Проектная деятельность муниципальных библиотек

Методическая консультация

Проектная деятельность стала сегодня одним из важнейших направлений библиотечной работы. Библиотечные проекты – социальные некоммерческие проекты в области обеспечения более полного и качественного доступа населения к информации. Библиотеки ведут проектную деятельность как за счет собственных средств, так и путем привлечения дополнительного финансирования. Проектная деятельность библиотек сегодня – это возможность более эффективного подхода к планированию и использованию ресурсов библиотек. Пожалуй, уже нет ни одной библиотеки, которой не приходилось бы создавать проекты. Благодаря реализации проектной деятельности, помимо улучшения финансового состояния библиотек, усиливается их роль в местном сообществе, улучшается качество услуг, предоставляемых читателям, библиотеки приобретают свой имидж, появляются новые перспективы в работе. Проектная деятельность библиотек отличается огромным разнообразием форм и тематики. Основные из направлений данной деятельности, естественно, определяются профилем работы каждой из библиотек, ее расположением, потребностями и интересами ее аудитории. К числу приоритетных направлений проектирования необходимо отнести: содействие социальной адаптации проблемных и социально незащищенных групп населения; внедрение современных информационных технологий и форм; организация культурного досуга населения в целом и отдельных его категорий (молодые родители, пенсионеры, приемные и опекунские семьи, дети и подростки и т. п.) и многое другое Что касается тематической направленности проектной деятельности, то это традиционные для библиотек направления: продвижение книги и чтения, краеведение, экология, социализация личности, развитие образования и самообразования.
Что же такое «проект»?

  • В переводе с латинского – термин «проект» буквально означает «Брошенный вперед».
  • Под проектом всегда понимается замысел или план, нацеленный на некое преобразование.
  • Процесс реализации идеи.
  • В общем понимании №проект» есть целенаправленное изменение материальной и духовной системы.
  • Проект- это неповторимая, нерутинная, уникальная деятельность с установленными сроками, бюджетом и механизмом реализации.

Однако проектами иногда ошибочно называют отдельные направление библиотечной деятельности, ежегодные тематические мероприятия или новые формы работы.
У специалистов библиотек существует некая путаница в терминах «проект» и «программа», которые довольно часто употребляются, как синонимы. Рассмотрим эти два понятия, чтобы понять разницу между ними и на что влияют эти отличия.
Проект – в библиотечном деле проектом называют совокупность мероприятий, направленных на достижение определённой и четко структурированной цели в конкретные сроки с привлечением оптимальных средств и ресурсов.
Программа – группа проектов, объединённых единой целью, управлением, ресурсами, миссией. Их результат – качественное изменение состояния, вызванное реализацией запланированных задач.Таким образом, реализация проекта видится более простой, так как для успеха достаточно достигнуть целей к определённому периоду времени.
Приведём несколько актуальных определений и признаков проекта.
Проект — это временное предприятие, предназначенное для создания уникальных продуктов, услуг или результатов.
Проект – это продуманное поэтапное воплощения идеи, но в конкретные сроки и для конкретной целевой аудитории.
Проекты всегда обладают следующими признаками:
· все они в определенной степени неповторимы и уникальны.
· у проекта есть определенная уникальная цель или цели, которые можно выразить словами или записать;
· у проекта есть начало и конец – проекты могут быть продолжительными, но не могут быть бесконечными;
· у проекта есть определенные ресурсы – финансовые, трудовые, материальные или информационные.
Проект («положенный на бумагу») – описание деятельности, ограниченной во времени, пространстве и ресурсах, ориентированной на достижение совершенно конкретных и измеримых результатов
Идея библиотечного проекта должна быть оригинальной, новаторской, необходимой обществу и библиотеке, реализуемой силами библиотечного персонала.
В чем же специфика библиотечного проекта?
Известный российский культуролог В. Ю. Дукельский очень образно сравнивает проект с волнами на море, которые возникают внезапно, и полный штиль сменяется чередой бегущих барашков, которые появляются и исчезают буквально на глазах. «Волны гаснут быстро, но именно они формируют образ моря и создают иллюзию движения. В культуре волны называют проектами, то есть брошенными вперед. Проекты возвышаются над поверхностью культурного моря и потому заметны каждому. Более того, они и придумываются затем, чтобы привлечь внимание, заявить о себе».
Сегодня существует множество классификаций проектов
Библиотечные проекты могут быть:
Пилотный проект
Информационный проект
Инновационный проект
Маркетинговый проект
Стратегический проект
Организационный проект
Партнёрский проект
Экономический проект
Образовательный проект
Социальный проект
Культурно-досуговый проект по масштабам
монопроекты (для одного учреждения культуры);
мультипроекты (для нескольких учреждений культуры);
мегапроекты (для учреждений культуры какого-либо региона);
по содержанию:
научные;
производственные;
технологические;
организационные;
управленческие
по срокам решения проблемы и достижения желаемой цели:
краткосрочные (проекты продолжительностью до года);
среднесрочные (программы от 1 года до 5 лет);
долгосрочные (концепции от 5 до 10 лет и более).
Информационный проект – это проект, подготовленный в соответствии с потребностями пользователей.
Инновационный проект – это проект, который содержит какое-то новшество, значительное изменение, перемену.
Образовательный проект – направлен на обучение, просвещение, совершенствование каких-либо знаний, умений.
Социальный проект – направлен на улучшение жизни определенной категории людей.
Культурно-досуговый проект – это проект, который нацелен на организацию досуга разных категорий пользователей, где практика библиотечной работы успешно сочетается с деятельностью культурного центра. Она включает в свою деятельность проведение культурно-досуговых зрелищных мероприятий, литературно-музыкальных вечеров, организацию театров книги, фестивалей, презентаций, творческих вечеров, массовых праздников, всевозможных выставок.
Проект повышения квалификации – направлен на улучшение, усовершенствование рабочих качеств специалистов библиотеки.
Проектная деятельность библиотек осуществляется за счёт собственных
средств и привлечения дополнительного финансирования. Источниками
последнего являются органы местного самоуправления, а также
многочисленные организации и фонды, занимающиеся благотворительной
деятельностью и выделяющие гранты (денежные суммы) для реализации
проектов. Т. е. небольшие библиотечные проекты могут реализовываться и за счет собственных ресурсов библиотеки. Но чем масштабнее проект или программа, тем больше требуется ресурсов. Поэтому сотрудникам библиотек приходится прибегать к финансовой поддержке сторонних организаций и участвовать в конкурсах грантовых проектов.
Составные части проекта:

