Год лейтенантской прозы

Тематический список литературы

100 лет назад родились будущие писатели и поэты, ставшие знаменосцами советской литературы о Великой Отечественной войне, в связи с этим Ассоциация союзов писателей и издателей России объявила 2024 год Годом лейтенантской прозы. Виктор Астафьев, Владимир Богомолов, Юрий Бондарев, Василь Быков и Борис Васильев: все они одногодки. Год их рождения 1924.Буквально со школьного порога шагнули на фронт, воевали на переднем крае, стойко переносили все тяготы и лишения военной службы, шли на острие атаки, а затем правдиво запечатлели личный фронтовой опыт в собственных произведениях.
Не будут забыты и другие писатели-фронтовики: Юлия Друнина, Булат Окуджава, Григорий Бакланов, Виктор Курочкин, Николай Старшинов, Константин Симонов, Виктор Некрасов, Константин Воробьев, Александр Твардовский.
«Лейтенантская проза» – термин, введённый для описания ряда произведений, созданных русскими писателями советского периода, лично прошедшими Великую Отечественную войну в звании младших лейтенантов. В ее традиции – обращение авторов к собственному фронтовому опыту, интерес к личности, попавшей на войну, личностный конфликт, предельная правдивость, специфическая форма автобиографии. Они очень разные – писатели-фронтовики, – но одинаково больно в их жизнь и творчество ворвалась война. С ранениями и наградами, но всё же они вернулись, чтобы рассказать правду о той войне и Победе. Кто-то из них прикоснулся к перу во время войны, кто-то – чуть позже, но все они так или иначе признавались: взяться за перо их «призвала война».
Центральная библиотека города Новозыбкова им. князя Долгорукова сделала для вас тематическую подборку книг вышеперечисленных авторов в память о них, их творчестве и в память об их личном вкладе в Победу. Все книги доступны на Абонементе и в Читальном зале библиотеки.

Виктор Петрович Астафьев

Началась война. К этому моменту семнадцатилетний Астафьев уже оставил стены детдома и устроился коновозчиком на завод. Потом в его жизни была железнодорожная школа, по окончании которой он добровольно записался на фронт. Сменив за годы войны несколько профессий: шофера, артразведчика, связиста; оставив за плечами форсирование Днепра, Корсунь-Шевченковскую операцию, бои на Брянском и Воронежском фронтах, Астафьев был выдернут с поля боя тяжелым ранением. В письме, вошедшем в книгу «Нет мне ответа…», он отмечал: «Маленький, совсем малограмотный, я уже сочинял стихи и разного рода истории, за что на войне меня любили и даже с плацдарма вытащили, но там, на плацдарме, осталась половина меня — моей памяти, один глаз, половина веры, половина бездумности, и полностью остался мальчик, который долго во мне удобно жил, веселый, глазастый и неунывающий».
По окончании Великой Отечественной, на одном из заседании литературного объединения, организованного при местной газете, Астафьев услышал короткую историю бывшего политработника о «красивой», «образцовой» войне. Его негодованию не было конца, от вранья звенело в ушах. Решив, что победить ложь можно только истиной, он буквально за ночь написал «Гражданского человека» — небольшое произведение о настоящей войне, в котором все — «сплошная правда». Это было только начало. В своей повести «Пастух и пастушка» Виктор Астафьев с присущей ему поэтикой подробностей демонстрирует читателю войну, как кромешный ад, который страшен не только своей степенью нравственного потрясения и физического страдания человека, но и непосильностью для человеческой души военного опыта. Для Астафьева ужас войны, то, что позднее станут называть «окопной правдой» было единственной возможной правдой о той страшной войне.  Уже после развала СССР он создает один из самых известных своих военных романов – «Прокляты и убиты», который выходит в 2-х частях: «Черная яма»  и «Плацдарм». В 1994 году «за выдающийся вклад в отечественную литературу» писателю присуждается премия «Триумф», в следующем году за свой роман «Прокляты и убиты» он был удостоен Государственной премии в области литературы Российской Федерации.
1.  Астафьев, В.П. Тают снега: повесть // В.П Астафьев.- Москва: Советская Россия,1991.- 688с.
2.  Астафьев, В.П. Прокляты и убиты: повесть / В.П. Астафьев // Роман-газета.- 2007.- 512с.
3.  Астафьев, В.П. Пастух и пастушка: повесть // В.П Астафьев.- Москва: Советская Россия,1989.- 608с.
4.  Астафьев, В.П. Царь-рыба: повествование в рассказах // В.П Астафьев.- Москва: Детская литература, 2005.- 432с.
5.  Астафьев, В.П. Печальный детектив: роман // В.П Астафьев.- Москва: Профиздат, 1991.- 414с.

