Профилактика зависимого поведения

Информационно-экологический центр Центральной библиотеки имени князя Н.Д.Долгорукова предлагает вашему вниманию отрывок из работы Н.А.Сироты и В.М.Явлонского «Эффективные программы профилактики зависимости от наркотиков и других форм зависимого поведения».

«Если мы хотим открыть себя заново и жить настоящей жизнью, нам нужно найти в себе мужество, чтобы сказать «нет» тем вещам,
которые не служат нам»
Барбара Де Анджелис

В течение жизни каждый человек сталкивается с ситуациями давления. Могут быть ситуации, в которых трудно сказать «нет», обстоятельства, загоняющие человека в определенные рамки, быть люди, которым трудно противостоять. С ранних лет ребенок приспосабливается к жизни в социуме. Особо отчетливо он начинает чувствовать давление при поступлении в школу. С одной стороны, школа помогает ребенку завязать социальные контакты, с другой – является местом, в котором необходимо бороться за выживание, налаживать отношения с товарищами и педагогами, вырабатывать эффективные стратегии поведения. Внутренний распорядок, нормы и правила учебных заведений сами по себе являются факторами, оказывающими давление на детей. Чтобы чувствовать себя комфортно, ребенку важно ощутить свою принадлежность «определенной» группе, любимому педагогу, друзьям.
Чтобы добиться принадлежности определенной компании, соответствовать ей, некоторые дети готовы делать многие вещи, в том числе курить, употреблять наркотики.
В течении всей жизни человек испытывает давление со стороны окружающих, проходит через многие преграды. Он прикладывает большие усилия, чтобы быть членом социума. В результате у него формируются собственные стратегии поведения, которые он использует для преодоления ситуаций давления. Результат использования той или иной стратегии поведения может быть различным: от успешного преодоления возникших затруднений до ухода от их решений при помощи крайних средств – алкоголя, наркотиков, азартных игр и других форм зависимого поведения.
Крайние средства всегда приносят лишь краткое облегчение, помогают забыть о проблеме на время. Затем человек снова попадает в ситуацию давления и не может найти эффективного выхода из ситуации. У него возникают неудовлетворенность и чувство вины. Он вновь использует привычный способ снятия напряжения, употребляя психоактивные вещества. Успешная профилактика зависимости от психоактивных веществ возможна только при условии, что человек учится осознавать происходящие с нами процессы, начинает объективно оценивать эффективность или неэффективность используемых им ситуации давления стратегий поведения.
Чтобы обучать этим навыкам других людей, специалистам по профилактике зависимого поведения необходимого осознавать и контролировать формы собственного поведения. Они должны уметь устанавливать свои границы, противостоять манипуляциям окружающих, иметь навыки заботы о себе. Поэтому еще одним необходимым пунктом подготовки специалистов по профилактике зависимостей является обучение навыкам эффективного противостояния давлению окружающей среды.

Ознакомиться полностью с публикациями работы Н.А.Сироты и В.М.Явлонского «Эффективные программы профилактики зависимости от наркотиков и других форм зависимого поведения» можно в информационно-экологическом центре цЦнтральной библиотеки имени князя Н.Д.Долгорукова.

//НаркоНет.- 2021. – №8. – С.24-45

This entry was posted in Новости. Bookmark the permalink.

Comments are closed.

43 / 0,307 / 15.17mb