его стихи напоминают античных поэтов, несут светлое и оптимистическое начало».
Первые произведения Майкова были опубликованы в конце 1830-х годов. В 1842 году вышел его первый стихотворный сборник. «Поэтический, полный жизни и определенности язык» — так прокомментировал книгу молодого поэта Виссарион Белинский. Восхищаясь произведением Майкова «Сон», критик писал: «У самого Пушкина это стихотворение было бы из лучших его антологических пьес».
За этот сборник Аполлон Майков удостоился пособия от императора Николая I. На полученные деньги он отправился в путешествие по Европе, которое длилось почти два года. Поэт побывал в Италии, Франции, Австрии и других странах.
Своими впечатлениями о поездке он поделился с читателями в новом сборнике — «Очерки Рима», вышедшем в 1847 году в Петербурге. Литературоведы отмечали, что его творчество переменилось: от античности он перешел к жизни современной, его стали больше занимать поэзия «мысли и чувства».   Вернувшись в 1844 году в столицу, Аполлон Майков стал заметной фигурой в литературных кругах Петербурга. Он активно сотрудничал с журналами «Современник» и «Отечественные записки», дружил с Виссарионом Белинским, Николаем Некрасовым и Иваном Тургеневым.
С помощью своего брата, Валериана, Аполлон попал и на заседание первого в России социалистического кружка, организованного Михаилом Петрашевским. Там у поэта завязалось тесное знакомство с Федором Достоевским и Алексеем Плещеевым. Хотя всех взглядов натуральной школы Майков не разделял, на его творчестве все-таки сказывается влияние этого литературного направления. Стихотворения 1840-х годов полны гражданских мотивов. Майков публикует свои стихи в журнале «Отечественные записки» Андрея Краевского, в 1845 году пишет поэму «Две судьбы», за которую он получил Пушкинскую премию Академии наук. В 1846 году в «Петербургском сборнике» Николая Некрасова вышла поэма «Машенька».
Когда многие участники кружка Петрашевского были сосланы, Майков изменил свое отношение к революционному движению в России. Позже в записках к поэту Якову Полонскому он говорил о своем «либеральном периоде»: «Много вздору, много эгоизма и мало любви. <…> Это была моя глупость, но не подлость».
С 1850-х годов Аполлон Майков сблизился с редакцией «Москвитянин», и в его творчестве все больше ощущаются консервативные настроения. Майков разделял славянофильские идеи Михаила Погодина (издателя журнала), Михаила Каткова, Федора Тютчева. В этот период поэт выступал против влияния западноевропейской культуры. Он много писал о красоте русской природы. Эти стихотворения, по словам публициста Михаила Бородкина, «заучивались наизусть чуть ли не с первыми молитвами». Многие произведения Майкова были положены на музыку Николаем Римским-КорсаковымПетром Чайковским и другими композиторами.
Немного позже поэт в своем творчестве начал склоняться в сторону «чистого искусства». Майков считал, что литература не должна выполнять особых социальных задач, она должна служить лишь для эстетического наслаждения.
Поэт увлекался историей Древней Руси и славянским фольклором. В 1866-1870 годах он переводил «Слово о полку Игореве» (читать). Исследователи древнерусской литературы признали его поэтический перевод одним из лучших. В 1882 году Майков, действительный статский советник, стал председателем Комитета по иностранной цензуре. В этот период поэт почти не создавал новых произведений. В основном занимался правкой своих трудов и подготовкой собрания сочинений. Умер Аполлон Майков в 1897 году в Петербурге, похоронен на кладбище при Воскресенском Новодевичьем монастыре.

Книги

  1. Майков, А.Н. Полное собрание сочинений в 4 Т. /А.Н Майков.- Санкт-Петербург, 1914.
  2. Майков, А.Н. Сочинения: в 2Т. /А.Н Майков.- Москва: Правда, 1984.- 576с.
  3. Майков, А.Н. Румяный парус. Стихотворения /А.Н Майков.- Москва: Детская литература,1981.- 112с.
  4. Слово о полку Игореве / перевод А. Майкова. – Ярославль. – 1980. – 71 с.: цв. ил..-Текст парал.: древнерус., рус.

Библиография

  1. Никитин, Г. «Весь блеск весенних гроз…»: [К 180- летию со дня рождения А.Н.Майкова] / Г. Никитин // Библиотека.- 2001.- № 6.- С.81.
  2. Парфенова, Р.А. Стихи А. Майкова: [Анализ стихотворений "Ласточки", "Пейзаж", "Осень"] / Р. А. Парфенова // Литература в школе.- 2007. – N 4. – С. 40-41.
  3. Парфенова, Р.А. Стихи А. Майкова: [Анализ стихотворений "Ласточки", "Пейзаж", "Осень"] / Р. А. Парфенова // Литература в школе.- 2007. – N 4. – С. 40-41.
This entry was posted in Библиотека рекомендует, Литература, Новости. Bookmark the permalink.

Comments are closed.

43 / 0,330 / 15.11mb