Советский Хемингуэй. Василий Аксенов

Рекомендательный список литературы с биографией, библиографией и электронными ссылками к 90-летию В.П.Аксенова

20 августа 1932 года родился писатель Василий Аксенов, автор «Московской саги» и романа «Остров Крым». Василий Павлович Аксенов (1932-2009) родился в Казани. Его отец, Павел Васильевич, входил в бюро Татарского обкома партии и в 1935 году возглавил горсовет, а мать – Евгения Гинзбург– преподавала историю в Казанском педагогическом институте, заведовала отделом культуры в газете «Красная Татария» и писала статьи для «Литературной газеты».
В 1935 году одного из сотрудников «Красной Татарии» – профессора истории Николая Эльвова – обвинили в троцкизме, арестовали и через некоторое время расстреляли. Евгении Гинзбург как его начальнице сделали выговор за «потерю большевистской бдительности», потом лишили права преподавать, исключили из партии, а в феврале 1937 года также арестовали.
Тогда же был снят с должности председателя горсовета Павел Васильевич – за «невыполнение постановления ВЦИК о перестройке работы Совета и антигосударственную практику работы». Ему вменили незаконный расход 710405 рублей 47 копеек на дачи для номенклатуры, хотя их строительство было согласовано «наверху» и одобрено прокуратурой, проверявшей все решения горкома.
Гинзбург приговорили к 10 годам тюрьмы с поражением в правах на пять лет и конфискацией имущества по статье о групповом терроризме. Вскоре бабушку и дедушку Василия Аксенова по материнской линии арестовали как «родителей врага народа», дед не вынес испытаний и сгорел от чахотки.
Отец писателя «за контрреволюционную вредительскую деятельность» был приговорен к казни, которую заменили 15 годами лагерей. Старших брата и сестру забрали родственники, а маленького Васю им не отдали: он был отправлен в распределитель НКВД. Из распределителя он попал в костромской детдом, где держали детей заключенных. Там мальчик провел полгода, пока родные отчаянно пытались его забрать.
Дяде путем невероятных усилий удалось получить разрешение на воспитание мальчика, он привез его в Казань и передал своей сестре Ксении. Та отправила его к бабушке Ребекке – матери Евгении Гинзбург. Ближе к старшим классам родных Василия вызвали в отдел народного образования и предложили перевести его в фабрично-заводское училище, чтобы он получил специальность и в 16 лет начал зарабатывать себе на хлеб.
В 1948 году Евгения Гинзбург (она к тому времени вышла из лагеря, но оставалась в ссылке) добилась права увидеться с сыном, и Василий поехал в Магадан, где заново познакомился с собственной матерью. Аксенов прожил в Магадане целый год и окончил там школу. Гинзбург впоследствии описала встречу с сыном в мемуарах «Крутой маршрут» (читать), а он много лет спустя, в 1975 году, вспомнит свою магаданскую юность в автобиографическом романе «Ожог». Это слово как нельзя лучше характеризовало его ощущения от поездки к матери.
Вернувшись из Магадана, Василий поступил на медицинский факультет Казанского университета. Но интересы его лежали в иной плоскости. «Первая публикация моя состоялась в 52-м году в газете «Комсомолец Татарии»: выиграл конкурс студентов на лучшее стихотворение. Прозу начал писать в конце института», – вспоминал Аксенов впоследствии.
После четвертого курса, когда тетка по материнской линии предложила переехать к ней в Ленинград, Аксенов, издерганный двумя исключениями, чудом сумел перевестись в 1-й Ленинградский медицинский институт. Тогда же реабилитировали Евгению Гинзбург, а на следующий год – Павла Аксенова.
Тяга к творчеству побуждает Аксенова писать, и наступившая «оттепель» дала ему шанс быть прочитанным. В 1959 году он послал пару своих рассказов в недавно созданный журнал «Юность», главред которого – известный писатель Валентин Катаев – принял их, не дочитав, впечатленный двумя метафорами.
Спустя два года в «Юности» вышли первые крупные произведения Аксенова – повесть «Коллеги» (читать) и роман «Звездный билет». Оба произведения через год были экранизированы. Критики отметили, что автор вложил в уста своих героев городской молодежный сленг, и это был не единственный лексический «эксперимент» писателя.
На волне невероятной популярности шестидесятников вдохновленный первыми успехами новичок вошел в круг «богатырей совписа» (читать о шестидесятниках) – Евгения Евтушенко, Беллы Ахмадулиной, Андрея Вознесенского и других. Биографы Аксенова отмечают, что в то время у него началась «вторая жизнь», резко отличающаяся от многолетних мытарств.
Он демонстрирует не только талант, но и впечатляющую трудоспособность, плодами которой стали многочисленные рассказы, повести и романы. В 1960-х по разным журналам публикуются его «Апельсины из Марокко», «На полпути к Луне», «Товарищ Красивый Фуражкин», «Катапульта», «Пора, мой друг, пора», «Затоваренная бочкотара», «Жаль, что вас не было с нами».
Олег Ефремов ставит в театре «Современник» пьесу Аксенова «Всегда в продаже» (читать), на сцене – Олег Табаков, Людмила Гурченко, Татьяна Лаврова, Михаил Казаков, Евгений Евстигнеев. Кроме того, писатель работает в редколлегии журнала «Юность».
Несмотря на «оттепель», отношения Аксенова с властью оставались напряженными. В марте 1963 года Никита Хрущев устроил в Кремле встречу с творческой интеллигенцией (читать о встрече ), на которой подверг Вознесенского и Аксенова разгромной критике.
После смены генсека «оттепель» сменилась «застоем». В 1966 году Аксенов присоединился к участникам затевавшейся на Красной площади акции протеста против предполагаемой реабилитации Сталина и был задержан дружинниками. В последующие два года он подписал ряд писем в защиту диссидентов и получил за это от Московского отделения Союза писателей СССР выговор с занесением в личное дело.
Аксенова стали печатать гораздо реже. В 1968 году выходит его пародия на шпионский роман «Джин Грин – неприкасаемый» (написана в соавторстве с Григорием Поженяном и Овидием Горчаковым), а в 1971 году повесть о Леониде Красине «Любовь к электричеству» в серии «Пламенные революционеры» издательства «Политиздат». С интервалом в два года была опубликована детская научно-фантастическая дилогия – «Мой дедушка – памятник» (читать) 1972 года и «Сундучок, в котором что-то стучит» 1976 года.

