Организация работы по повышению финансовой грамотности населения в общедоступных библиотеках

Методические рекомендации

На сегодняшний день тема финансовой грамотности населения является одной из актуальных. Широкое внедрение информационных технологий привело к расширению охвата населения финансовыми продуктами и услугами, легкость доступа к финансовому рынку для неподготовленного потребителя создает дезориентацию по вопросам собственной ответственности за принятие решений. В результате это приводит к завышенной кредитной нагрузке, жизни «не по средствам», отсутствию перспективного финансового планирования с помощью накопительных, страховых, пенсионных программ.
С каждым годом финансовые услуги становятся все сложнее. Управлять многими процессами можно уже дистанционно, через Интернет. В то же время более 60% россиян считают даже элементарные банковские услуги чрезвычайно сложными, непонятными.
Финансовая грамотность – достаточный уровень знаний и навыков в области финансов, который позволяет правильно оценивать ситуацию на рынке и принимать разумные решения. Принята Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы.
Библиотека – не финансовое учреждение, но одна из ее функций, – просветительская, поэтому необходимо уделять внимание и финансовому просвещению граждан. Миссия библиотеки в повышении финансовой грамотности населения может определяться следующими направлениями:

  • информирование пользователей о финансовых продуктах и услугах;
  • содействие людям разного возраста в получении знаний и умений для принятия компетентных финансовых решений;
  • организация эффективного партнерства государства, бизнеса и общественных организаций для реализации проектов повышения финансовой грамотности населения;
  • проведение консультаций, семинаров по управлению личными финансами;
  • организация публичных мероприятий по финансовой грамотности на библиотечных площадках: лекций, встреч и круглых столов.

Мероприятия по повышению финансовой грамотности населения можно приурочить к всероссийским акциям:

  • Неделя финансовой грамотности для детей и молодежи (апрель);
  • Неделя сбережений (октябрь-ноябрь);
  • День финансиста (8 сентября).
  • Планируя темы мероприятий, нужно опираться на основные характеристики финансово грамотного человека:
  • ведет учет собственных доходов и расходов;
  • знает свои права как потребителя финансовых услуг (куда обратиться);
  • избегает избыточной закредитованности;
  • имеет подушку безопасности (на случай непредвиденных обстоятельств, накопления на пенсию);
  • осуществляет рациональный выбор финансовых услуг;
  • распознает признаки финансового мошенничества;
  • умеет находить необходимую финансовую информацию.

Планирование работы по финансовому просвещению можно успешно сочетать с планированием деятельности Публичных центров правовой информации библиотек для организации комплексных мероприятий по правовой и социально значимой тематике. Такие актуальные темы финансовой грамотности как защита прав потребителей финансовых услуг, финансовые мошенничества, жилищно-коммунальные услуги (льготы и субсидии), пенсионное обеспечение, налоговая грамотность и другие, как правило, включают вопросы правового характера. При планировании мероприятий не стоит забывать о возможности привлечения специалистов в рамках социального партнерства.

Формы и методы работы библиотек по финансовому просвещению

Для обеспечения успешной реализации задач по повышению финансовой грамотности в библиотеках необходимо применять разнообразные традиционные и инновационные формы и методы работы:

  • наглядные (книжно-иллюстративные выставки, информационные памятки, информационные буклеты, уголки финансовой грамотности);
  • устные (беседы, лекции, семинары, консультации, тренинги и др.);
  • интерактивные (деловые игры, викторины, конкурсы, квесты, дискуссии, интерактивные выставки и др.);
  • комплексные (фестивали, акции, недели финансовой грамотности и др.).

В библиотеках большой популярностью пользуются игровые интерактивные технологии, когда в мероприятия вносится элемент игры. Особенно это касается мероприятий для детей. Насыщены игровыми элементами могут быть викторины, путешествия, конкурсы, игры по сценариям известных телеигр (брейн-ринги, КВНы), аукционы, лото и т. д. Все перечисленные формы включают творческие задания, обучающие и образовательные игры, вопросы-размышления. Главное условие – участники должны не только закрепить старый изученный материал, но и узнать что-то новое.
Мероприятия по финансовой грамотности необходимо соотносить с возрастом аудитории и уровнем подготовки.

