ШНБ: тема 6. Правила написания сценариев библиотечных мероприятий

(методические рекомендации)

При написании сценария  библиотечного мероприятия библиотекарь зачастую проявляет себя как творческая личность, профессионал своего дела. Правильно составленный сценарий мероприятия часть успеха при  его проведении. Он позволит библиотекарю  воздействовать на читателя, привлекая его к книге и чтению.
Практика работы библиотек вызвала к жизни достаточное количество библиотечных мероприятий. Их можно выделять по разным признакам: устные, наглядные, монолог и диалог, рассчитанные на однородную или разновозрастную  аудиторию, единичные и комплексные, уникальные и многоповторяемые, авторские и по готовому сце­нарию и др. Каждый вариант имеет свою историю, методику и реализацию на практике.
Но, несмотря на разнообразие форм библиотечных мероприятий, методика их подготовки и проведения в своей основе – общая практически для всех.
Для мероприятия очень важно выбрать в рамках большой макротемы свою конкретную микротему (например, макротема «День Победы» может быть представлена большим количеством микротем). Это позволит максимально полно раскрыть тему, глубже погрузиться в проблему, обсудить и проработать ее со всех сторон. Затем ставятся цели, ориентирующие на конечный результат. Итак, перед тем как приступить к подготовке мероприятия библиотекарь должен чётко определить:
1. тему мероприятия и возраст аудитории
2. цели мероприятия.
Определив тему и возраст участников, библиотекарь отбирает литературу и приступает к Составлению и оформлению сценария.
Немаловажным для каждого библиотечного работника является владение технологией написания сценариев.
Почему возникает такая необходимость?
- Несмотря на обилие выходящих сегодня в периодической и специальной литературе  материалов на самые различные темы, по-прежнему остается актуальным создание оригинальных, эксклюзивных сценариев, необходимых для работы конкретной библиотеки.
- Владение навыками оформления и написания сценария – универсальная способность, которая поможет в составлении различных форм творческой деятельности: рефератов, отчетов и др. аналитических материалов.
Без преувеличения можно утверждать, что написание сценария – занятие непростое и требующее как природных способностей, так и знания  некоторых правил.
При разработке и составлении  сценария рекомендуется зафиксировать на бумаге:

Название. Эпиграф.
Форма мероприятия.
Тема мероприятия.
Контингент (кому адресовано).
Участники (кто проводит).
Цели мероприятия.
Оформление и наглядность.
Оборудование и технические средства.
Дидактический, раздаточный материал.
Декорации. Реквизит. Атрибуты.
Ход (структура) мероприятия.

Предварительная работа

Очень важный аспект разработки сценария  – подготовительная  работа с материалом. Существует ряд требований, которыми необходимо руководствоваться.
Работа с материалом
При подготовке сценария по возможности не пользоваться одним источником, т. к. в этом случае не избежать поверхностности и субъективности.
Использованных источников должно быть не менее 5 (в том числе и периодических изданий).
При работе с источниками нужно уметь выбирать необходимое, то, что соответствует цели, идее мероприятия, авторскому взгляду на проблему.
Для эффективного ознакомления с источниками,   нужно уметь  делать пометки карандашом, пользоваться закладками, производить предварительные записи.
Концептуальность
После обработки материала следует приступить к собственно творческой части, первую ступень которой  можно назвать – рождение концепции.
Что такое концепция? Это ядро будущего текста, его идея. Концепцию можно сравнить со скелетом, вокруг которого впоследствии нарастет «плоть» из фактов, доводов, иллюстраций.
После определения концепции следует приступить к составлению рабочего плана.

Содержательная часть:

-  Программа мероприятия.
-  Основная  содержательная часть.
-  Список использованной литературы.
Работа над основной содержательной частью сценария
Структура каждого сценария, как и любого доклада, аналитического материала и, пожалуй, любого текста представляет собой универсальную модель: вступление, основная часть, заключение (классическое соответствие гегелевской триаде: тезис-доказательство – синтез). При работе над сценарием важно помнить, что объем вступления по отношению к основной части приблизительно равен 5 %, заключение – 10-15%. Также важно помнить о «законе раскрытия темы»: тема оглашается во вступлении, получает доказательное раскрытие Пример:
«Архитектура г. Новозыбкова» (информина).
Вступление: Даже неискушенный  наблюдатель замечает, насколько не похожи друг на друга здания нашего города. Что же представляет собой архитектурный облик Новозыбкова?
Основная часть: повествование об основных архитектурных стилях, отразившихся в зодчестве Новозыбкова.
Заключение: стили  барокко, классицизма, модерна и т.д. определяют архитектурное своеобразие города.
В основной части доказательно развивается тезис, заявленный во вступлении. По законам логики и стилистики  основная часть должна представлять собой цепь доводов. Этот комплекс аргументов в лингвистике именуется микротемами (т.е. подразделами основной части). Каждая микротема раскрывает тезис и тесно связана в смысловом отношении с другой микротемой (такая взаимосвязь называется в некоторых источниках «семантическим мостиком»).

