Прочитаем в мае
Иван Ефремов
Биография
Иван Антонович родился в поселке Вырица под Петербургом 22 апреля 1907 года. Отец его — солдат лейб-гвардеец из заволжских крестьян, ставший крупным лесоторговцем, имел прекрасную библиотеку. Рано научившийся читать, Ваня с 6 лет увлекся романами Жюля Верна, книгами о путешествиях.
В годы революции Ефремов становится воспитанником красноармейской автороты, проходит с ней по дорогам гражданской войны до Перекопа. После этого возвращается в Петроград, где работает чернорабочим, подручным шофера и учится в трудовой школе. Уже в это время Иван Ефремов знакомится с рядом ученых, получает возможность пользоваться крупными научными библиотеками. Особую роль в его судьбе сыграл знаменитый зоолог и палеонтолог академик П. П. Сушкин, распорядившийся поставить стол для юного энтузиаста науки в своем рабочем кабинете.
Сдав экзамены за мореходные классы, Ефремов уезжает служить на Тихий океан, затем переводится на Каспий. Через некоторое время Ефремов работает препаратором в геологическом музее, посещает лекции в университете и ездит в многочисленные палеонтологические экспедиции — на Север, Урал, в Закавказье, Среднюю Азию, Казахстан, Киргизию.
В 20 лет Ефремов публикует свою первую научную работу, через несколько лет их насчитываются уже десятки. С 1929 года Иван Антонович начинает принимать самое активное участие и в геологических исследованиях, также совершая ряд открытий. Расширяется «география» его экспедиций — Сибирь, Якутия, Монголия, пустыня Гоби…
В 1935 г. Ефремов заканчивает экстерном геолого-разведывательный факультет Горного института, а в марте 1941 г. получает степень доктора биологических наук. Его имя приобретает все большую известность, особенно после того, как он становится основоположником тафономии — науки о закономерностях исследования древней жизни на Земле. В 1952 году его книга «Тафономия и геологическая летопись» (1950) отмечается Государственной премией.
В литературу он пришел неожиданно, главным образом из-за беспокойства по поводу сильного «крена» общественной мысли в сторону науки и техники, в ущерб человеку, его душе и чувствам. Он был убежден, что наука ведет в пустоту, если за ней не стоит философия. В 1942 году он оказывается надолго прикованным к постели. Человек неукротимой энергии, он находит ей выход в создании цикла своих первых приключенческих и научно-фантастических новелл, которые объединяет названием «Рассказы о необыкновенном». Это были «Эллинский Секрет», «Олгой-Хорхой», «Озеро Горных Духов» и другие.
С 1944 г. эти и другие рассказы начинают публиковаться в «Новом мире», «Технике молодежи», в военных журналах «Краснофлотец» и «Красноармеец». Вскоре выходят отдельные сборники, названные по одноименным рассказам: «Встреча над Тускаророй» (1944), «Белый Рог» (1945), «Алмазная Труба» (1946), в сборник «Семь румбов» должен был войти рассказ «Сумашедший танк», но сам автор его забраковал, а «Эллинский секрет» не пропустил редактор, поэтому озаглавлен по числу вошедших в них произведений: «Пять румбов» (1944). Одним из первых высоко оценил литературный дебют Ефремова тяжело больной А. Н. Толстой — за правдоподобие необычайного и изящный стиль.
Вскоре к 13 рассказам, опубликованным в 1944-1945 годах, прибавляется историческая дилогия «Великая Дуга» (повести «На краю Ойкумены», 1949, и «Путешествие Баурджеда», 1953), первые «космические повести» («Звездные Корабли», 1947, и «Сердце Змеи», 1959), а также увлекательный путевой дневник «Дорога Ветров» (1956).
Первые рассказы его были опубликованы в послевоенные годы, но славу самого конструктивного мыслителя в мире и родоначальника советской научно-социальной фантастики он приобрел после выхода в свет «Туманности Андромеды» (1957) и «Часа Быка»(1970).
Оба романа, подчеркнуто обращенные к молодежной читательской аудитории, представляют собой образное воплощение антропоморфической гипотезы автора, считавшего что любые формы жизни на определенном этапе развития должны стать человекообразными. Достигнувшие космического уровня цивилизации объединяются в Великое Кольцо Миров. Законы эволюции универсальны для всей Вселенной – и главный среди них – борьба с инферно. Судьба цевилизации зависит от того, как решается ею частная судьба человека – ведь «человек – та же вселенная, глубокая, неисчерпаемая». Свой оптимизм автор черпает в утверждении колоссальных возможностей человека, а не в надеждах на неких «высших существ» из Космоса.
Одна из лучших русских утопий нового времени – «Туманность Андромеды» создавалась под влиянием писательского кредо – «либо будет всепланетное коммунистическое общество, либо не будет никакого, а будет песок и пыль на мертвой планете». Сочетание строгой научности взгляда с художественным воображением породило жизнеутверждающий пафос и «изящный, холодный стиль» (по определению А.Н.Толстого). «Отстраненность» взгляда героев романа на окружающую действительность, так же как «холодноватость» авторского видения объяснялись установкой писателя на воссоздание взгляда человека будущего на его настоящее, а не человека сегодняшнего дня на его будущее – «их горе – не наше горе, их радости – не наши радости. Следовательно, они могут в чем-то показаться непонятными, странными, даже неестественными…». По мнению автора главным двигателем прогресса оказывается не совершенство техники, а эволюция человека (причем, это общий для космоса закон), именно человек оказывается в будущем мерой всех вещей, а наука и ее открытия подчинены нуждам его развития.