Дошкольники

Поскольку финансовая грамотность при современном образе жизни стоит на одном уровне с умением читать и писать, то и освоение её азбучных основ в библиотеке начинают уже с дошкольного возраста. При работе с ними необходимо учитывать специфику восприятия детьми этого возраста финансовой информации:
способны понять природу денег, их назначение и источник их появления;

  • могут различать номинал денежных знаков;
  • могут осуществлять простой счет денег;
  • способны понять суть процесса накопления.

Мероприятия для дошкольников строятся часто на анализе сказок, представлениях о ценности труда, денежных отношениях, планировании семейного бюджета, где можно сэкономить средства и для чего нужно экономить и так далее.
Примеры мероприятий:

  • выставки рисунков «Деньги будущего»;
  • викторины «Разумные траты сказочных героев», «Угадай профессию»;
  • беседа «Что такое деньги, откуда они берутся и зачем нужны?»;
  • игры «Путешествие по сказкам», «Чудеса в кошельке», «Деньги получили – ерунды накупили» (о важности планирования покупок, разумного подхода к покупкам и трате денег);
  • игры-квесты «Что? Где? Почем?», «Лесная биржа»;
  • уроки «Школа Гнома-Эконома», «Поведение в магазине», «Планируем свой бюджет» и др.

Особенно интересны маленьким читателям сюжетно-ролевые игры, например, «Магазин «Детский мир». Мероприятие начинается с беседы о том, какие есть магазины, кто работает в том или ином магазине, какие профессии дети знают. Затем самим ребятам предлагается почувствовать себя покупателями и продавцами. Из группы детей выбираются 3-4 продавца (чтобы никому не было обидно, можно использовать старые добрые считалочки), один охранник (в основном всегда им хочет быть мальчик) и инкассатор (для сбора денег при закрытии магазина), остальные дети – покупатели.
В начале игры команда «продавцов» готовится к открытию магазина: подготавливают витрины, расставляют товар (это может быть книжный магазин, продуктовый или магазин игрушек), проверяют наличие ценников. В это время команда «покупателей» с помощью экономических загадок зарабатывают «деньги», с которыми пойдет в магазин. Наконец, когда «продавцы» закончили свое оформление, команда «покупателей» отправляется совершать покупки. Каждый ребенок выбирает себе понравившийся товар, смотрит, хватает ли ему денег, и совершает покупку, при этом не забывая говорить вежливые слова продавцу. В это время «охранник» ходит грозный и следит за порядком. После того как все товары распроданы, магазин закрывается. Вырученные деньги продавцы сдают инкассатору, после этого дети меняются ролями.

Школьники

Для проведения просветительских мероприятий необходимо использовать преимущественно активные и интерактивные формы и методы, на которых будет не только полезно, но и интересно постигать основы финансовой грамотности. С этой целью можно провести:

  • беседа «Что я знаю о финансах»,
  • исторический час «Как появились деньги»,
  • познавательная беседа «Твой первый бюджет»,
  • информационный час «Банковская карта. Безопасное использование»,
  • видеоурок «Зачем нужна финансовая грамотность?»,
  • дискуссия «Деньги – хороший слуга, но плохой господин»,
  • урок финансовой грамотности «Карманные деньги: за и против»,
  • урок-беседа «Путешествие в сказочную страну Экономию»;
  • урок финансовой грамотности «Все о будущей пенсии»,
  • «О пенсии думать никогда не рано» (совместно со специалистами Пенисонного фонда РФ);
  • час информации «Азбука финансового благополучия»;
  • деловые игры «Мои карманные деньги», «Личный финансовый план», «Ты финансист», «Как накопить, чтобы купить», «Учись считать деньги по-взрослому»;
  • интеллектуальные соревнования «Деньги любят счет», «Азбука финансовой грамотности», «В лабиринте семейного бюджета», «Путешествие в страну финансов», «Финансовая грамотность» в форме «Что? Где? Когда?», «Литературно-финансовый квест»;
  • конкурс сочинений «Что бы я сделал на посту министра финансов»,
  • конкурс рисунков «Пословицы о финансах»,
  • конкурс эссе «Я дружу с финансами»);
  • финансовый марафон «Монополия»,
  • обучающая игра «Финансовая арифметика»,
  • станционная игра «Заработать за 60 минут» и т.д.