  • Название
  • Постановка проблемы
  • Цель
  • Задачи
  • Деятельность и методы
  • Этапы и сроки
  • Результат
  • Перспективы проекта

Жизненный цикл проекта состоит из нескольких фаз:
- Концепция – Разработка – Реализация – Завершение-Постпроект
Начальная фаза проекта – разработка концепции, включающая в себя:
- Сбор первичных данных и их анализ
- Выявление проблемной ситуации и необходимости в изменениях. В первую очередь важно определить:
- Основную идею проекта
- Для каких групп пользователей необходимо осуществление проекта
- Действительно ли основная проектная идея отвечает современной ситуации, требованиям или потребностям целевой аудитории
- Необходимо показать, как и почему возникла проблема целевой аудитории и почему именно данная библиотека сможет ее решить. Идея необходимости проекта должна быть подтверждена конкретными данными, реальной статистикой, экспертными оценками, публикациями в прессе, обращениями пользователей и т. д.
Каким образом происходит постановка проблемы: отвечаем на вопрос что мы хотим изменить? В ответе нам помогут сформулированные причины обстоятельства: наши пользователи не знают, не умеют, не созданы условия, и другие не…
Сформулировав проблему, мы можем ответить на вопрос «Что, мы хотим получить? Какой продукт?»
Цель проекта – это общий, конкретный, достижимый результат в решении проблемы. Она логически вытекает из постановки проблемы и обычно подразумевает направленность работ на развитие, изменение, улучшение, помощь, поддержку. Цель должна быть одна. Целями проекта могут быть: – продукт, который следует произвести; – услуга, которую следует оказать; – результат, которого следует достичь. При написании цели проекта вы можете использовать следующие формулировки: – содействие развитию … – создание условий … – обеспечение … Пример: Целью Проекта является создание условий для свободного доступа молодежи и подростков к актуальной информации путем проведения выездных книжно-иллюстративных выставок из библиотечного фонда.
Задачи проекта всегда связаны с поставленной проблемой и указывают на промежуточные и итоговые результаты проекта. Они отражают количественные и качественные изменения ситуации.
Задачи всегда предусматривают совершение определённого действия. «Что для этого мы делаем?»
При формулировке задач уместны глагольные формы: создать… объединить… изменить… улучшить… раскрыть… способствовать… разработать… подготовить… организовать… и т. д.
Пример:
- информировать пользователей по актуальным социально значимым темам;
- создать условия для социализации подростков и молодежи;
- улучшить основных показателей деятельности: количества посещений, количества книговыдачи. При формулировании целей и задач проекта необходимо соблюдать логическую взаимосвязь: проблема – цель – задачи.
Следующей фазой является фаза разработки. Её главным содержанием является разработка основных компонентов проекта и подготовка к его реализации. Общее содержание можно сформулировать так: – Назначение руководителя и формирование команды – Разработка основного содержания проекта (структуры проекта, основных работ и определение конечных результатов) – Структурное планирование (составление календарных планов, графиков работ). 8 На фазе реализации проекта выполняются основные работы, необходимые для достижения поставленной цели. По мере осуществления проекта руководитель постоянно контролирует ход работ. Контроль заключается в сборе фактических данных о ходе работ и сравнении их с плановыми. На фазе завершения проекта достигаются конечные цели проекта, осуществляется подведение итогов и закрытие проекта. Основное содержание работ обычно состоит в следующем: · Организация PR-кампании, проведение презентаций; · Разработка методических материалов, публикаций в СМИ; · Оценка результатов проекта и подведение итогов; · Закрытие проекта.
Результаты работы проекта:
- проектная деятельность сплачивает, организует и дисциплинирует коллектив;
- это взаимопонимание единых целей и задач, взаимопомощь при реализации;
- это видимые результаты труда коллектива единомышленников; – в творческий процесс без принуждения вовлекаются не только сотрудники библиотеки, но и читатели, жители города (села, поселка);
- работа приносит радость, слова благодарности, способствует сохранению библиотек, привлечению внимания общественности города к проблемам чтения;
- проектная деятельность способствует и личностному развитию.
Идеальный проект – тот, польза от которого не заканчивается вместе с ним, результаты устойчивы, а успешный опыт используется другими людьми и организациями.
Рассмотрим несколько примеров проектов из сети интернет.
Проект «Библиотека в стиле АRT» в Юмашевской сельской библиотеке Баймакского района. https://multiurok.ru/files/proektnaia-deiatelnost-bibliotek-na-primere-iumash.html
