20 лет избирательной системе Российской Федерации


2013 год -  юбилейный для Российской избирательной системы. Именно 20 лет назад, в декабре 1993 года, была принята Конституция, заложившая основные подходы в определении и развитии избирательной системы. На протяжении этих лет избирательное законодательство постоянно менялось, и на сегодняшний день продолжается его совершенствование.

Однако институт выборов в нашей стране появился отнюдь не на пустом месте, ибо демократические процессы, потребность населения участвовать в жизни государства зародились ещё в эпоху царизма. Это и земская реформа Александра II, благодаря которой в Российской империи в 60-х годах XIX века появились первые всесословные выборные органы местного самоуправления – земские учреждения, созданные для решения хозяйственных проблем. Это и учреждение в 1906 году Николаем II Государственной думы, которая избиралась для предварительной разработки и обсуждения законов, а также рассмотрения росписи государственных доходов и расходов.

Безусловно, самым знаковым историческим событием являлись первые в Российской империи «большие» выборы – выборы депутатов Государственной думы 1-го созыва. И хотя с высоты сегодняшних дней это мероприятие сложно назвать выборами, поскольку они были не всеобщие, не равные и непрямые, но первое избирательное законодательство и сформировавшиеся в тот период выборные практики положили начало новой эпохе. При этом многие значимые события тех времён перекликаются с событиями нынешних выборных процессов. И некоторые избирательные нормы и хитрости, использовавшиеся на выборах в Российской империи, с успехом применяются и сегодня.

И фактически, и юридически современный период развития избирательного права начался 12 декабря 1993 г. в результате принятия на референдуме новой Конституции РФ, установившей, в том числе основные начала избирательного права, а также избрания по новым правилам палат Федерального Собрания – Государственной Думы и Совета Федерации. Поскольку в результате разгона Верховного Совета Президентом необходимая законодательная база для проведения референдума и выборов отсутствовала, то они проводились на основе положений, утверждённых указами Президента РФ.
Вскоре после принятия Конституции был принят Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» от 6 декабря 1994 года N 56-ФЗ. Этот закон стал первой попыткой систематизировать избирательное законодательство в истории новой России.
На «смену» ему был принят Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 19 сентября 1997 года N 124-ФЗ. Этот закон впервые объединил нормы, устанавливающие основы регламентации выборов и референдума.
12 июня 2002 г. был принят действующий Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» № 67-ФЗ. В последний также неоднократно вносились изменения и дополнения.
В числе причин столь частого и радикального обновления избирательного законодательства были нестабильность политической системы России того периода, попытка бороться с «чёрными» избирательными технологиями путём подробной законодательной регламентации избирательных процедур и др.
Эволюция наблюдалась и в регулировании отдельных видов выборов. В 90-е гг. были приняты два федеральных закона с названиями «О выборах Президента Российской Федерации» — в 1995 и 1999 г. Действующий Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» был принят в 2003 г.
Что касается выборов в Государственную Думу РФ, то законы с соответствующими названиями принимались в 1995, 1999 и 2002 г. (то есть чуть ли не к каждой новой избирательной компании). Действующий Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» был принят в 2005 г.
В настоящее время Президентом РФ Владимиром Путиным внесен проект закона, возвращающего смешанную систему на выборах в Госдуму.  Судя по тексту проекта, депутатов Государственной Думы будут выбирать так же, как выбирали до 2003 года. 225 мандатов разыграют между собой партии, выдвинувшие списки кандидатов. Партия, набравшая 5% и более, получит право создать фракцию в Госдуме. Остальные депутаты будут избраны в 225 избирательных округах, на которые еще предстоит поделить территорию страны. Одномандатником может быть как член партии, так и беспартийный россиянин.
В целом избирательное законодательство в Российской Федерации постепенно совершенствовалось, но одновременно и усложнялось, что находится в рамках общемировых тенденций.

This entry was posted in Избирателям. Bookmark the permalink.

Comments are closed.

39 / 0,507 / 28.9mb