Подросткам можно предложить стать участниками Дня финансовой грамотности. Заранее провести анкетирование «Что вы знаете о финансах» и проанализировать знания детей. В программу Дня можно включить: интеллектуальную игру «Финансовая грамотность» по типу телепередачи «Что? Где? Когда?» или квест-игру «Экономика и финансы для начинающих»; устный журнал «Предпринимателями не рождаются…»; брейн-ринг «Поиграем с финансами»; обзор-викторину у книжной выставки «В мир финансов через книгу»

Молодежь

Возрастные и психологические особенности финансового поведения молодежи: материальная база не соответствует финансовым потребностям; активное потребление финансовых продуктов и услуг, связанных с повышенным риском.
В какой-то момент молодые люди начинают сталкиваться с такими вопросами как финансирование образования, переезд на новое место жительства, покупка автомобиля, создание семьи. Они испытывают потребность в полезной информации, изложенной в форме простейшей пошаговой инструкции по применению в конкретной ситуации: видеоролики, мобильные приложения, тесты, брошюры и буклеты.
Будут востребованы информационные памятки «Банковская карта», «Вся правда о коллекторах: как себя вести», памятки потребителя «Дистанционные покупки в интернет-магазине», информационные буклеты «Как стать миллионером: 13 привычек людей, которые добились всего сами», «Экономим деньги в семье: 10 простых советов», «Электронный кошелек: за и против» и др.
Учитывая особенности аудитории, наиболее востребованными мероприятиями будут деловые игры, дискуссии, встречи со специалистами в области финансов: «В мире финансов», «Финансист», «Услуги финансовых организаций», «Доходность и риски»,
«Финансовая грамотность – путь к успеху», «Личный финансовый план», «Грамотные инвестиции» и др., коммуникативные и финансовые бои, творческие конкурсы.
Актуально в библиотеках проведение Недели финансовой грамотности. Задачи Недели – обучить базовым навыкам финансовой грамотности максимально широкую аудиторию школьников и студентов, вовлечь родителей в финансовое воспитание детей в кругу семьи. Формат мероприятий Недели различен: открытые уроки по истории денег, лекции, семинары об особенностях финансового воспитания в семье, демонстрация видеоматериалов об ответственном отношении к деньгам, игры, квесты, мастер-классы, распространение информационных брошюр или тематических буклетов среди населения, организация различных конкурсов, привлечение партнеров. Формат Недели может включать:

  • финансовую игротеку, где знакомят с финансовыми понятиями, демонстрируют, какими инструментами пользуются бухгалтеры и кассиры. Дети сочиняют финансовую сказку, изображают пантомимой банкомат, в игровой форме пробуют объяснить инопланетянину, что такое деньги.
  • турнир по финболу – командная интеллектуальная викторина для школьников. Турнир позволит ребятам не только проверить знания в области финансовой грамотности, но и блеснуть эрудицией в области спорта.
  • финансовый квест, который познакомит участников с денежными купюрами разных стран, где и как появились первые деньги и многое другое. В рамках квеста участники могут освоить такие термины как: «вклад», «кредит», «бюджет», «бережливость», «профицит», а затем применить полученные знания на практике. Можно устроить финансово-спортивное соревнование «Битва калькуляторов» и делать на скорость простейшие вычисления.
  • мастер-классы: участники создают и раскрашивают гипсовые копилки или денежные знаки; шьют кошельки из фетра, мастерят кукол, приносящих достаток и благополучие; учатся складывать из бумаги символ «Дружи с финансами» – в технике оригами.

Во время Недели… может работать лекторий и интерактивный опрос по финансовой грамотности. Простым, но занятным форматом для закрепления знаний может стать игра «Нарисуй финансовый термин», где один из участников рисует термины по финансовой грамотности, а другие угадывают их.