Цель проекта:
Создание на базе сельской библиотеки «Креатив-территории SТАRТ».
Задачи проекта:
Обеспечить единство и доступность культурного пространства для молодёжи с учётом их культурных интересов и информационных потребностей.
Всестороннее раскрыть литературно-творческие, исследовательские, коммуникативные, культурологические способности молодежи.
Стимулировать интерес у молодого поколения к духовному и культурному наследию отечественной и мировой культуры.
Создать в библиотеке условия для творческой самореализации молодёжи.
Повысить имидж библиотеки как культурного, образовательного и досугового центра.
Поиск, разработка и внедрение новых форм и направлений в организации работы с молодёжью.
База для реализации Проекта:
Библиотека расположена в центре села, что удобно для пользователей. Отсутствие в данном районе города доступных культурно-досуговых учреждений дает возможность библиотеке реализовать данный Проект.
В здании библиотеки нужно создать комфортную обстановку и благоприятную информационную среду, способствующая самореализации молодых пользователей, развитию их творческих способностей.
Библиотечная молодежь – мобильна, быстро и результативно подхватывает инновационные, креативные идеи и успешно их реализует.
Социальная значимость Проекта:
Проект создаст условия для проведения культурного досуга молодежи и реализации их творческого потенциала, а также поддержит дальнейшее устойчивое инновационное развитие библиотечного обслуживания населения села, скоординирует деятельность всех организаций и учреждений, работающих с молодежью.
Сроки реализации проекта: один год
Исполнители проекта: Глава сельской администрации, зав. Библиотекой и клубом.
Партнеры.
Спонсоры: ИП, фермерские хозяйства села, администрация района. Доноры: жители села и выходцы села живущие в других регионах, архивный фонд школы и района.
Этапы реализации Проекта:
1.Организационный этап.
• Создание технической базы (компьютеры, подключение Интернет, принтер, сканер, специальные программы, ламинатор, брошюратор, видеопроектор, фотоаппарат, видеокамера, звуковая аппаратура, предметы мебели)
• Создание творческой группы (библиотекари и дети, учителя, работники администрации, клуба) для работы над проектом
2.Выявление и создание инициативной группы участников из числа молодых пользователей библиотеки.
3. Подготовка помещения библиотеки для проведения проектных мероприятий.
4.Организация проектных мероприятий.
Перечень проектных мероприятий: Арт-площадка «Выход», Хенд-мейд –класс «Креатив – технологии» (декоративно-прикладное искусство), фото вернисаж «Мой родной край», Творческая студия «Театральный сезон» (основы актёрского мастерства, грима, костюмирования), Имидж-студия «Создай свой стиль», Школа художественного мастерства «АRТиК» (обучение основам различных стилей и техник рисования), Мастерская писателей «Проба пера»(советы, консультации, обсуждение произведений молодых авторов), Библиотечная тусовка «Есть контакт!» (заключительное мероприятие проекта).
Проект «Здоровячок» Коковичской сельской библиотеки http://www.cbs-senno.by/images/DOC/proekt.pdf
Описание проекта:
Данный проект разработан с целью приобщения подрастающего поколения к здоровому образу жизни. Проект предполагает возможность активного и полезного проведения свободного времени, развития творческих способностей детей. Проект способствует формированию негативного отношения к курению, наркотикам.
Актуальность проекта:
Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения превращается сейчас в первоочередную социальную проблему. За последние десятилетия состояние здоровья дошкольников резко ухудшилось. Сегодня важно формировать и поддерживать у родителей интерес к оздоровлению, как самих себя, так и своих детей. Помочь понять им, что здоровье означает не только отсутствие болезней, но и психическое и социальное благополучие.
Цель проекта: способствовать формированию сознательного отношения к здоровью, как к главной ценности у всех участников проекта- членов клуба «Здоровячок»
Задачи проекта:
повышать интерес детей к здоровому образу жизни через разнообразные формы и методы физкультурно-оздоровительной работы;
продолжать знакомить детей с правилами гигиены; способствовать укреплению здоровья детей через систему оздоровительных мероприятий;
повышать педагогическую компетентность родителей по вопросу сохранения и укрепления здоровья ребенка;
привитие интереса к разным видам спорта через познавательную деятельность;
мотивация к ведению здорового образа жизни в рамках проекта и вне его;
В Детской библиотеке Брейтовской районной ЦБС в 2019 – 2022 гг. реализовывался проект для детей и подростков «Экспедиция по родному краю». В рамках проекта :