Потрясением для читателей 70-х гг. стала публикация (даже в искаженном цензурой варианте) романа И.А.Ефремова «Час Быка». Этот роман появился через 10 лет после «Туманности Андромеды» и представлял собой своеобразную антиутопию-предупреждение о реальной опасности «другого пути» цивилизации из дня сегодняшнего в день завтрашний. На сей раз «посткоммунистическая» Земля – лишь альтернативный фон для рассказа о жуткой судьбе планеты Торманс. Торманс – планета эволюционного тупика, в который зашла цивилизация, нарушившая основной закон эволюции – параллельность и взаимозависимость научно-технического и нравственного прогресса. Пойдя путем технического прогресса, правители планеты вскоре утратили контроль над социальной, этической, экологической ситуацией. Обесчеловеченный разум стал рождать чудовищ – так возник мир ИНФЕРНО (непрерывного и бесконечного, безысходного страдания). Итоговая мысль романа в том, что падение цивилизации определяется в первую очередь ее моральным износом, эмоциональным и духовным оскудением, оказалась слишком «опасной» для своего времени : через нескоглько дней после смерти Ефремова в его квартире состоялся тринадцатичасовый обыск на предмет «вредной идеологической литературы», забрали все черновики, даже предсмертные письма жене, на 18 лет имя Ефремова было забыто, а «опальный» роман был запрещен к изданию. Несколько особняком в творчестве Ефремова стоят романы «Лезвие бритвы» (1963) -посвященный загадкам человеческой психики и законам, двигающим развитием человеческой личности – и «Таис Афинская» (1973) -написанный во имя бессмертного искусства и его вдохновительницы-женщины. Оба произведения являются своеобразным сводом философских, социальных, эстетических взглядов автора, представленных в увлекательной приключенческой форме; в центре внимания автора в обоих случаях – ноосфера человеческого сознания и образ цельного гармоничного человека. Уникальными были и дарование и сама личность И. А. Ефремова. Проникновение в глубинные закономерности развития природы и общества дает носителям такого разума феномен предчувствия и предвидения. К этому следует добавить и дар футуролога. Общеизвестно, что месторождение алмазов в Якутии нашли именно там, где происходило действие рассказа «Алмазная Труба». На Алтае было открыто ртутное месторождение, предсказанное в «Озере Горных Духов». Ефремовская фантастика стала реальностью, когда в Башкирии нашли Капову пещеру с древними рисунками африканских животных. Изобретатель голографии Ю. И. Денисюк подчеркивал, что идею своего открытия он почерпнул в рассказе «Тень Минувшего».
Книги 1.Ефремов, И.А.Собрание сочинений: в 3Т. / И.А. Ефремов. – М.: Терра, 1999.- 384с. 2.Ефремов, И.А. Дорога ветров: Гобийские заметки / И.А. Ефремов.- М.: Мол. Гвардия, 1980.- 416с. 3.Ефремов, И.А. За пределами Ойкумены: научно- фантастические рассказы / И.А. Ефремов.- СПб.: Лицей, 1993.- 352с.: ил. 4.Ефремов, И.А. Звездные корабли: Повести / И.А.Ефремов.- М.: Худож. лит., 1987.- 399с. 5.Ефремов, И.А. На краю Ойкумены: Повесть / И.А. Ефремов.- М.: Стройиздат, 1982.- 447с. 6.Ефремов, И.А. Сердце змеи: повесть; Час Быка: научно- фант. Роман / И.А. Ефремов.- Мн.: Юнацтва, 1989.- 544с. 7.Ефремов, И.А. Таис Афинская: Исторический роман / И.А. Ефремов.- Мн.: Крок уперад, 1993.- 496с. 8.Ефремов, И.А. Туманность Андромеды: Роман / И.А. Ефремов.- М.: Дет. Лит., 1988.- 366с. 9. Ефремов, И.А. Час Быка: Научно- фантаст. Роман / И.А. Ефремов.- М.: Правда, 1991.- 463с.
Библиография 1.Писатель – Фантаст Иван Антонович Ефремов(1907-1972): к 80- летию со дня рождения: метод. Реком. / Сост. И.В.Семибратова.- М.: Б.И.,1987.- 24с. 2. Володин, Д. Иван Ефремов, двуликий гений жанра / Д.Володин // Литературная газета.- 2016.- №4.- С.7.
Ефремов в один клик
i-efremov.ru; litmir.me ; RoyalLib.com и др.
Титулы, награды и премии 1945 – Орден Трудового Красного Знамени за заслуги в палеонтологии. Интересные факты Именем Ивана Ефремова названа литературная премия за вклад в развитие и пропаганду фантастики. В честь Ивана Ефремова названа малая планета 2269 Ефремиана, открытая 2 мая 1976 года астрономом Н. Черных. Ивантоза́вр (лат. Ivantosaurus ensifer) — примитивный терапсид, «Ивана Антоновича ящер», назван в честь Ивана Антоновича Ефремова. Иван Антонович Ефремов стал прототипом Фёдора Симеоновича Киврина в повести братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу» Сбылась часть его «предсказаний», таких как: Открытие месторождения алмазов в Якутии — в рассказе «Алмазная труба» (до Ефремова в 1840 году геолог Р.К. Маак в своём докладе сделал вывод, что на реке Вилюй должны быть кимберлитовые трубки и алмазные россыпи. Открытие крупного месторождения ртутных руд на Южном Алтае — в рассказе «Озеро горных духов». Открытие голографии — в рассказе «Тень минувшего». Особенность поведения жидких кристаллов — в рассказе «Атолл Факаофо». Трехмерное телевидение с параболическим вогнутым экраном в романе «Туманность Андромеды». |