Григорий Яковлевич Бакланов

Отечественный писатель, публицист, один из наиболее ярких и известных представителей обширной плеяды прозаиков фронтового поколения, представитель так называемой «лейтенантской прозы», в чьих художественных произведениях утверждалась правда о Великой Отечественной войне. В своей автобиографии Григорий Бакланов как-то указал: «Когда я вернулся домой с фронта, мне был 21 год. Я вернулся с войны с твердым убеждением в том, что главное в моей жизни уже сделано. Когда началась война, он работал слесарем на 18-м авиазаводе, который занимался производством штурмовиков Ил-2. Для того чтобы попасть в военное училище, Григорий Бакланов экстерном сдал экзамены за 10 класс (в то время пошел слух, что в армию будут брать только тех, кто успел окончить десятилетку), но, воспользовавшись случаем, вместо училища отправился на фронт рядовым, попал в артиллерию.
Тогда фронт был его главной целью, но попасть туда Григорий Бакланов смог лишь зимой. Он был отправлен на Северо-Западный фронт в гаубичный артиллерийский полк. С фронта его отправили на учебу во 2-е Ленинградское артиллерийское училище, окончив которое он попал на Юго-западный фронт (позже 3-й Украинский). Во время боев за Запорожье в октябре 1943 года был тяжело ранен, но уже через полгода вернулся в свой родной полк и с боями прошел Молдавию. Принимал участие в боевых операциях в Венгрии, в районе озера Балатон, участвовал в штурме Будапешта и Вены. Закончил войну лейтенантом артиллерийской разведки на территории Австрии. Был награжден боевыми орденами и медалями, в частности: орденом Отечественной войны 1-й степени, орденом Красной Звезды, медалями «за взятие Будапешта» и «за взятие Вены».
Переживания и впечатления фронтовой жизни легли в основу будущих художественных произведений писателя. Позднее Бакланов вспоминал, что для своих литературных героев он всегда брал фамилии тех людей, с которыми он воевал. Особенно погибших однополчан, с тем, чтобы хоть так оживить их. Первая военная повесть писателя «Южнее главного удара», которая увидела свет в 1958 году, по словам самого автора, еще оставляла желать лучшего, но содержала настоящую правду о войне, «мою» правду. В 1959 году в журнале «Новый мир» выходит вторая его военная повесть «Пядь земли», которая в последствие была издана в 36 странах мира. Это может показаться странным, но советская официальная критика восприняла ее резко отрицательно, расценив как образец как будто бы порочной «окопной правды». По какой-то причине в стране рабочих и крестьян это посчитали чем-то низменным. В какой-то мере данная проза противостояла во многом патетической военной литературе тех первых послевоенных лет, тому, что во время войны и сразу после ее окончания было создано военными корреспондентами.
В то же время в конце 1950-х годов в военной прозе события прошедшей войны начинаются воссоздаваться писателями не только как великий подвиг всего советского народа, но и как велика беда и катастрофа, которая сделала несчастными миллионы людей. Судьба конкретного, частного человека на фронте будет оставаться в центре внимания всех военных произведений Бакланова: повести «Мертвые сраму не имут» (1961 год), рассказе «Почем фунт лиха» (1962 год), романе «Июль 41 года» (1964 год). В своем романе «Июль 41 года» Григорий Бакланов одним из первых отечественных писателей назовет среди причин катастрофических поражений первых месяцев Великой Отечественной войны судебные процессы 1937 года, уничтожение Сталиным высшего командного состава Красной Армии. Роман, который успел выйти отдельной книгой, тем не менее был запрещен на 12 лет, хотя уже в 1967 году на IV съезде писателей СССР был признан одним из значительных произведений в советской литературе о прошедшей войне.
1. Бакланов, Г.Я. Навеки девятнадцатилетние: повести // Г.Я Бакланов.- Москва: Известия, 1988.- 512с.
2. Бакланов, Г.Я.  Пядь земли: повести и рассказы // Г.Я Бакланов.- Москва: Московский рабочий, 1987.- 400с.
3. Бакланов, Г.Я. Почем фунт лиха: военные повести // Г.Я Бакланов.- Москва: Советский писатель, 1983.-415с.