  • создание при библиотеке детского объединения;
  • пополнение и создание новых экспозиций библиотечного мини-музея русского быта;
  • сбор краеведческих материалов и оформление альбомов по истории Брейтовского края;
  • создание информационно-познавательной рубрики в группе ВКонтакте;
  • разработка экскурсионных маршрутов по улицам села;
  • создание новых краеведческих ресурсов, в том числе выпуск печатной продукции краевеческой направленности и библиотечной газеты для детей «Краеведческий калейдоскоп».

Еще один проект Ульяновичской сельской библиотеки- филиала «Россыпь наших талантов».
Цель проекта – раскрытие творческого потенциала земляков через изучение новых видов декоративно-прикладного искусства.
Основная задача – освоение различных техник декоративно-прикладного искусства: ручной вышивки, бисероплетения, работы с бумажной лозой, работы в стиле декупаж, выполнения работ из текстиля, бумаги, природного и бросового материала.
Задачи проекта – привлечение творческих активных взрослых и детей для реализации их талантов и способностей для расширения возможности полезного общения в коллективе, способствующего разнообразию досуга.
В проекте смогут принимать участие все желающие.
Реализация проекта «РОССЫПЬ НАШИХ ТАЛАНТОВ» http://www.cbs-senno.by/images/DOC/proekt.pdf
I этап – проведение индивидуальных бесед с возможными участниками проекта, для получения информации о том, что они хотят получить от данного проекта, какие виды творчества им бы хотелось освоить.
Итогом данного этапа станет разработка программы для успешной реализации проекта
II этап – обучение участников новым видам творчества.
Итогом данного этапа станет применение полученных навыков при изготовлении различного рода изделий.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА
Все желающие дети и взрослые, кому интересен творческий процесс декоративно-прикладного искусства. Занятия будут проводиться на протяжении 2 лет 1 раз в месяц в помещении Ульяновичской сельской библиотеки.
Многие муниципальные библиотеки уделяют внимание краеведческим проекта. Например, проект «Колесо истории, или Путешествие по родному краю» http://cdbiblioteka.ucoz.ru/index/koleso_istorii_ili_puteshestvie_po_rodnomu_kraju/0-393
Продолжительность проекта: 2 года. Участники проекта: дошкольники, учащиеся младших и средних классов общеобразовательной школы, сельский Дом культуры.
Цель проекта: распространение краеведческих знаний, формирование у детей любви к родному селу, воспитание патриотизма и толерантности у подрастающего поколения.
Задачи проекта:
• Изучение прошлого и настоящего области, района, села.
• Воспитание патриотизма через краеведческие знания о родном селе.
• Развитие познавательного интереса и любви к родному краю; знание истории и культуры края.
• Поисковая и информационная деятельность учащихся.
• Пополнение фонда библиотеки работами учащихся по краеведению
Работа по проекту разделена три блока:
Историческое краеведение – знакомство детей с историей нашего края, с его достопримечательностями, личностями, оставившими след в истории края.
Литературное краеведение – знакомство ребят с творчеством известных личностей области– поэтов, писателей, художников.
Естественно – научное краеведение – изучение природы родного края, природных памятников края.
Все мероприятия рассчитаны на возрастные особенности детей (дошкольники, младший и средний школьный возраст).
