Блокадное кольцо

8 СЕНТЯБРЯ 1941 –
НАЧАЛО БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА

22 июня 1941 года Германия напала на СССР. В тот же день в Ленинграде и Ленинградской области, как и во многих других регионах страны, было объявлено военное положение. В первые 18 дней наступления главный ударный кулак войск, нацеленных на Ленинград, – 4-я танковая группа – с боями прошла более 600 километров (с темпом 30-35 км в сутки), форсировала реки Западная Двина и Великая.
5 июля части вермахта заняли город Остров в Ленинградской области.
9 июля был занят Псков, расстояние от которого до Ленинграда по дороге составляло 280 километров. От Пскова самый короткий путь к Ленинграду проходит по Киевскому шоссе, идущему через Лугу.
Уже 23 июня командующим Ленинградским военным округом генерал-лейтенантом М.М.Поповым было отдано распоряжение о начале работ по созданию дополнительного рубежа обороны на псковском направлении в районе Луги.
25 июня Военный совет Северного фронта утвердил схему обороны южных подступов к Ленинграду и обязал начать строительство. Строились три оборонительных рубежа: один – вдоль реки Луга, затем до Шимска; второй – Петергоф-Красногвардейск-Колпино; третий – от Автова доРыбацкого. 4 июля это решение было подтверждено директивой Ставки главного командования за подписью Г.К.Жукова. К строительству укрепления было привлечено гражданское население города и области.
С 29 июня население Ленинграда (мужчины в возрасте от 16 до 50 лет и женщины – от 16 до 45 лет) было привлечено к трудовой повинности, включавшей в основном строительство оборонительных сооружений. Привлеченные к трудовой повинности обязаны были отработать по три часа после основной работы, не работающие граждане – восемь часов. График отбывания трудовой повинности включал семь рабочих дней подряд, затем – перерыв на четыре дня. Оборонительные сооружения строились как на подходах к Ленинграду, так и в самом городе.
На 20 августа 1941 года в Ленинграде было 4612 бомбоубежищ, рассчитанных на 814000 человек и 336 погонных км щелей-траншей, рассчитанных на 672000 человек. Строилось ещё 383 убежища на 65000 человек. Лужский оборонительный рубеж был хорошо подготовлен в инженерном отношении: были построены оборонительные сооружения протяжённостью 175 километров и общей глубиной 10–15 километров, 570 дотов и дзотов, 160 км эскарпов, 94 км противотанковых рвов. Оборонительные сооружения строились руками ленинградцев, в большинстве своём женщин и подростков (мужчины уходили в армию и ополчение).
12 июля передовые германские части вышли к Лужскому укреплённому району, где произошла задержка немецкого наступления. Командование Ленинградского фронта воспользовалось задержкой Гепнера, ожидавшего подкрепления, и подготовилось к встрече противника, использовав, в том числе, новейшие тяжёлые танки, только что выпущенные Кировским заводом. Германское наступление было приостановлено на несколько недель. Вражеским войскам не удалось овладеть городом с ходу. Эта задержка вызвала резкое недовольство Гитлера, который совершил специальную поездку в группу армий «Север» для подготовки плана захвата Ленинграда не позднее сентября 1941 года. В беседах с военачальниками фюрер, помимо чисто военных доводов, привёл немало политических аргументов. Он полагал, что захват Ленинграда даст не только военный выигрыш (контроль над всеми балтийскими побережьями и уничтожение Балтийского флота), но и принесёт огромные политические дивиденды. Советский Союз потеряет город-колыбель Октябрьской революции, который имеет для советского государства особый символический смысл. Кроме того, Гитлер считал очень важным помешать советскому командованию вывести войска из района Ленинграда и использовать их на других участках фронта. Он рассчитывал уничтожить оборонявшие город войска.
Немецким командованием была произведена перегруппировка войск, и 8 августа, с ранее захваченного плацдарма у Большого Сабска, началось наступление в направлении Красногвардейска. Несколькими днями позже оборона Лужского укрепрайона была прорвана и под Шимском. 15 августа противник взял Новгород, 20 августа – Чудово. 30 августа германские войска захватили Мгу, перерезав последнюю железную дорогу, связывавшую Ленинград со страной.
В приказе группе армий «Север» от 28 августа говорилось:
