Петр Александрович Румянцев-Задунайский (прапрадедушка княгини по отцовской линии)

На долю Румянцева-Задунайского Петра Александровича выпала одна из труднейших задач — в условиях засилья в русской армии чужеземцев и поклонников западноевропейской военной доктрины, упорно бороться за возрождение и развитие в России передовых взглядов Петра Великого на военное дело. Петр Александрович Румянцев («Русский Велисарий») стал первым в России великим военачальником и администратором в одном лице.
Сын сподвижника Петра I А.И. Румянцева в детстве был записан в гвардию, в 1740 г. произведен в офицеры и во время русско-шведской войны 1741-1743 гг. находился в действующей армии при своем отце. Привез в Петербург текст абосского мирного договора 1743 г., за что получил звание полковника и был назначен командиром пехотного полка. В ходе семилетней войны успешно командовал бригадой под Гросс-Егерсдорфом (1757) и дивизией в Кунерсдорфском сражении. Командуя корпусом, руководил осадой и взятием крепости Кольберг (1761).
Деятельность Румянцева как полководца в значительной мере определила развитие русского военного искусства во 2-й пол. XVIII — нач. XIX вв. В европейских странах во второй половине XVIII в. продолжала господствовать так называемая кордонная стратегия при линейной тактике войск. Это означало, что полководцы распределяли войска кордонами (заграждениями) равномерно по всей линии фронта. Войска маневрировали, война шла на истощение сил противника. Основными пунктами обороны при этом считались крепости. На поле боя армии строились в две линии, каждая из которых имела три шеренги: в центре — пехота, по бокам — конница, а между ними — артиллерия. Крупных резервов, полков, находящихся в запасе, не оставляли, так как считалось, что их ввод в бой нарушит построение и будет мешать линиям передвигаться. Кордонная стратегия родилась в Германии, и знаменитая прусская армия Фридриха II Великого ее придерживалась.
Неотъемлемой частью этой стратегии, да и всей прусской военной школы была строгая дисциплина солдат. Войска в буквальном смысле дрессировали, добиваясь железного исполнения генеральских приказов офицерами, офицерских — солдатами. Частная инициатива офицеров, а тем более рядовых, воспринималась проступком, за который следует наказывать. «Солдат должен бояться палки капрала больше, чем неприятеля», — эта формула просвещенного короля Фридриха II ясно показывает, на что делался упор при обучении и воспитании войск.
При Петре III, страстном поклоннике Фридриха II, в России пытались устроить русскую армию по прусским принципам, которые во многом расходились с заложенными Петром I основами русской регулярной армии. Победы русской армии в Семилетней войне вызывали скептическое отношение российских военных к прусской военной школе.
Генерал П.А. Румянцев начал отказываться от кордонной доктрины и линейной тактики. Он первым стал собирать войска в ударную группу на решающем участке фронта. В полевом управлении войск Румянцев проводил разумную децентрализацию, доверяя командирам самостоятельно принимать решения, поощряя частную инициативу офицеров и солдат в достижении победы над неприятелем. Взгляды Румянцева разделяло большинство видных российских военных: Орлов, Потемкин и, конечно, Суворов.
Эта стратегия дала блестящие результаты в ходе русско-турецкой войны 1768-1774 гг. Русская армия под командованием Румянцева (до 38 тыс. человек) в июне 1770 г. нанесла поражение туркам (70 тыс. человек) у Рябой Могилы. А затем, одержала блестящую победу у места впадения Ларги в Прут. Противники России оставили на поле брани около 1000 человек убитыми, в то время как русские потери составили 29 человек.
Однако самую крупную победу Румянцев одержал у р. Кагул. Имея всего 27 тыс. солдат и 118 пушек он наголову разбил 150-тысячную турецкую армию с 150 орудиями. Успех русской армии объяснялся тем, что Румянцев проигнорировал правила линейного построения. Он выдвинул главные силы к месту сражения несколькими колоннами под прикрытием передовых отрядов. Это позволило нанести по туркам удар такой силы, которого они не ожидали. Для отражения возможного нападения турецкой конницы русские построились в особый боевой порядок — дивизионное каре (прямоугольное построение пехоты, по его углам была установлена артиллерия, а внутри находилась кавалерия).
За эти победы генерал Румянцев был награжден орденом Святого Георгия 1-й степени и произведен в фельдмаршалы. Позднее, за действия на р. Дунай, он был удостоен титула графа Задунайского.

This entry was posted in Верхнее меню. Bookmark the permalink.

Comments are closed.

43 / 0,248 / 15.32mb