Параллельно Аксенов пишет роман «Ожог» (читать), который сам признает абсолютно антисоветским. Понимая, что шансов на его издание нет, и опасаясь репрессий, писатель пересылает рукопись на Запад.

Он надеялся, что книгу опубликуют там, и западная общественность в случае чего встанет на его защиту.
Об «экспорте» аксеновского романа стало известно властям, но поскольку рукопись успела оказаться за границей, автору, наоборот, сделали определенные послабления – в обмен на то, чтобы «Ожог» не попал к иностранным издателям. Аксенов продолжает выезжать за пределы родины, в частности, читает лекции в зарубежных университетах. До конца 1970-х его рассказы периодически печатают в журналах – именно тогда выходят «Вне сезона» и «В поисках жанра». Он же пишет второй антисоветский роман – свой знаменитый «Остров Крым» (читать) (1977-1979).
Аксеновский проект – самиздатовский неподцензурный альманах «Метрополь», в подготовке которого участвовали Андрей Битов, Фазиль Искандер, Белла Ахмадулина, Виктор Ерофеев и Евгений Попов, демонстрировал определенную лояльность к властям (в него, например, сознательно не включили произведения преследуемых в то время писателей-диссидентов Войновича и Владимова). Тираж, напечатанный в 1979 году, был мизерным – всего 12 машинописных экземпляров. Но один из них был передан в США, да и сам факт, что «Метрополь» миновал советскую цензуру, вызвал бурную реакцию.
Двух молодых участников альманаха – Ерофеева и Попова – исключают из Союза писателей, после чего Аксенов демонстративно выходит оттуда сам. Критика громит ранее изданные его произведения, называя их «несоветскими» и «ненародными». Друзья и близкие убеждают писателя, что надо покинуть страну, и в 1980 году он уезжает во Францию. Историю «Метрополя» Аксенов через пять лет расскажет в романе «Скажи »изюм»» (читать).
Из Франции он отправился в США, после чего был лишен советского гражданства. В Америке писатель прожил до 2004 года. Стал профессором русской литературы в различных университетах США. В течение первых десяти лет эмиграции Аксенов активно сотрудничал с «Голосом Америки» и «Радио Свобода», журналом «Континент» и альманахом «Глагол». В 2004 году очерки, которые он читал на радио, были объединены в сборник «Десятилетие клеветы».
Романы, написанные Аксеновым в СССР, но не изданные, были опубликованы в США: это «Золотая наша Железка» (1973, 1980), «Ожог» (1976, 1980), «Остров Крым» (1979, 1981) и сборник рассказов «Право на остров» (1981). Кроме того, в США вышли новые произведения Аксенова – «Бумажный пейзаж» (1982), «Скажи »изюм»» (1985), «В поисках грустного бэби» (1986), «Желток яйца» (1989, на английском), трилогия «Московская сага» (1989-1993), сборник рассказов «Негатив положительного героя» (1995), «Новый сладостный стиль» (1996), «Кесарево свечение» (2000).
В 1989 году писатель после девяти лет эмиграции впервые посетил СССР, а через год ему вернули советское гражданство. В начале 1990-х Аксенов активно поддерживал приход к власти Бориса Ельцина и гайдаровские реформы, заявляя, что Гайдар «дал пинка матушке-России».
В 2004 году в журнале «Октябрь» был опубликован роман Аксенова «Вольтерьянцы и вольтерьянки» (читать), получивший русского «Букера». В том же году его трилогия «Московская сага» (можно взять в фонде Центральной библиотеки имени князя Н.Д.Долгорукова), написанная 12 лет назад, была экранизирована в виде 24-серийного телефильма. В 2005 году Аксенов выпускает книгу воспоминаний «Зеница ока» – фактически личный дневник, а в 2007 году выходит его роман «Редкие земли».
15 января 2008 года писателю внезапно стало плохо за рулем автомобиля (как выяснилось впоследствии, у него случился инсульт), неуправляемую машину занесло, и она чудом не попала в аварию. Аксенова привезли в московскую больницу №23, а через сутки перевели в НИИ имени Склифосовского, где удалили тромб из сонной артерии. В марте 2009 года из-за новых осложнений пришлось делать операцию в НИИ имени Бурденко. Друзья и близкие сделали все возможное, чтобы за спасение Василия Павловича взялись светила российской науки. Но и они оказались бессильны: 6 июля 2009 года Василий Аксенов скончался. Его похоронили на Ваганьковском кладбище в Москве.