Владимир Осипович Богомолов

Владимир Войтинский буквально перед самой войной, в мае 1941 года, а с первых же дней Великой Отечественной войны записался добровольцем в противопожарный полк ПВО Москвы. Впоследствии он так говорил о своем решении в 17 лет пойти на войну добровольцем: «…для нашего поколения было неестественным, диким, непонятным всякое иное решение и поведение…»
В июле-октябре того же, 1941 года, Владимир Войтинский стал курсантом полковой школы младших командиров, затем успел повоевать на Калининском фронте. По имеющимся сведениям, Войтинский с ноября 1941 по апрель 1942-го года сражался, будучи командиром отделения разведки. В апреле 1942-го он получил тяжелое ранение. Владимир потом будет вспоминать, как его оглушило разрывами, как он сумел лишь слегка приподнять голову и слева увидел бойца с распоротым животом, и как тот пытался вложить обратно вываливающиеся его внутренности. А впереди ничком лежал его взводный командир, и у него отсутствовала часть головы, узнать взводного Владимир сумел лишь по сапогам. Таким было страшным, и наложившим отпечаток на всю последующую жизнь, боевое крещение Владимира Войтинского. Затем было лечение в тыловых госпиталях, а с июня 1943 года Владимир Войтинский снова в строю, став курсантом Ленинградского Краснознаменного артиллерийско-технического училища, находившегося тогда в городе Ижевске. А после ускоренного курса училища Владимир Войтинский попадает в войсковую разведку.
Участвовал он в форсировании Днепра и в наступательной операции под Кировоградом, в январе 1944 года, после второго ранения, снова оказался в госпитале. Вернувшись в боевой строй, участвовал в освобождении Беларуси, за бои по освобождению города Гродно был награжден орденом Отечественной войны 1-й степени. Дебютной работой писателя стала повесть «Иван», которая вышла в 1957 году. Сначала повесть была опубликована в журнале «Знамя», а спустя пять лет экранизирована Андреем Тарковским под названием «Иваново детство». Повесть много раз переиздавалась, за сорок лет – двести девятнадцать раз, была переведена на 40 языков.  Наибольшую славу Богомолову принёс роман «Момент истины», вышедший в 1973 году. Богомолова неоднократно приглашали вступить в Союз писателей, однако он категорически отказывался, категорически не хотел быть членом каких бы то ни было союзов. В 1984 году писателя удостоили ордена Трудового Красного Знамени, но Богомолов не явился на вручение. Военная проза Владимира Богомолова необычная, достоверная, выверенная до мельчайших деталей. Она глубоко психологична и не отпускает читателя до самой последней строки. Богомолов не терпел приукрашивания и лжи ни в жизни, ни в своих произведениях – летописи военных дорог, летописи Победы над фашизмом.
1.  Богомолов, В.О. Юность моей улицы // В.О. Богомолов.- Москва: Молодая гвардия, 1985.- 543с.
2.  Богомолов, В.О. Иван: повесть // В.О. Богомолов.- Москва: Детская литература, 2004.- 192с.
3.  Богомолов, В.О. В августе 44-го: роман // В.О. Богомолов.- Москва: Художественная литература, 1991.- 414с.

Юрий Васильевич Бондарев

Юрий Васильевич Бондарев – один из заметных русских писателей XX века, прославившийся своими произведениями на военную тему, основатель так называемой «лейтенантской прозы». Родился будущий писатель 15 марта 1924 года в Орске, Оренбургской области, в семье служащего. Его детство и юность пришлись на трудные годы предвоенного и военного времени. В 1942 году, не окончив школу, Бондарев был призван в армию и вскоре попал на фронт Великой Отечественной войны.
Война оставила незабываемый след в душе молодого человека, определив основную тему его будущего творчества. После войны я начал писать о войне. Все, что мною написано о ней, — это искупление долга перед теми, кто остался там… Я постарался осмыслить их судьбы», — это слова выдающегося советского писателя-фронтовика Юрия Бондарева. Он прошел трудный путь от Сталинграда до Польши, служил в артиллерии. Его расчет прямой наводкой громил немецкие танки и пехоту, в сам будущий писатель дважды был награжден самой почетной медалью «За отвагу». Среди наиболее известных его работ — рассказы «Батальоны просят огня» (1957), повесть «Горячий снег» (1969), романы «Тишина» (1962) и «Последние залпы» (1986). Эти произведения проникнуты глубоким психологизмом, детально и правдиво изображают военные действия, мужество и героизм советских солдат, а также моральные и этические дилеммы, с которыми они сталкиваются.
1.  Бондарев, Ю.В. Горячий снег: роман повесть / Ю.В. Бондарев.- Санкт-Петербург: Амфора, 2014.-477с.
2.  Бондарев, Ю.В. Батальоны просят огня: повесть /Ю.В. Бондарев.- Москва: Современник, 1984.- 336с.
3.  Бондарев, Ю.В. Тишина: роман /Ю.В. Бондарев.- Москва: Советский писатель, 1991.- 496с.
4.  Бондарев, Ю.В. Последние залпы: повесть /Ю.В. Бондарев.- Москва: Советский писатель, 1980.- 560с.
5.  Бондарев, Ю.В. Двое: повесть // Собрание сочинений в 6 Т. Т.3 / Ю.В. Бондарев.- Москва: Художественная литература, 1985.-535с.

