РАЗВЕНЧАННЫЙ МИФ

Много еще мифов в нашей русской истории, в том числе и в истории нашего края, входившего когда-то в Стародубье и относившегося к Черниговской губернии. Их развенчивают историки и краеведы после изучения документов архивов. Эти мифы передаются из уст в уста, проникают в литературу и бытуют в нашей жизни. Развенчиванием их занимается Борис Михайлович Петров –  краевед, ученый, уроженец города Клинцы, проживающий ныне в Москве, член Русского Географического Общества Академии Наук России. Он как- то сказал на страницах сборника « Дети славянского поля» в 2006 году, что «…Наша Родина начинается не со «скамьи у ворот» и не с родной осины, которая растет где-то в поле, а с постижения прошлого родного края, которое велико, интересно и сложно…». Он говорил, что мифы возникали не только в Советское время, но и до Октября в Российской империи.

Один из таких мифов-легенд – это тот, что до прихода в Стародубье старообрядцев в конце 17- го века, а может быть и раньше, наш край был безлюден, что его заселяли пришлые- беглые  староверы, которые здесь основали 19 слобод. Да, в Зыбковском (Новозыбковском с 1809 года) крае жило не так уж и много людей, но были уже и небольшие населенные пункты – села и деревни. Смутное время конца 16- начала 17вв. намного уменьшило их количество – оно сократило население на треть, да еще из Стародубья народ убегал в Московские владения за Десну, но все равно народ в сельской местности жил и трудился. Были населенные пункты и наш край не казался таким диким и необжитым, как об этом говорил в поэме «Сказание о Василии Клинцове» поэт-краевед из Великой Топали Иван Посканнный: «Нехожены, неезжены

Никем вы целый век

И лишь зверьем заслежены

И ручейков, и рек…».

Народ продолжал жить и трудиться в нашем крае еще с языческих, дохристианских времен, когда в нем жили племена радимичей. Они располагались от реки Снов, где ныне село Сновское, а прежде Рыловичи-Яриловичи и до города Трубчевска. Об этом « говорят» археологические исследования Самоквасова Д.Я…. Да, наш край – это исконная земля радимичей со своими обрядами, бытом и языческими верованиями, которые закрепились в топонимике – названии местностей, урочищ, рек и т.д…. «Это край труднопроходимый, заболоченных лесов, ландшафта, наименее включенный в хозяйственный оборот, как бы законсервировавшийся в своей архаичности…»- отмечал Б.М.Петров. Территория с населенными пунктами, а они были уже до конца 17 века, тогда принадлежали к волостям, станам и благочиниям. Их ниже я и назову.

Село Верещаки известно с 1499 года, а может быть и ранее. Об этом «говорят» древние находки эпохи верхнего палеолита – каменного века в урочище Литвин Стан и Троян( Тростянка). Они хранятся в школьном музее. Вероятно, жили общиной радимичи примерно в 8-9 вв. нашей эры. Новоместцы участвовали в осаде города Стародуба в начале 12 века, которую предпринял Владимир Мономах со своим войском, о чем «говорят» находки монет тех времен в урочище «Пенек». Там человек проживал с давних времен. Это селение – Засуха поселили казаки у рукава реки Ипуть, но вскоре « оказалось, что это место во время весеннего половодья надолго оказывается отрезанным и они переселились в новое место..» – так возникло селение Новое Место, но это было намного позже, чем 12 век. У реки Очеса, где возникла слобода Свяцкая( село Святск), у криницы был мужской монастырь, где в 70-е годы 14 века готовилось воинство для борьбы с монголо-татарами. Сохранилось место «Монастырщина». Только в 1713 году монахи Киево-Печерской Лавры основали слободу Святскую. Об этом говорил писатель, уроженец села Святск Анатолий Павлович Воробьев. С конца 14-го века и село Старый Вышков. До конца 17 века там находилась таможня. Деревня Халеевичи уже была с 1490 года. Рыловичи – село  Яриловичи от имени Бога Ярилы, а не оттого, что какой-то чудак рыл местность в поисках кладов, известны с 1560 года. Уже в 1495 году в Старых Бобовичах на кладбище стояла деревянная церковь, а потом уже в 1560 году у реки Булдынка возникли Новые Бововичи, которые вместе со Старыми принадлежали Лавре. Бобовичи связаны с языческими временами, о чем еще в начале 17 века оставались следы прежних неведомых жителей края – «синцов», то есть вымерших. В окрестностях Каташина, где река Каташинка впадала в реку Сдвига-Семигорка в урочище Ельчаково, в местечке Уголщина в 16 веке уже работали бригады угольщиков в лесах, где заготавливали для нужд государства древесный уголь. Только в 1690- 1692гг. возник здесь мужской монастырь-Семигорская Николаевская обитель, а в 1701-1702гг. возникло село Каташин. Примерно в 1550 году возникли Катичи, до 1912 года бывшие деревней, а до 1787 года принадлежавшие Каташинскому монастырю. Поселение возникло возле реки Ипуть, которая была судоходной. Оно по легенде названо от «Кат»- палач, разбойник, а по науке – от реки, которая в том месте «катится, течет, вихляет, петляет и не надо бояться, что сядешь на мель». Возможно, «…по Ипути наши предки ходили на ладьях однодревках, изготовленных в Полесье в умопомрачительно далекие походы: в Закавказье, в Италию и даже выходили в океан через Гиблартар…». Белый Колодезь известен с 1673 года и « поселен на вольном месте». Синий Колодезь – с 1660 года известен как казацкое поселение,