Взрослые

Взрослое население также нуждается в повышении своей финансовой грамотности.
Как распознать элементы мошеннических схем, рассчитать ставку по кредиту, что и как спросить у банка, на какие особенности финансовых услуг обратить внимание, как открыть вклад, как не попасть в «кредитное рабство», защитить свои права как потребителей финансовых услуг, сформировать достойную прибавку к пенсии и не попасться на уловки сомнительных финансовых учреждений и пирамид — актуальные темы мероприятий для взрослого населения.
У взрослой аудитории востребованы в основном практико-ориентированные   формы мероприятий. В некоторых случаях целесообразно в рамках социального партнерства приглашать специалистов в той или иной области – в зависимости от темы мероприятия, чтобы формат проведения лекции предусматривал возможность непосредственного контакта с аудиторией в режиме вопрос-ответ. Например, специалистов банка для проведения лекций-консультаций:

  • «Микрофинансовые организации»;
  • «Безопасность и эффективность банковских вкладов»;
  • «Деньги по-настоящему»;
  • «Грамотный инвестор на финансовом рынке»;
  • «Деньги и инфляция»;
  • «Финансовые мошенничества».

О рациональных стратегиях накопления на старость могут рассказать представители ПФ РФ («Пенсионное планирование и финансовое благополучие в старости»).
Примеры названий мероприятий:

  • «Как защитить кошелек: правила разумного покупателя»;
  • «Безопасные покупки в Интернете»;
  • «Безопасность при онлайн-платежах»;
  • «Защита прав потребителей финансовых услуг»;
  • «Читаем договор правильно»;
  • «Внимание! Микрофинансовые организации».

Важным социальным проектом станет Неделя сбережений.  Неделю можно открыть проведением теста «Личное финансовое планирование». На мероприятие приглашаются специалисты в области финансов, которые смогут дать консультации, ответить на вопросы, исходя из ответов теста. Со взрослыми пользователями можно говорить о различных технологиях планирования личных/ семейных финансов – начиная с письменного учета, с помощью блокнота и ручки, и заканчивая специализированными компьютерными программами. Например, молодых мам можно обучать эффективному ведению финансового домохозяйства, грамотным приёмам экономии семейного бюджета, ведению личного финансового дневника.
Каждый человек – потребитель. Покупает ли он лекарство или смартфон, берет кредит или заводит банковскую карточку, – он является потребителем товаров и услуг. А любой потребитель может однажды оказаться в ситуации, когда лекарство просрочено, смартфон сломался, а услуги не были предоставлены или не оправдали ожиданий. Если знать свои права, со многими подобными неприятностями можно справиться. Актуальным будет и разговор на тему финансового мошенничества, связанного с банковскими картами или мобильными телефонами. Для заинтересованных участников можно организовать информационное мероприятие по ознакомлению с Интернет-ресурсами, доступно рассказывающими об экономике; приглашать желающих пройти онлайн-тесты на проверку своих финансовых знаний. С родителями стоит поговорить о том, как научить ребенка распоряжаться карманными деньгами. О том, как научить ребенка распоряжаться карманными деньгами и основам бережного потребления можно поговорить с родителями, организовав мероприятия: «Дети и деньги», «Уроки финансовой грамотности в семье», «Карманные деньги: за и против».
Набирает популярность комплексная форма финансового просвещения – семейные фестивали финансовой грамотности. Финансовый семейный фестиваль – это пространство для семейных занятий, где участники смогут получить доступ к знаниям в области финансовой грамотности, чтобы затем иметь возможность ежедневно применять их на практике. В одном таком мероприятии можно организовать площадки разных форматов: лектории, просмотр мультфильмов, мастер-классы, настольные игры и др. Появляется возможность охватить все категории пользователей – от детей до пенсионеров. Совместное творчество сплачивает семью и способствует осознанию важности финансовых знаний для всех.
Для предоставления актуальной, социально значимой информации целесообразно организовать постоянно действующий «Уголок финансовой грамотности», где размещать публикации и книги на основные темы финансового просвещения: «Семейный бюджет»,
«Бережное потребление», «Личный финансовый план», «Финансовые советы», «Риски и финансовая безопасность», «Накопить и сохранить», «Финансы и жилье».
Таким образом, для взрослого населения, имеющего опыт использования финансовых инструментов, эффективнее всего проводить мероприятия в формате живого общения и ответов на задаваемые вопросы. Ведь человек, который столкнулся с финансовыми мошенниками или некачественным предоставлением финансовых услуг, уже знает, с каким вопросом обратиться и в каком направлении работать, чтобы больше не попадать в подобные ситуации и бороться с ними.