Василь Владимирович Быков

Василь (Василий) Владимирович Быков (годы жизни 19 июня 1924 – 22 июня 2003 года) – советский и белорусский писатель, общественный деятель, представитель «лейтенантской прозы». Принимал участие в Великой Отечественной войне, окончил войну в звании старшего лейтенанта. Большинство художественных произведений Василя Быкова представлены повестями, действие которых разворачивается во время войны и в которых читатель сталкивается с нравственным выбором героев, который им приходится делать в наиболее драматичные моменты их жизни. Василь (Василий) Владимирович Быков (годы жизни 19 июня 1924 – 22 июня 2003 года) – советский и белорусский писатель, общественный деятель, представитель «лейтенантской прозы». Принимал участие в Великой Отечественной войне, окончил войну в звании старшего лейтенанта. Большинство художественных произведений Василя Быкова представлены повестями, действие которых разворачивается во время войны и в которых читатель сталкивается с нравственным выбором героев, который им приходится делать в наиболее драматичные моменты их жизни. Война застала писателя на Украине, где он принимал участие в создании оборонительных рубежей. Во время отступления на восток, в Белгороде, он отстал от своей колонны и был арестован. Его даже чуть не расстреляли, приняв за немецкого шпиона. Зимой 1941-1942 годов он жил на станции Салтыковка, а также в городе Аткарске Саратовской области, обучался в железнодорожной школе. Летом 1942 года был призван в армию, окончил Саратовское пехотное училище. Осенью 1943 года Василю Быкову было присвоено звание младшего лейтенанта. Он принимал участие в боях за Александрию, Кривой Рог, Знаменку. Во время проведения Кировоградской наступательной операции получил ранение в живот и в ногу (по ошибке был записан как погибший).
Воспоминания об этом и события после ранения легли в основу его будущей повести «Мертвым не больно». В начале 1944 года он 3 месяца провел в госпитале, после чего принял участие в Ясско-Кишиневской наступательной операции, участвовал в освобождении Румынии. С действующей армией прошел по территории Болгарии, Венгрии, Югославии и Австрии. Дослужился до старшего лейтенанта, командовал артиллерийским взводом. За время войны дважды был ранен, имеет боевые награды. В годы войны награжден орденом Красной Звезды, после войны получил Орден Отечественной войны 1 степени. На многие годы главными героями его произведений стали солдаты и офицеры, а главной темой Великая Отечественная война – эпоха «колоссальных усилий советского народа». Позднее критики отнесут его произведений к так называемой «лейтенантской прозе», яркими представителями которой были Юрий Бондарев, Константин Воробьев и многие другие, воевавшие писатели.
В 1966 году шквал официальной критики вызвала опубликованная в журнале «Новый мир» повесть «Мертвым не больно», в которой «мясорубка» прошедшей войны была показана с присущим всему творчеству Василя Быкова беспощадным реализмом. В 1970-е годы, когда поток фронтовой прозы в стране пошел на убыль, Быков и не подумал расставаться со званием «окопного летописца». Он не стал менять тему большинства своих произведений и не собирался забывать о трагедии военных лет. Повести Василя Быкова стали классикой отечественной литературы: «Сотников» (1970), «Дожить до рассвета» (1973), «Волчья стая» (1975), «Его батальон» (1976), «Пойти и не вернуться» (1978).
1.  Быков, В.В. Третья ракета: повесть / В.В.Быков.- Москва: Советский писатель, 1986.- 592с.
2.  Быков, В.В. Альпийская баллада: повесть / В.В.Быков.- Москва: Молодая гвардия, 1981.- 288с.
3.  Быков, В.В. Мертвым не больно: повесть / В.В.Быков.- Москва: Комсомольская правда, 2015.- 302с.
4.  Быков, В.В. Дожить до рассвета. Обелиск. Сотников. Журавлиный крик. Знак беды / / В.В.Быков.- Москва: Эксмо, 2011.-765с.

