«Читайте лучшее»

БИОГРАФИЯ

Катаев, стержневая фигура южнорусской прозы, нынче подзабыт, и его творческим наследием мало интересуются современники. А ведь  именно Валентин Петрович первым проторил дорогу из Одессы в Москву, а уже затем его примеру последовали брат Евгений Петров, Илья Ильф, Юрий Олеша, Лев Славин и Эдуард Багрицкий.

Определить место Катаева в истории российской словесности не просто. Художественные достоинства его прозы, несомненно, позволяют считать Катаева одним из крупнейших писателей XX века. Вместе с тем постоянная двойственность его политической и жизненной позиции, отчасти  заслоняют сделанное им в литературе. О себе Катаев рассказал достаточно подробно во многих своих произведениях. Он родился в Одессе в семье учителя. Отец воспитывал двух сыновей вместе со своей сестрой, поскольку его жена рано умерла. Смерть матери, пережитая в пятилетнем возрасте, отразилась в памяти Катаева как величайшая трагедия. Основное внимание в семье уделялось его младшему брату, будущему писателю Е. Петрову (писать под одной фамилией братья не стали). Как известно, Евгений стал соавтором И. Ильфа, вместе с которым они создали фактически лучшие советские сатирические романы — «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок».

Первое свое стихотворение «Осень» Катаев опубликовал в 1910 году в газете «Одесский вестник», будучи учеником Одесской гимназии. Во время Первой мировой войны он ушел вольноопределяющимся на фронт, был дважды ранен, отравлен газами. Тогда же Катаев впервые выступил как журналист с корреспонденциями и очерками о жизни и быте солдат.

В 1919 году Катаев недолгое время участвовал в гражданской войне в частях Красной Армии. Впечатления об этом времени он отразил в автобиографической повести «Записки о гражданской войне» (1924). Вернувшись в Одессу, Катаев начиная с 1919 года заведовал Окнами сатиры в Одесском РОСТА (Российском телеграфном агентстве), а затем в ЮгРОСТА в Харькове.

Особое влияние на формирование его стилевой манеры оказал Бунин, тогда живший в Одессе. Под влиянием знаменитого прозаика Катаев начал уделять больше внимания детали, метафоре, его описания стали отличаться особой зрительностью.

С 1922 года Катаев живет в Москве. Он выступает как журналист, писатель-сатирик. С 1923 года становится постоянным сотрудником газеты «Гудок», которая была своеобразной школой мастерства для М. Булгакова, И. Ильфа и Ю. Олеши. В это же время Катаев окончательно перешел от поэзии к рассказам, хотя писал стихи всю оставшуюся жизнь. Он проявил себя в рассказах как писатель острой социальной проблематики, который умело строит занимательный сюжет, искусно использует юмор. Как и многие авторы тех лет, Катаев отдал дань экспериментам в области формы, создав рассказы «Сэр Генри и черт» (1920) и «Железное кольцо». Любопытен и его опыт в создании комедии: пьеса «Квадратура круга» (1928), построенная по принципу «комедии положений», обошла театры многих стран. Параллельно Катаев шел от насмешливого обыгрывания анекдотических случаев (сборники рассказов «Бородатый малютка», 1924; «Самое смешное», 1927) к обличительному пафосу развенчания культа наживы и «красивой» жизни. Первый значительный успех принесла писателю повесть «Растратчики» (1926 ). Это фантасмагорическая история бухгалтера Прохорова и кассира Ванечки, которые, соря казенными деньгами, колесят по России в поисках красивой жизни. Действие происходит в период НЭПа, и перед персонажами предстает безотрадная картина убогого советского быта и наглого нэпманства. Повесть была переведена за рубежом, стала бестселлером в США.

Остротой социальной и психологической сатиры, направленной против обывательской пошлости и мещанского культа собственности, отмечена комедия «Квадратура круга» (1928). После поездки в Магнитогорск Катаев написал роман-хронику «Время, вперед!» (1932), название которого подсказал ему В. Маяковский. Книга проникнута верой Маяковского в то, что начало первой пятилетки может быть воспринято как заря новой эры. Главные герои романа – инженеры Маргулиес, Загиров, бригадир бетонщиков Саенко – видят смысл своей жизни в труде, опережающем время и преображающем жизнь.

В 1926 году с рассказа «Родион Жуков» Катаев начинает создавать свою знаменитую тетралогию, позже получившую название «Волны Черного моря». Сюда вошли повести «Белеет парус одинокий» (1936), по которой в 1937 году был снят одноименный фильм, «Хуторок в степи» (1956), «Зимний ветер» (1960—1961) и «За власть Советов!», или «Катакомбы» (первый вариант вышел в 1948 году, а второй — в 1951 году).

Повести «Белеет парус одинокий» и «Хуторок в степи» вошли в круг чтения школьников благодаря занимательному сюжету, блестящему воспроизведению психологии ребенка, простому и доступному языку.