Пенсионеры

Недостаток финансовой грамотности не позволяет пожилым людям рационально распорядиться своими доходами и сбережениями, адекватно оценить возможные финансовые риски. Граждане пожилого возраста нередко становятся жертвами финансового мошенничества. Данная категория населения наиболее уязвима в экономическом отношении в силу советской ментальности, доверчивости, наличия психологического барьера перед электронными технологиями
Для людей старшего возраста мероприятия направлены на формирование умений распоряжаться семейным бюджетом, сбережениями, на практические навыки использования современных финансовых инструментов.
Наиболее востребованные формы и методы работы с пенсионерами:

  • лекции;
  • консультации;
  • круглые столы;
  • беседы;
  • кинолектории;
  • клубные объединения.

Обучающие занятия, проводимые в различных диалоговых формах, позволят не только получить практические навыки, но и дадут возможность делиться своими знаниями, обмениваться мнениями, обсуждать, расширяя круг общения, что очень важно для пожилых людей. Темы мероприятий: «Микрофинансовые организации», «Платежные услуги», «Опасайтесь финансовых пирамид», «Безопасность и эффективность банковских вкладов» и др.
При организации обучения финансовой грамотности в формате клуба, необходимо создать дружественную и доверительную атмосферу занятий, чтобы можно было задать любой вопрос, уточнить непонятные детали, поделиться сомнениями и успехами, рассказать историю из собственного опыта. Примеры мероприятий: «Как пользоваться банковской картой и уберечь себя от мошенников», «Простые правила финансовой безопасности», «Управляй финансами с помощью «Сбербанк Онлайн», «Оплата коммунальных услуг и другие платежи через Интернет» и так далее. Организовать цикл мероприятий: «Покажем. Научим. Подскажем» практический всеобуч для людей старшего возраста, «Школа компьютерной и финансовой грамотности», цикл бесед «Финансовая безопасность».
При работе с пенсионерами особое внимание необходимо уделить вопросам защиты от финансового мошенничества, правилам распознавания «финансовых» пирамид, способам и действиям при нарушении прав потребителей финансовых услуг: куда и на кого можно пожаловаться, если нарушены права, как защитить себя в сложных ситуациях и др.