Борис Львович Васильев


1.  Васильев, Б.Л. А зори здесь тихие: повесть / Б.Л. Васильев.- Москва: ОНИКС, 2005.- 320с.

2.  Васильев, Б.Л. Танкисты: повесть // Избранное: в 2 т. Т.2. / Б.Л. Васильев.- Москва: Художественная литература, 1988.- 591с.
3.  Васильев, Б.Л. Не стреляйте в белых лебедей: роман / Б.Л. Васильев.- Москва: б.и.-336с.
4.  Васильев, Б.Л. В списках не значился: роман / Б.Л. Васильев.- Москва: Детская литература, 1986.- 223с.
5.  Васильев, Б.Л. Завтра была война: роман / Б.Л. Васильев.- Москва: АСТ- Пресс, 1994.- 480с.

 

Константин Дмитриевич Воробьев

Константин Дмитриевич Воробьев – русский писатель, принимавший участие в Великой Отечественной войне, один из ярких представителей «лейтенантской прозы», хотя его произведения в советской России задвигались, печатались с купюрами или не публиковались. Так повесть «Это мы, Господи!» увидела свет уже после смерти писателя, спустя более чем 40 лет после того, как была напечатана. В 1994 году писатель был посмертно удостоен премии им. Сергея Радонежского, а в 2001 году премии им. Александра Солженицына.
Константин Воробьев оказался на фронте в октябре 1941 года в разгар немецкого наступления на столицу, когда в котлах переваривались целые дивизии Красной Армии, части гибли практически в полном составе, многие попадали в плен, который в СССР приравнивался к измене Родине. Позднее эту обстановку до мельчайших деталей писатель воспроизведет в своем самом известном произведении, повести «Убиты под Москвой». В данной повести писатель не утаил одного из главных предметов той эпохи – безотчетного страха не перед врагом, а перед другом. Это видно даже по такой детали из повести: никто из роты кремлевских курсантов не решался взять листовку, что были сброшены с немецкого самолета. Глядя на это, капитан Рюмин задавался вопросом: «кого они боятся, меня или друг друга?». Этот же мотив проходит и во время встречи капитана Рюмина с командиром отряда НКВД, образ которого отражается в одной единственной характеристике – «щупающей душу усмешке». Кажется, что ни в одном из советских произведений о войне не было показано ее оборотной стороны так, как это было свойственно всем произведениям Воробьева.
В декабре 1941 года под Клином лейтенант Константин Воробьев контуженым попадает в плен к немцам, после чего долгое время до 1943 года содержится в различных концентрационных лагерях, откуда он дважды бежал. В 1943-1944 годах, бежав из лагеря, расположенного на территории Литвы, он возглавляет партизанский отряд, сформированный из бывших военнопленных. За свое участие в партизанском движении писатель был награжден медалью «Партизану Отечественной войны» 1-й степени. Во время своего нахождения в литовском подполье он написал свое первое большое произведение – автобиографическую повесть «Это мы, Господи!», которая была посвящена времени проведенному в плену. В 1946 году уже после войны он передал данную рукопись в журнал «Новый мир», но тогда публикация ее не состоялась, да, скорее всего, это было просто невозможно, так как данная повесть шла вразрез с тем, что тогда публиковалось о войне. Лишь в 1986 году, спустя 40 лет, данная повесть была обнаружена в архивах «Нового мира». Обнаружила ее Ирина Соколова аспирантка Ленинградского Государственного педагогического института. Повесть была напечатана в том же году в журнале «Наш современник». Повести «Крик» и «Убиты под Москвой» относятся к тем, которые критики привыкли называть «лейтенантской прозой». В них писатель рассказывал о том, чему сам стал свидетелем во время ожесточенных боев под Москвой в конце 1941 года.
1.  Воробьев, К.Д. Убиты под Москвой: повести / К.Д. Воробьев .- Москва: Вече, 2010.- 288с.
2.  Воробьев, К.Д. Одним дыханием. Это мы, господи. Крик: повести // Собрание сочинений в 3т. Т.1 / К.Д. Воробьев .- Москва: Современник, 1991.- 480с.