ставшее в конце 17-го века старообрядческим, как и соседний Белый Колодезь. Внуковичи(Унуковичи) поселены в первой половине 17-го века при протоке Короле, как и слобода Деменка при речке Деменке, а Старый Кривей, при реке Кривуше-притоке Сновки. Однако, найденный на торфянике каменный топор из древних времен свидетельствует о более ранней жизни людей в этом месте, как и сохранившиеся курганы и городища в нашем крае « говорят» о том, что он не был безлюдным и пустынным в составе Черниговщины. Северский край – Стародубье, обезлюдело в результате одной из волн опустошения, связанного с монголо-татарским нашествием на Русь в 13 веке. А потом в течение 400 последующих лет в нем было около 200 различных войн и междоусобиц. Как тут не обезлюдеть краю? Население городов и селений было перебито или уведено в плен, а уцелевшие, переселились на север. Со временем церковь стала приобретать эти земли, а преуспела в том Киево-Печерская Лавра.

На чем основывались историки и краеведы, кто говорил о нашем крае, как о безлюдном, пустынном до заселения его в конце 17- начале 18 вв.? Может быть, на том, что до того времени Стародубье прошло два этапа опустошения. Первый – монголо-татарский, когда он был подчинен завоевателям, а второй – смутно- польско-военный , когда после Смутного времени в конце 16- начале 17вв. и голодных лет в Русском государстве началась польская интервенция. Но Стародубский край возродился. Мы знаем, что у рек и ручьев селились люди – пришлые, беглые. Они основывали мелкие производства – мануфактуры: рудни, в которых производилось сыродутное железо, гуты, где производилось стекло и буды – производство поташа. В поселениях люди занимались хлебопашеством, скотоводством, рыболовством, охотой, бортничеством, кузнечным делом, гончарным производством, ткачеством и прядением, вышивкой, изготовлением красного кирпича в Цегельнях и другими ремеслами и промыслами. Все это и другое требовало рабочих рук – трудовых мозолей, не говоря уже о том, как в ходе развития слободы превращались в села, деревни и города, известные в Стародубье, как Новозыбков, Клинцы, Климово и Злынка, в которых постепенно нашло развитие фабричное и заводское производства. Новозыбков стал спичечным центром, а Клинцы – «Манчестером Черниговщины», то есть центром ткацкого производства.

Еще одна волна опустошения произошла в 20 веке в результате двух Мировых войн, а особенно Великой Отечественной 1941-1945гг.. То было немецко-фашистское опустошение, которое перешло в демографическое – мирное, когда последствия войны стали ощущаться сильно в убыли населения края, а еще и в стирании с лица земли сел, деревень, поселков и хуторов. Посмотрите на сельскую местность и задумайтесь о том, что в ней происходило во второй половине 20 века и что происходит ныне?

Что стало с некогда цветущими селами и деревнями? Сколько их исчезло и продолжает исчезать? Продолжается обезлюдивание населенных пунктов не только Брянщины, но и России в целом. Во что они превратились и превращаются? В комариные парки, в местность, поросшую деревьями, кустарниками и сорняками, где еще виднеются фундаменты строений. Они превращаются, как село Святск в « села-призраки». Идет забвение того, что было прежде. Пройдет еще какое-то время, и жизнь в нашем крае будет продолжаться лишь в городах. Об этом людская боль и тревога. Забываются и забудутся исчезнувшие   населенные пункты, как и память о них, о тех названиях местечек, урочищ, ручьев, рек и т.д., как исчезли многие обряды и традиции народа, как исчезли многие ремесла и промыслы народа. Живущим молодым людям нужно собирать былое и сохранять историческую память для будущих поколений, для чего необходимо составить карту Памяти с топонимическими названиями. Этим необходимо заняться ученикам школ и студентам учебных заведений под руководством педагогов пока еще не поздно, чтобы о нашем времени не судили как о далеком прошлом, как о вымерших мамонтах и динозаврах, как о древнем человеке… Надо понять нам, что для будущего необходимо, как говорила Климовский краевед Татьяна Михайловна Полетаева «…Вести поисково-исследовательскую работы, изучать историю родного края, открывать новые неизвестные страницы седой старины, что может быть благороднее и интереснее», чем повседневная хозяйственная и бытовая жизнь без мыслей о будущем!

историк-краевед  Виктор Злобов

This entry was posted in Верхнее меню. Bookmark the permalink.

Comments are closed.

45 / 0,253 / 15.15mb