На основании указаний высшего руководства приказываю: Окружить Ленинград кольцом как можно ближе к самому городу, чтобы сэкономить наши силы. Требование о капитуляции не выдвигать. Для того чтобы избежать больших потерь в живой силе при решении задачи по максимально быстрому уничтожению города запрещается наступать на город силами пехоты… Любая попытка населения выйти из кольца должна пресекаться, при необходимости – с применением оружия…
29 июня, перейдя границу, финская армия начала боевые действия против СССР. На Карельском перешейке финны проявляли вначале незначительную активность. Крупное финское наступление в направлении Ленинграда на этом участке началось 31 июля. К началу сентября финны перешли существовавшую до подписания мирного договора 1940 года старую советско-финскую границу на Карельском перешейке на глубину до 20 км и остановились на рубеже Карельского укрепрайона. Связь Ленинграда с остальной страной через территории, оккупированные Финляндией, была восстановлена только летом 1944 года.
4 сентября 1941 года в ставку Маннергейма в Миккели был направлен начальник Штаба оперативного руководства Верховного командования вермахта генерал-лейтенант Альфред Йодль, который получил отказ от участия финских войск в наступлении на Ленинград. Вместо этого Маннергейм повёл успешное наступление на севере Ладоги, перерезав Кировскую железную дорогу, Беломоро-Балтийский канал в районе Онежского озера и Волго-Балтийский путь в районе реки Свирь, блокировав тем самым ряд маршрутов для поставок грузов в Ленинград.
Остановку финнов на Карельском перешейке примерно на линии советско-финской границы 1918-1940 годов в своих воспоминаниях К.Г.Маннергейм объясняет собственным нежеланием наступать на Ленинград, в частности, утверждая, что он согласился занять должность верховного главнокомандующего войсками Финляндии при условии, что не будет вести наступление против города. С другой стороны эта позиция оспаривается А.В.Исаевым и Н.И.Барышниковым, по мнению которых это оправдание Маннергейм придумал задним числом после войны.
Ещё 11 сентября 1941 года президент Финляндии Ристо Рюти заявил германскому посланнику в Хельсинки: Если Петербург не будет больше существовать как крупный город, то Нева была бы лучшей границей на Карельском перешейке… Ленинград надо ликвидировать как крупный город. – из заявления Ристо Рюти немецкому послу 11 сентября 1941 года
В конце августа к городу подошел из Таллина Балтийский флот со своими 153 орудиями главного калибра корабельной артиллерии, также для защиты города имелось 207 стволов береговой артиллерии. Небо города защищал 2-й корпус ПВО. Наивысшая плотность зенитной артиллерии при обороне Москвы, Ленинграда и Баку была в 8-10 раз больше, чем при обороне Берлина и Лондона.
4 сентября 1941 года город подвергается первым артиллерийским обстрелам со стороны оккупированного немецкими войсками города Тосно.
6 сентября Гитлер подписал директиву о подготовке к наступлению на Москву, согласно которой группа армий «Север» совместно с финскими войсками на Карельском перешейке должна окружить в районе Ленинграда советские войска и не позднее 15 сентября передать группе армий «Центр» часть своих механизированных войск и авиационных соединений.
8 сентября войска группы «Север» захватили город Шлиссельбург (Петрокрепость), взяв под контроль исток Невы и блокировав Ленинград с суши. С севера город блокировали финские войска, которые были остановлены 23-й армией у Карельского УРа. С этого дня началась длившаяся 872 дня блокада города.
Общая площадь взятых в кольцо Ленинграда и пригородов составляла около 5000 км². Внутри кольца оказались практически все силы Балтийского флота и большая часть войск Ленинградского фронта – всего более полумиллиона человек. Помимо войск в кольце блокады оказалось всё гражданское население города – примерно 2,5 миллиона жителей и 340 тысяч человек, проживавших в пригородах. Были разорваны все железнодорожные, речные и автомобильные коммуникации. Сообщение с Ленинградом теперь поддерживалось только по воздуху и Ладожскому озеру, к побережью которого из города вела Ириновская железнодорожная ветка.

This entry was posted in История, Новости. Bookmark the permalink.

Comments are closed.

43 / 0,278 / 15.12mb