Стилистические требования к составлению текста

Основное требование к стилю составляемого текста – нейтральность (в лексике, синтаксисе), исключение составляют сценарии театрализованного характера.
Тем не менее, при составлении текста, дабы избежать клишированных выражений, нельзя забывать о литературной эмоциональности, возможно уместное применение ярких фразеологизмов, крылатых выражений,  стилистической орнаментовки (поэтические сравнения, инверсия, необычные эпитеты, метафоры).
Признак  любого стилистически грамотного текста – наличие  переходов или «смысловых мостиков», которые необходимы для логического построения текста, создания впечатления движения мысли.
Как сделать переход? Самый распространенный способ – использование вводных слов, предложений, выражений (значит, следовательно, в конце концов, во-первых, с одной стороны). Но часто, когда нужно связать два на первый взгляд не очень связанных тезиса, мысли, необходимо применить переходное предложение. Такое предложение обычно является первым в новом абзаце и логически соединяет предыдущую мысль с последующей. Механизм построения такого предложения прост: в нем нужно сказать о предыдущей мысли и обратиться к новой.
Пример:
Мы раскрыли первую микротему  «Колорит народного быта и языка в шолоховском творчестве» и нам нужно лаконично, одной фразой перейти к следующей – «Казачья душа в донском фольклоре». Каким может быть это предложение? «Неповторим колорит казачьего куреня, певуч и выразителен донской говор, и именно  эта яркость народной жизни отразилась в казачьих песнях, пословицах и поговорках».

Некоторые содержательные требования к составлению текста.
- Лаконизм, временная регламентированность. При написании сценария нужно помнить, что невозможно объять необъятное. Время каждого мероприятия определено. Даже интересные и уместные факты, если их слишком много, перегружают восприятие, создают эмоционально негативную обстановку в аудитории.
- Логичность и аналитизм. Нельзя отходить от темы. Лирические отступления уместны лишь иногда. Факты нужно доказывать, а не просто перечислять. Даже в развлекательном мероприятии должен присутствовать анализ (объяснение фактов, подведение черты под вышесказанное).
- Необходимо избегать пересказа. Это касается не только мероприятий, посвященных художественным произведениям, но и случаев, когда автор сценария опирается на какую-то ключевую статью, книгу. Всегда нужно стремиться не к пересказу, а к анализу.
- Объективность. Личная точка зрения должна присутствовать, но не превалировать.
- Обязательна ссылка на источники, а также обращение к книге. Популяризация книги, привлечение внимания к ней должно присутствовать на каждом библиотечном мероприятии.
В конце подготовки сценария не забудьте оформить титульный лист.
Требования к оформлению Титульного листа сценария
«Новозыбковская  Централизованная библиотечная система»
Название библиотеки
Тема сценария (центр листа, крупный шрифт),
Форма мероприятия: вечер, устный журнал и т. д. (ниже темы),
автор сценария: ФИО, должность  (справа).
Год выпуска сценария (низ листа).
Итак, сегодня мы остановились на основных правилах написания сценария. Однако существует еще немало нюансов и деталей, которые возникают в процессе работы над материалом. И разрешение этих проблем происходит иной раз благодаря не только каким-то знаниям, умениям, а исключительно интуитивно. Вообще, творческий человек, заинтересованный в создании своего творения (в данном случае текста) всегда найдет достойный выход из затруднительной стилистической ситуации. Хочется верить, что любой библиотекарь является, немного перефразируя  выдающегося прозаика современности Милана Кундера, в душе писателем, ибо стремится запечатлеть и увековечить доступную ему информацию в неповторимую форму массового мероприятия.

Библиография

1. Елесеева, И. Как соткать полотно зрелища: методика работы при подготовке мас. мероприятий /Елесеева И. //Библиотека.-2009.-№11.-С.75
2.Седых, Т.,  Максимова, Г. Технология массового мероприятия / Седых .Т,  Максимова Г.// Методический день. Вып.3. Вкладка в «БШ»№26 – 2007.-16-31марта

This entry was posted in Методические материалы, Новости, Школа библиотекаря. Bookmark the permalink.

Comments are closed.

43 / 0,299 / 15.12mb