Для проведения различных форм мероприятий библиотекарями используются книжные выставки, художественные материалы, фото- и видеоматериалы, электронные презентации, что позволяет сделать мероприятия в рамках проекта интересными и запоминающимся, а информацию – доступной для понимания детей и подростков.
В нашей Новозыбковский ЦБС задуман к реализации проект «В экологию через книгу! За здоровый образ жизни»
Цель: создание условий для свободного доступа молодежи и подростков к актуальной информации по здоровому образу жизни путем проведения циклов мероприятий в библиотеках;
Задачи:
•Организация библиотечной деятельности по пропаганде здорового образа жизни, охране здоровья граждан и профилактике социально значимых заболеваний;
• Содействие местному сообществу в реализации национальных проектов «Здравоохранение» и «Демография»,
•Развитие профессиональных компетенций сотрудников общедоступных библиотек по внедрению и реализации социально ориентированных практик, направленных на сохранение физического здоровья жителей Новозыбковского городского округа.
Тематические направления работы библиотек в проекте:
• Профилактика социально  значимых   неинфекционных заболеваний (сахарный диабет, онкологические заболевания, болезни сердечно-сосудистой системы, хронические заболевания органов дыхания, травмы);
• Профилактика социально  значимых   инфекционных заболеваний (туберкулез, ВИЧ-инфекция, вирусные   гепатиты, коронавирус);
• Пропаганда здорового образа жизни и активного долголетия;
•         Пропаганда физической культуры и спорта среди различных слоев населения
Отдельные проектные мероприятия проекта «За здоровый образ жизни»
можно приурочить к календарю знаменательных дней:
Всемирный день здоровья (7 апреля),
Всемирный день больного (11 февраля),
Всемирный день без табака (31 мая),
Международный день отказа от курения (третий четверг ноября),
Всемирный день борьбы с диабетом (14 ноября), Всемирный день борьбы против рака (4 февраля) и т. д.
Ключевыми мероприятиями проекта в 2023 году станут реализация на базе сельских библиотек и информационно-экологического центра Центральной библиотеки серии мероприятий из циклов: «Школа здоровой нации»,
«Активное долголетие», «Экологическая культура» и проведение конкурса на лучшее мероприятие среди библиотечных работников Новозыбковского городского округа.

Использованные материалы

1.«Алгоритм создания проекта: теоретические основы проектирования»: консультация https://kmb.omsk.muzkult.ru/media/2021/09/07/1302475270/Algoritm_sozdaniya_proekta
_teoreticheskie_osnovy_proektirovaniya.pdf
2.Библиотечные проекты (из опыта работы библиотек Ярославской области) / сост. С.С. Иванова; отв. за вып. И.Г. Большакова; ГУК ЯО «Областная юношеская библиотека им. А.А. Суркова», научно-методический отдел. –Ярославль, 2022. –29 с. // http://libsurkov.ru/doc/proekt_ivanova.pdf
3.В настоящее время не существует библиотеки http://www.cbs-senno.by/images/DOC/proekt.pdf
4. От идеи до воплощения (практические рекомендации по написанию проекта и программы)/ Муниципальное бюджетное учреждение
5. «Централизованная библиотечная система Омского муниципального района Омской области»// https://cbs.omsk.muzkult.ru/media/2018/08/20/1230503962/Ot_idei_do_voploshheniya.pdf

This entry was posted in Методические материалы, Новости. Bookmark the permalink.

Comments are closed.

43 / 0,257 / 15.15mb