Интернет- ресурсы по финансовой грамотности

В настоящее время существует очень большое количество просветительских и образовательных ресурсов по финансовой грамотности. Значительная часть из них создана Минфином России в рамках Проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности и развитию финансового образования в Российской Федерации». Информационно-развлекательные и информационно-образовательные материалы для дошкольников, школьников, студентов СПО и вузов с применением игровых, мультимедийных и иных форматов было разработано и размещено в Библиотеке портала вашифинансы.рф. С сентября 2021 г. начал работу портал моифинансы.рф. Он создан на смену ресурсу вашифинансы.рф, соединяет весь образовательный контент, который был наработан в предыдущие годы, и здесь добавлена возможность оставлять обратную связь.
По характеру и форме представления информации можно выделить несколько типов ресурсов: учебные пособия, брошюры, плакаты (в бумажном и электронном вариантах); аудиовизуальные продукты (фильмы, мультфильмы, презентации); цифровые образовательные ресурсы (электронные учебники, мобильные и ПК-приложения, учебные игры онлайн, образовательные сайты); электронные тренажеры и инструменты оценки знаний. Все материалы доступны для бесплатного скачивания (URL: https://моифинансы.рф/materials/).
Наиболее разнообразны по виду, форме, жанрам и темам представлены материалы для детей – от дошкольников до старшеклассников. Разработано огромное количество сценариев, игр, онлайн-ресурсов, материалов в мультимедиаформате и другие.
Например, мультсериал «Азбука финансовой грамотности со Смешариками» нацелен на привлечение внимания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста к базовым вопросам финансовой грамотности. Включает серии по 3 минуты, сюжет каждой серии раскрывает основные понятия финансовой грамотности (инвестирование, кредитование, страхование, личные сбережения, финансовое планирование, финансовое мошенничество в интернете и с банковскими картами и т.д.) и направлен на формирование правильных установок у детей (URL: https://моифинансы.рф/materials/azbuka-finansovoj-gramotnosti-so-smesharikami/).
На основе общероссийского Конкурса «Учимся финансовой грамоте на ошибках и успехах литературных героев», были разработаны викторины, ответив на вопросы, которых, ребята не только могут проверить свои знания по литературе, но и увидят знакомые им произведения совершенно с другой стороны — финансовой и экономической. Викторины для 7-11 класса: «Хорошо быть генералами!», «Буратино и его золотой ключик», «Финансы в сказках А.С. Пушкина», «Права собственности в романе А.С. Пушкина „Дубровский“» (URL: https://edu.pacc.ru/literifin2021/articles/Rabotyprizerov/). С помощью этого ресурса можно развивать интерес школьников к изучению вопросов финансовой грамотности на литературном материале; формировать умение замечать и анализировать финансовое поведение героев художественной литературы; мотивировать учащихся к повышению собственного уровня финансовой грамотности; пробуждать интерес школьников к чтению художественной литературы.
Онлайн-практикум для старшеклассников «Финансовые грабли: береги деньги смолоду» (URL: https://fingrabli.inp.ru/#c4). Практикум содержит: сборник из девяти игр (поможет потренироваться в принятии финансовых решений), проверочные задания (три проверочных задания позволят оценить знания и умения), справочные материалы (материалы помогут сориентироваться в финансовых терминах и принципах грамотного финансового поведения).
Деловые игры образовательного проекта ПАКК моделируют реальные жизненные ситуации (например, поход в банк), «проживая» которые, участники получают опыт. Условия в деловых играх приближены к настоящим, что делает их эффективным средством усвоения информации. Такие игры позволяют школьникам самостоятельно принимать решения, искать наиболее продуктивные стратегии поведения, а затем анализировать свои ошибки и успехи (URL: https://edu.pacc.ru/individualevent/articles/Delovye-igry/). Деловые игры: «Услуги финансовых организаций» (деловая, имитационно-ролевая игра); «Семейный план» (деловая, имитационно-ролевая игра); «По следам монополии» (деловая, настольная игра); «Ремонт» (деловая игра); «Расходы семьи» (имитационно-ролевая игра); «Побег из долговой ямы» (станционная игра) (URL: http://edu.pacc.ru/fincamp2016/).
Кроме того, на мероприятиях для иллюстрации определенных вопросов финансовой грамотности могут быть использованы видеоролики и мультфильмы, созданные в рамках Проекта Минфина России по финансовой грамотности. Например, для учеников 2-8 классов создан интерактивный мультипликационный сериал (12 серий)
«Богатый бобренок» (URL: https://bobrenok.oc3.ru/). Мультфильм рассказывает и объясняет детям основы финансовой грамотности на простых и понятных житейских ситуациях, происходящих с «Богатым бобренком» на протяжении его жизни. При просмотре мультфильма происходит ветвление сюжета на основе выбора, сделанного учеником. При этом ветвление сюжета происходит в моменты ключевых событий, переживаемых персонажем. У школьников есть возможность выбора развития сюжета каждой серии. Учитывая необычный формат сериала (интерактивное взаимодействие), возможно привлечение старших школьников. Таким образом, ученик при просмотре в ненавязчивой форме увидит результаты принятых им решений. А в случае неправильного выбора он поймет, почему решение должно было быть другим. На сайте размещены методические рекомендации по использованию интерактивного развлекательно- просветительского       мультсериала «Богатый бобренок» (URL: https://bobrenok.oc3.ru/docs/Recomendacii_o_vozmozhnosti_Kuest- seriala_Bogatyi_Bobrenok_v_obrazovatelnom_processe.pdf).
Для молодежи и взрослых будет интересен видеокурс «Иррациональная экономика: как психология и культура влияют на финансовое благополучие» (Институт национальных проектов). Видеокурс состоит из восьми 10-минутных уроков об особенностях нашего поведения, психологии и культуре, которые заставляют нас принимать неразумные финансовые решения, и о способах борьбы с этим явлением. К каждому видео уроку есть сопроводительные материалы (URL: http://inp.ru/fingramota/kurs).
Образовательным проектом ПАКК были разработаны сценарии просветительских бесед для людей старшего возраста («Банковский вклад», «Потребительский кредит», «Платежные услуги», «Финансовые мошенничества и безопасность» (URL: https://edu.pacc.ru/pensionery/).
Если при подготовке к мероприятиям   вам требуется больше информации по теме, вы можете найти её на сайте fincult.info «Финансовая культура», созданном Банком России. В разделе «Статьи» собраны тексты, а в разделе «Преподавательская» вы сможете найти методические рекомендации по проведению занятий для слушателей разных категорий, в том числе для людей с ограничениями жизнедеятельности. На YouTube-канале «Финансовая культура» вы найдёте видео, которые сможете использовать на занятиях или для подготовки к ним. На канале есть как короткие ролики, длящиеся несколько минут, так и полноценные видеолекции.
При умелом сочетании традиционных библиотечных форматов и материалов, созданных в рамках Проекта Министерства финансов России по финансовой грамотности и Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации, дополняя финансовые уроки интерактивным развлекательно-просветительским компонентом, можно создать яркие, запоминающиеся, живые мероприятия для читателей всех возрастных категорий. Используя комплексно все доступные ресурсы для проведения просветительских мероприятий, библиотекари могут стать проводниками финансовых знаний, а значит быть более привлекательными для читателей, поддерживая и развивая таким образом интерес к книге и библиотеке.