Первая повесть целиком построена на впечатлениях детства, хотя ее героя и нельзя назвать автобиографическим персонажем. В ней рассказывается о событиях жизни ребенка и в то же время о революции 1905 года. Здесь впервые проявилась зрительная вещественность прозы Катаева, умение насытить повествование множеством ярких деталей, создать запоминающиеся образы того времени, которое писатель отражает в своем произведении.

Катаев последовательно проводит своего героя через различные ступени социального, нравственного и физического развития. Герой повести возвращается в свое прошлое во время поездки в родные места вместе с внуком.

В начале сороковых годов Катаев начинает публиковать свои сказки. В 1940 году вышли такие его произведения, как «Дудочка и кувшинчик», «Цветик-семицветик» и «Голубок». В 1945 году писатель опубликовал еще две сказки — «Жемчужинка» и «Пень». Это простые истории, в которых ставятся важные философские проблемы — о добре и зле, о гордости, честности, лени. Используя форму диалога и яркие, конкретные ситуации, писатель приходит к очень важным выводам, понятным даже ребенку.

Во время Отечественной войны Катаев был корреспондентом «Правды» и «Красной звезды». Впечатления того времени нашли отражение в его повести «Сын полка» (1945), за которую он в 1946 году получил Сталинскую премию. Героем повести стал мальчик-сирота, которому полк заменил погибших родителей. Новизна в передаче темы войны сказалась в том, что она дается Катаевым через восприятие ребенка. Он не пишет о сражениях, а в спокойной повествовательной манере рассказывает о суровых буднях войны и о трудной судьбе подростка. Повесть стала в один ряд с поэмой К.Симонова «Сын артиллериста», где также была затронута тема «дети на войне».

С конца 60-х годов Катаев выступает как мемуарист. Он рассказывает свою жизнь, восстанавливая прошлые события, поэтому сюжет первых произведений практически совпадает со временем их создания. И лишь потом писатель обращается к своему детству, а затем и к молодости. В 1967 году выходит «Трава забвения», а в 1980—1981 годах — «Разбитая жизнь, или Волшебный рог Оберона» и «Юношеский роман». Широкий резонанс и обильные комментарии вызвал роман «Алмазный мой венец» (1978). В романе Катаев вспоминает о литературной жизни страны 1920-х годов, не называя практически никаких подлинных имён (персонажи укрыты прозрачными «псевдонимами»).

Объясняя свою творческую манеру, Катаев говорил о создании нового стиля, который он называл мовизмом. Своеобразная литературная игра, которую предлагает писатель, выражается в создании произведения, где действие движется единым потоком. Формально оно не разделено на главы, а состоит из небольших фрагментов, каждый из которых практически имеет свою тему. Они даже разделены графически, пробелами. Соединение яркого описания со смысловой емкостью слова, особая зрительность и образность изображаемого, метафорическая точность образов являются отличительными особенностями воспоминаний Катаева.

Особое место в его биографии занимает общественная деятельность. С 1946 по 1954 год он входил в редколлегию журнала «Новый мир». В 1955 году становится основателем, а до 1962 года и главным редактором журнала «Юность», открывшего многих талантливых молодых прозаиков, которые вошли в литературу как «шестидесятники». Среди них были такие известные писатели, как В.Аксенов и А.Гладилин.

Несмотря на то, что Катаев практически находился в оппозиции к общепринятой линии социалистического реализма, поскольку поддержал эксперимент в области формы и ввел в литературу ненормативную лексику, он все-таки продолжал оставаться на партийной точке зрения. В 1958 году Катаев вступил в партию и не только сохранял лояльность партийной позиции, но и поддерживал все официальные решения. Так, он подписал, в частности, письмо против А.Солженицына. Поэтому некоторые писатели, жившие в Переделкино, например В.Каверин, завидев Катаева, переходили на другую сторону улицы, считая его если не предателем, то возможным доносчиком. Они также не могли простить ему участие в травле Б. Пастернака.

Последняя книга Катаева «Сухой Лиман» (1986) почти не была замечена критикой. Это своего рода эпилог его многотомного романа: в последний раз сошлись вместе герои, объединились сюжеты многих книг. Жизнь пропущена сквозь призму далеких воспоминаний в соединении с поэтической фантазией.

Незадолго до смерти сочинитель говорил о своей прозе: она «в прошлом всего материальная, материальная во всем, что описываешь, не приблизительно материальная, не отвлеченно-условная, как у символистов и декадентов, не бледная, немощная, не дающая себе труда достичь до сути вещей проза некоторых не в меру торопливых беллетристов, а как раз материальная. Для меня все, что я вижу, материально, и я сам существую в материальности уже примерно ста лет. Мне нужна подлинность, материя, вещество, а уже после этого, на основе подлинности, возникают некие уродливые фантомы, кошмары, иллюзии и выдумки, потому что  все они ещё существуют в нас и около нас. И не одна только краса мира вещественна»

12 апреля 2013 года на фасаде Одесского аграрного университета (ул. Пантелеймоновская, 13) открыта мемориальная доска братьям Катаевым – Валентину и Евгению (он же Евгений Петров) – именно здесь располагалась 5-я мужская гимназия, в которой учились литераторы.