КНИГИ

  • Аксенов, В.П. В поисках грустного беби: книга об Америке / В.П. Аксенов.- Москва: Май,1991.-320 с.
  • Аксенов, В.П. Ленд – лизовские: роман / В.П. Аксенов.- Москва: Эксмо, 2010.- 256 с.
  • Аксенов, В.П.Логово льва: забытые рассказы / В.П. Аксенов.- Москва: АСТ,2010.-448 с.
  • Аксенов, В.П. Московская сага: роман в 3-х книгах / В.П. Аксенов.- Москва: Эксмо, 2004.
  • Аксенов, В.П. Рандеву: повести и рассказы / В.П. Аксенов.- Москва:Текст,1991.- 352 с.

БИБЛИОГРАФИЯ

  • Аксенов, В.П. Писатель- это беглец:[ письма] / В.П Аксенов //Знамя.- 2012.-№ 3.- С.133-144.
  • Аксенов, В. П. «Мой дом там, где мой рабочий стол»: [интервью с писателем ]/ В.П Аксенов //Вопросы литературы.- 1999.- № 2.- С.296.
  • Латынина, А. «Нам приятно говорить о нем как о живом…» :рец. на кн.: Петров Д. «Аксенов»; Кабаков А., Попов Е. «Аксенов» [Текст] / А. Латынина // Новый мир. – 2012. – № 9. – С.175-183.
  • Пономарев, Е. Социализм карнавальный: Василий Аксенов как зеркало советской идеологии / Е. Пономарев // Звезда. – 2001. – № 4. – С. 213-219.
  • Хорошо, что Вы с нами: к юбилею В.Аксѐнова : [о писателе рассказывают Б.Амудуллина, А.Кабаков, А.Найман, Е.Попов, А.Гладилин и др.] // Октябрь. – 2007. – № 7. – С. 122.

ЭКРАНИЗАЦИИ

  • Коллеги.Фильм.1962. Режиссер Алексей Сахаров.
  • Мой младший брат. Фильм. 1962. Режиссер Александ Зархи.
  • Московская сага. Телесериал.2004. Режиссер Дмитрий Барщевский.
  • Таинственная страсть. Телесериал. 2016.Режиссер Влад Фурман.
This entry was posted in Библиотека рекомендует, Новости. Bookmark the permalink.

Comments are closed.

43 / 0,248 / 15.13mb