Виктор Александрович Курочкин

Война застала его в северной столице, где во время блокады он работал на заводе, выпускавшем зенитные снаряды. Мать и сестра будущего писателя успели эвакуироваться к родственникам в Ярославль, отец и тетка, у которой Курочкины жили, умерли от голода в 1942. Парень остался один, а весной 1942 в крайне истощенном состоянии чудом был эвакуирован в Ярославль через Ладогу. Вылечившись от дистрофии, летом был призван в армию и направлен в танковое училище, а уже в июне 1943 лейтенант Курочкин стал командиром танкового экипажа. Участник Курской битвы, затем он форсировал Днепр, освобождал Киев и Львов, в 1945 был тяжело ранен при форсировании Одера.
«На войне как на войне» – лирическая трагикомедия по жанру и самая известная вещь Курочкина – во многом, конечно же, благодаря ее одноименной экранизации. Так, как жили и отдавали жизни герои повести «На войне как на войне» – лирической комедии, лишь в эпилоге обретающей трагические ноты. Эта вещь – один из ярчайших образцов так называемой «лейтенантской прозы». Окопов тут, правда, не роют, но танки, точнее самоходки, окапывают и маскируют. И жизнь танкиста-самоходчика, как и жизнь всякого солдата, состоит из тяжелого труда, перекуров, заботе о хлебе насущном да фронтовой дружбы. Ну и еще из уставных и неуставных отношений между рядовыми, старшинами да младшими лейтенантами, которые зачастую и по возрасту своим солдатам в сыновья годятся, и по опыту – воробьи необстрелянные.
1.Курочкин, В.А. На войне как на войне: роман / В.А. Курочкин.- Москва: Вече, 2013.- 317с.
2. Курочкин, В.А.  Железный дождь. Заколоченный дом: повести и рассказы  / В.А. Курочкин.- Москва: Художественная литература, 1980.- 320с.

Виктор Платонович Некрасов

На войну с гитлеровской Германией Виктор Некрасов попал в августе 1941 года. Как человека со строительным образованием, его отправили в инженерные войска. Бывший архитектор стал сначала полковым инженером, а затем командовал саперным батальоном. Принимал участие в боях под Сталинградом, на Украине в Польше. В годы войны два раза был ранен. Кульминацию мировой бойни он встретил на Волге, в окопах Сталинграда он провел все 200 кошмарных дней натиска и обороны. Воспоминания об этих днях и сражении за город позднее лягут в основу самой известной книги писателя. В начале 1945 года в звании капитана Некрасов был демобилизован из армии по инвалидности после ранения. В годы войны Некрасов вступил в коммунистическую партию (исключен из КПСС в 1973 году). Награжден боевыми орденами и медалями: орденом «Красной Звезды», медалями «За отвагу» и «За оборону Сталинграда».
Вчерашний капитан Красной Армии, раненный в бою под Варшавой и демобилизовавшийся из армии в начале 1945 года, вернувшись в родной Киев, устроился на работу в местную газету «Советское искусство», где проработал до 1947 года. Здесь же в Киеве Виктор Некрасов практически с ходу написал свою самую знаменитую повесть, бывший архитектор и актер сделал это без всякой подготовки. Данное художественное произведение оказалось написано таким новым и свежим языком и так честно, что дебют начинающего писателя уже в 1946 году был опубликован в именитом московском военном журнале «Знамя».
Этим художественным произведением стала повесть «В окопах Сталинграда». Она была посвящена изнурительной, окопной, а не фанфарной войне, рассказывала читателю о войне, как о разновидности очень тяжелой работы и была написана в очень хмурой, практически документальной форме. Данная повесть принесла Виктору Некрасову подлинную славу и популярность. Книга была переиздана тиражом в несколько миллионов экземпляров и переведена на 36 языков мира. За повесть «В окопах Сталинграда», после ее прочтения Иосифом Сталиным, писатель в 1947 году был удостоен Сталинской премии 2-й степени. Позднее по мотивам данного художественного произведения был снят кинофильм «Солдаты», который был отмечен премией Всесоюзного кинофестиваля. Одну из своих первых больших ролей в кино в этом фильме сыграл Иннокентий Смоктуновский. Однако «охранная грамота» Сталинской премии не распространилась на дальнейшее творчество писателя. То, что Виктор Некрасов писал потом, как правило, подвергалось критике руководящих идеологических служб СССР. Так в частности произошло с повестью «В родном городе» (1954 год), которая рассказывала о драматической судьбе бывших фронтовиков, которые по возвращении в долгожданную мирную жизнь столкнулись с трудностями разрухи, разорения, непробиваемого партийно-бюрократического бездушия. И все-таки его книги пережили его самого, оставив заметный след в русской литературе. Безусловно, его главной книгой стала первая же его повесть «В окопах Сталинграда». Которая стала самым высоким художественным достижением писателя. Позднее он написал несколько очень сильных рассказов о Великой Отечественной войне, к примеру «Судак» (1958 год) или «Вторая ночь» (1960 год). Данные произведения можно поставить в один ряд с его первой повестью, но не над ней. Книга «В окопах Сталинграда» стала первой в отечественной литературе, которая была не о войне, а изнутри войны. Это было повествование не наблюдателя, а непосредственного участника, который находился на переднем крае сражения. Данная повесть как будто возвращала всем «окопникам» их незаживающее прошлое, которое было перечеркнуто массово тиражируемыми и официально признанными фанфарными, парадными сочинениями.
Повесть «В окопах Сталинграда» стала той книгой, которая определила целое направление в отечественной литературе и военной прозе. Именно под влиянием данной повести на рубеже 1950-1960-х годов заявила о себе литература фронтового поколения, которую затем назвали «лейтенантской прозой». У истоков этого пласта российской литературы и находилась повесть Некрасова, которая служила ориентиром и была общепризнанным лидером, о чем говорили многие «военные» литераторы, в частности Василь Быков и Григорий Бакланов. Позднее писатели фронтового поколения так описывали роль повести Виктора Некрасова в их сложившейся творческой судьбе: «Все мы вышли из некрасовских «окопов».
1.Некрасов, В.П. В окопах Сталинграда: повесть / В.П.Некрасов.- Москва: Эксмо, 2007.- 512с.
2. Некрасов, В.П. В самых адских котлах побывал…В родном городе: повести и рассказы / В.П.Некрасов.- Москва:  Молодая гвардия, 1991.- 446с.