КНИГИ

1.Катаев, В.П. Собрание сочинений. В 10 Т. / В.П. Катаев.- М.: Худож. лит., 1989.- 607с.: ил.

2.Катаев, В.П. Алмазный мой венец: Повести / В.П. Катаев.- М.: Сов. Писатель, 1981.- 328с.

3.Катаев, В.П. Белеет парус одинокий : Повесть / В.П. Катаев.- М.: Дет. Лит., 1975.- 288с.- ( Шк. Библиотека).

4. Катаев, В.П. Волны Черного моря; Хуторок в степи : Романы / В.П. Катаев.- М.: Дет. Лит., 1976.- 544с.

5.Катаев, В.П. Время, вперед!: Хроника / В.П.Катаев.- М.: Профиздат, 1984.- 304с.

6.Катаев, В.П. Почти дневник / В.П.Катаев.- М.: Сов. Писатель, 1962.- 542с.

7.Катаев, В.П. Разбитая жизнь, или Волшебный рог Оберона/ В.П. Катаев.- М.: Сов. Писатель, 1983.- 495с.

8.Катаев, В.П. Святой колодец; Уже написан Вертер: Романы, повести / В.П.Катаев.- М.: Панорама, 1992.- 384с.

9. Катаев, В.П. Сухой лиман: Повести / В.П.Катаев.- М.: Сов. Писатель. – 1986.- 432с.

10.Катаев, В.П. Сын полка: Повесть / В.П.Катаев.- М.: ДОСААФ, 1976.- 238с.: ил.

11.Катаев, В.П. Юношеский роман / В.П.Катаев.- М.: Сов. Писатель, 1983.- 255с.

ЭКРАНИЗАЦИИ

1.Безумный день. Сцен. В.Катаева. Реж. А.Тутышкин. Комп. Н.Богословский. СССР, 1956.

2.Белеет парус одинокий. Реж. В.Легошин. Комп. М.Раухвергер. СССР, 1937.

3.Волны Чёрного моря. Телефильм. Реж. А.Войтецкий и др. Комп. В.Дашкевич, М.Кюсс. СССР, 1975.

4.Время, вперёд! Сцен. В.Катаева, М.Швейцера. Реж. М.Швейцер, С.Милькина. Комп. Г.Свиридов. СССР, 1965.

5.За власть Советов. Сцен. В.Катаева, С.Клебанова. Реж. Б.Бунеев. Комп. М.Раухвергер. СССР, 1956.

6.Отче наш. Реж. Б.Ермолаев. Комп. М.Вайнберг. СССР, 1989.

7.Сын полка. Реж. В.Пронин. Комп. А.Лепин. СССР, 1946.

8.Сын полка. Реж. Г.Кузнецов. СССР, 1981.

9.Хуторок в степи. Сцен. В.Катаева. Реж. Б.Бунеев. Комп. М.Раухвергер. СССР, 1970.

11.Я, сын трудового народа. Реж. В.Стрелков. Комп. Н.Сидельников. СССР, 1983. В ролях: С.Маковецкий, В.Хмель и др.

БИБЛИОГРАФИЯ

1.Брайнина, Б. Валентин Катаев: Очерк творчества / Б. Брайнина .- М.: Гослитиздат, 1960.- 223с.

2.Галанов, Б.Е. Валентин Катаев: Очерк творчества / Б.Е. Галанов.- М.: Дет. Лит., 1982.- 112с., фот.

3.Галанов, Б.Е. Валентин Катаев: Размышления о Мастере и диалоги с ним/ Б.Е.Галанов.- М.: Худож. лит., 1989.- 319с.: ил.; фот.

4.Кардин, В. Парус в море: Повесть «Белеет парус одинокий» в творчестве Катаева/ В.Кардин.- М.: Худож. лит., 1982.- 190с.

5. Иванова, Н. Счастливый дар Валентина Катаева // Знамя.- 1999.- № 11.- С. 194-206.

6.Лейдерман, Н. Уходящая натура, или самый поздний Катаев // Октябрь.- 2001.- № 5.- С.158.

7.Виноградова, Е.М. « Это чисто художественное отражение моего внутреннего мира» : Цитатность в прозе В.П.Катаева // Русский язык в школе.- 2012.- № 1.- С. 49-55.

КАТАЕВ В ОДИН КЛИК

https://www.litmir

http://bookscafe.net

This entry was posted in Литература. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

43 / 0,286 / 15.13mb