Список литературы

  1. Горская, Я. «Вы пенсионер? Пожалуйте за парту!»: школа финансовой грамотности/ Я. Горская. – Текст: непосредственный // Библиотека. – 2017. – № 5. – С. 23-25.
  2. Жукова, А. Дело было в Финансовке…: растим бережливых и предприимчивых / А. Жукова. – Текст: непосредственный // Библиотека. – 2020. – № 8. – С. 65-67.
  3. Неделя финансовой грамотности в библиотеке // http://www.tagillib.ru/for_profi/nedelya-finansovoy-gramotnosti-v-biblioteke.php)
  4. Миронникова, С. Семейный бюджет : сэкономить и приумножить / С. Миронникова. – Текст: непосредственный // Библиотека. – 2018. – № 3. – С. 47-50.
  5. Мои финансы: образовательно-просветительский портал [сайт]. – URL: https://моифинансы.рф/ (дата обращения : 21.04.2022). – Текст: электронный.
  6. Подлужная, Н. Планировать, зарабатывать, тратить / Н. Подлужная. – Текст: непосредственный // Библиотека. – 2019. – № 7. – С. 68-71: фот.
  7. Роль библиотек в формировании финансовой грамотности населения. – Текст : электронный.- URL: https://belebeycbs.ru/wp-content/uploads/2022/08/rol-bibliotek-v-formirovanii-finansovoj-gramotnosti-naseleniya.pdf (дата обращения:2.06.2023)
  8. Турубарова, Н.Ф. Методические рекомендации по организации работы по повышению финансовой грамотности населения в общедоступной библиотеке. – Текст электронный. – URL: http://lib22.ru/wp-content/uploads/2022/06/Metodicheskie-rekomendatsii-FG.pdf (дата обращения: 1.06.2023)
  9. Финансовая грамотность – путь к успеху: Методико-библиографические материалы /сост. Антонова Н.А. – Электронные ресурсы. Режим доступа https://kkdb.ru/images/materials/metod/2021_metod/Антонова_MBM_Финансов ая_грамотность_БЛИНОВА_после_верстки_.PDF   (дата обращения: 1.06.2023).