Булат Шалович Окуджава

Наверное, всем известно, что Булат Окуджава прошел Великую Отечественную войну. Только мало кто знает, что попал он на фронт не по повестке, а по собственному желанию, причем еще девятиклассником! «Мы, пацаны, боялись, что через две недели русские войдут в Берлин и без нас!» — рассказывал поэт. В 1942-м в тбилисском военкомате ему полгода отказывали из-за возраста, пока, наконец, не распределили на Закавказский фронт. Себя и своих сверстников Окуджава называл «очень смешными солдатами». Позже, в 1960-х, он написал автобиографическую повесть «Будь здоров, школяр» — историю о таких же, как он, мальчишках, ушедших на фронт. По легенде, ее название произошло от слов капитана, отправлявшего юных добровольцев по домам. Повесть стала основой для художественного фильма «Женя, Женечка и „Катюша“», где сам Окуджава исполнил эпизодическую роль (конечно, с песней).
Про свою фронтовую биографию Окуджава говорил, что она составляла всего-то полтора месяца и ничего героического в ней не было. Однако военной жизни юный Булат насмотрелся с лихвой, и впечатления были настолько сильными, что именно там он начал писать свои первые серьезные стихи. Впервые они были напечатаны в гарнизонной газете Закавказского фронта. Позже у этих стихотворений появилась музыка.
«Это были в основном грустные песни. Ну, потому что, я вам скажу, ничего веселого в войне нет», — вспоминал Окуджава. Именно ему удалось выразить те чувства, которые испытывало большинство людей послевоенной эпохи, увидеть войну глазами рядового солдата, рассказать о потерях, которые понесла каждая семья.
1.Окуджава, Б.Ш. Будь здоров, школяр: повесть / Б.Ш. Окуджава.- Москва: Современник, 1989.- 413с.
2. Окуджава, Б.Ш. Песни. Стихи. / Б.Ш. Окуджава.- Москва: Эксмо, 2008.- 480с.