Ссылки на Интернет – ресурсы, содержащие сценарии мероприятий    по финансовой грамотности.

  1. Антропова Л.А. Основы финансовой грамотности: сценарий внеклассного мероприятия. – Текст: электронный // УРОК.РФ. Педагогическое сообщество. – URL:https://урок.рф/library/stcenarij_vneklassnogo_meropriyatiya_154154.html (дата обращения:1.06.2023)
  2. Бычкова, С.Г Образовательное событие «Азбука денег»: сценарий. – Текст: электронный //Сценарии образовательных игр и образовательных событий по финансовой грамотности для детей дошкольного возраста. Сборник методических разработок / Сост. О.А. Блохина, О.В. Терешева – Калининград: КОИРО, 2018. -
  3. URL: https://www.fingram39.ru/upload/iblock/577/577b7ecfd5c888ebb4d28cf990734404.pdf (дата обращения:1.06.2023)
  4. Зайцева, Ю. А. Путешествие в страну финансовой грамотности: деловая игра для школьников. – Текст: электронный.//Образовательный портал «Знанио». – URL: https://znanio.ru/media/vneklassnoe-meropriyatie-puteshestvie-v-stranu-finansovoj-gramotnosti-2691145 (дата обращения:1.06.2023)
  5. Каталог уроков с элементами финансовой грамотности в Библиотеке Московской электронной        школы. – Текст: электронный.        URL: https://моифинансы.рф/materials   files/Каталог%20уроков%20МЭШ%20с%20ФГ_mf.pdf (дата обращения:1.06.2023)
  6. КиноПАКК: учебные фильмы по финансовой грамотности для УМК. – Текст: электронный .- URL: https://edu.pacc.ru/kinopacc/. (дата обращения 1.06.2023)
  7. Истратова, И.О. Сценарий квест-игры по финансовой грамотности. – Текст: электронный.-Электронные ресурсы. Режим доступа https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-kvestigra-po-finansovoy-gramotnosti-3823015.html (дата обращения: 2.06.2023)
  8. Мы ребята деловые: квест-игра для школьников 4-5кл. //КОМПЭДУ: дистанционные олимпиады для учителей и школьников. – Текст: электронный.- URL: https://compedu.ru/publication/igra-po-finansovoi-gramotnosti-my-rebiata-delovye.html (дата обращения:2.06.2023)
  9. Образовательные проекты ПАКК: серии мультфильма «Смешарики», подготовленные для УМК по финансовой грамотности. – Текст: электронный.- URL: https://edu.pacc.ru/Videomaterials/articles/smeshariki/ (дата обращения 1.06.2023)
  10. Узкая М.И. Поиграем с финансами. – Текст: электронный. – URL: https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya- rabota/library/2019/02/02/stsenariy-meropriyatiya-po-finansovoy-gramotnosti(дата обращения:1.06.2023)
  11. Щербик З.В. Уроки финансовой грамотности   в произведениях художественной литературы. – Текст: электронный. URL: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/383875-vneklassnoe- meroprijatie-po-literatureuroki-f (дата обращения:1.06.2023)
  12. Учебно-методические комплексы и методические материалы по финансовой грамотности для общеобразовательных организаций. – Текст: электронный. -URL: https://fmc.hse.ru/methodology (дата обращения:1.06.2023)
  13. Финансовая грамотность. Сценарии развлечений. – Текст: электронный. –URL:https://www.maam.ru/obrazovanie/finansovaya- gramota-scenarii (дата обращения:1.06.2023
  14. «Юные финансисты!» (5-6 классы): сценарий мероприятия. – Текст: электронный.- URL: https://урок.рф/library/stcenarij_vneklassnogo_meropriyatiya_po_finansovoj_gr_091855.html (дата обращения:1.06.2023)
This entry was posted in Методические материалы. Bookmark the permalink.

Comments are closed.

43 / 0,266 / 15.17mb