Константин Михайлович Симонов

Даже если бы Константин Симонов написал только своё знаменитое стихотворение «Жди меня» или не менее известное «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины», он бы уже остался в советской и русской литературе. А ведь был ещё и пронзительный по силе воздействия роман «Живые и мёртвые», множество других произведений. На войне Симонов видел многое, прошёл фронтовыми корреспондентскими дорогами по полям сражений, но первое своё серьёзное боевое и журналистское крещение он получил на Буйничком поле, когда на подступах к Могилёву его защитники в неравном сражении приостановили рвущиеся на восток фашистские бронетанковые колонны группы армий «Центр». В разгар этих боёв в служебную командировку в расположение войск прибыл и Константин Симонов. Здесь он повстречал героя обороны Могилёва, командира 388-го полка полковника Семена Федоровича Кутепова. Кутепов советовал Симонову уехать, потому что бои должны были лишь усилиться, но писатель, прекрасно понимая, что происходит, упросил оставить его. На позиции Кутепова двинулся танковый кулак из 70 бронированных машин. В результате тяжелейшего 14-часового боя было уничтожено 39 фашистских танков. Не подбито, а именно уничтожено – эти танки уже не подлежали восстановлению. Не сумев преодолеть оборону полка Кутепова, немцы обошли Могилёв и двинулись в сторону Москвы. Был взят Смоленск, а Могилёв продолжал сражаться…
Выбравшийся из этой мясорубки Симонов, поражённый увиденным, пишет очерк «Горячий день», и уже 20 июля «Известия» вышли с этим материалом и фотографией-панорамой десятков дымящихся, обугленных фашистских танков. Снимки сделал фотокорреспондент Павел Трошкин, которому не суждено было дожить до Победы.
Этот материал вызвал огромный общественный резонанс – толпы москвичей собирались у стендов с расклеенной газетой и взволнованно комментировали увиденное. То же происходило и во многих других городах. Миф о непобедимости фашистов стал таять.
Полковник Кутепов стал прообразом генерала Серпилина из романа «Живые и мёртвые». Много говорится о тех событиях и в дневнике писателя «Разные дни войны». «Я не был солдатом, был всего только корреспондентом, однако у меня есть кусочек земли, который мне век не забыть, – поле под Могилевом, где я впервые в июле 1941 года видел, как наши в течение одного дня подбили и сожгли 39 немецких танков…», – писал позже Константин Симонов.
1.Симонов, К.М. Живые и мертвые: роман: в 3 кн. Кн.1-3./ К.М.Симонов.- Москва: Русская книга, 1994.- 480с.
2. Симонов, К.М. Жди меня / К.М. Симонов.- Москва: Эксмо, 2005.- 352с.
2. Симонов, К.М. Товарищи по оружию: роман / К.М. Симонов.- Москва: Правда, 1987.- 448с.

Александр Трифонович Твардовский

С первых дней Великой Отечественной Твардовский был на фронте. В конце июня 1941 он прибыл в Киев для работы в редакции газеты «Красная Армия». А в конце сентября поэт по его собственным словам «едва выбрался из окружения». Дальнейшие вехи горького пути: Миргород, затем Харьков, Валуйки и Воронеж. В это же время в его семье случилось прибавление — Мария Илларионовна родила дочь Олю, а вскоре вся семья литератора отправилась в эвакуацию в город Чистополь. Твардовский часто писал супруге, сообщая ей о редакционных буднях: «Я довольно много работаю. Лозунги, стихи, юмор, очерки… Если опустить дни, когда я в поездках, то на каждый день находится материал». Однако со временем редакционная текучка стала тревожить поэта, его влек к себе «большой стиль» и серьезная литература. Уже весной 1942 Твардовский принял решение: «Плохих стихов больше писать не буду… Война идет всерьез, и поэзия обязана быть всерьез…».
В начале лета 1942 Александр Трифонович получил новое назначение — в газету «Красноармейская правда» на Западном фронте. Редакция располагалась в сотне километров от Москвы, в нынешнем Обнинске. Отсюда начался его путь на запад. И именно здесь Твардовского посетила великолепная мысль — возвратиться к задуманной по окончании советско-финской войны поэме «Василий Теркин». Разумеется, теперь темой стала Отечественная война. Существенные изменения претерпел и образ главного героя — явно фольклорный персонаж, бравший неприятеля на штык, «как снопы на вилы», превратился в обыкновенного парня. Жанровое обозначение «поэма» также являлось весьма условным. Сам поэт говорил, что его повествование о русском солдате не подходит ни под одно жанровое определение, а потому он решил назвать его просто «Книгой про бойца». Вместе с тем, замечено, что в структурном отношении «Теркин» восходит к произведениям боготворимого Твардовским Пушкина, а именно к «Евгению Онегину», представляя собой набор частных эпизодов, которые, наподобие мозаики, складываются в эпическую панораму великой войны. Написана поэма в ритмике частушки, и в этом значении она как будто естественным образом вырастает из толщи народного языка, превращаясь из «художественного произведения», сочиненного конкретным автором, в «самооткровение жизни». Именно так это произведение и восприняли в солдатской массе, где первые же опубликованные главы «Василия Теркина» (в августе 1942) приобрели огромнейшую популярность.
1.Твардовский, А.Т. Василий Теркин: книга про бойца: стихи, поэмы / А.Т.Твардовский // Москва: РАГС,2005.-240с.
2. Твардовский, А.Т. За далью даль: поэма // А.Т.Твардовский.- Москва: Советский писатель,1961.-200с.
3. Твардовский, А.Т.Дом у дороги: поэма// А.Т.Твардовский.- Москва: Советский писатель,1961.-188с.

This entry was posted in Библиотека рекомендует, Новости. Bookmark the permalink.

Comments are closed.

43 / 0,496 / 15.31mb