В 2018 году Россия отмечает 200-летний юбилей Ивана Сергеевича Тургенева – одного из «самых русских» писателей. Произведения И.С. Тургенева известны на всех континентах и переведены на все европейские языки. Его имя входит в плеяду великих классиков XIX века и стоит в одном ряду с Л.Н. Толстым и Ф.М. Достоевским. Юбилей будет широко отмечаться не только в России, но и в Германии, где 25 лет существует Тургеневское общество (Баден-Баден) и во  Франции.
Тургенев удивительно разнообразен. Он дебютировал как поэт в двадцатилетнем возрасте, и его поэтическое наследие невелико, но так же изящно, как все, что он делал. Он и в прозе всю жизнь оставался поэтом, который тщательно подбирает каждое слово и отделывает каждую фразу, для которого необыкновенно важно звучание и благозвучие языка. Именно Тургенев привел в русскую литературу такой жанр, как «стихотворение в прозе» – и этого, конечно, не мог сделать никто другой. Он написал несколько пьес, а его «Месяц в деревне» прочно вошел в русский театральный репертуар. Он умел рассказывать увлекательные и неожиданные истории, которые далеко не все по-настоящему нами прочитаны: многие ли помнят «Собаку» или «Часы»? Каждый из его шести романов, от «Рудина» до «Нови», становился общественно-политическим событием и аргументом в идеологических спорах эпохи. Но по-настоящему его интересовали не столько идеи, сколько люди. Помещики и крестьяне, революционеры и чудаки, отцы и дети, болтуны и светские львицы. Лишние люди – это его определение. Тургеневские девушки, которых, как утверждал Лев Толстой, никогда не было в природе, а после тургеневских романов они появились. Новые люди, странные люди. Он наблюдал и фиксировал современные «типы» и давал им удачные наименования. Но его герои – не схемы, не иллюстрации идей, а живые мужчины и женщины, со своими особенностями и слабостями, желающие любви и бегущие от любви, любящие поговорить и поспорить об отвлеченных вещах, мечтающие о счастье, каждый о своем.
Иван Сергеевич Тургенев родился 28 октября 1818 года в Орловской губернии. Его отец – Сергей Николаевич – отставной гусарский офицер, участник Отечественной войны 1812 года. Мать – Варвара Петровна (в девичестве Лутовинская) – происходила из богатой помещичьей семьи, поэтому многие говорили, что Сергей Николаевич женился на ней исключительно из-за денег.
До 9 лет Тургенев жил в родовом имении матери Спасское – Лутовиново Орловской губернии. Варвара Петровна обладала жестким (порой жестоким) характером, пренебрежительно относилась ко всему русскому, поэтому маленький Ваня с детства был обучен трем языкам – французскому, немецкому и английскому. Начальное образование мальчик получил от гувернеров и домашних учителей.
В 1827 году родители Тургенева, желая дать детям достойное образование, переехали в Москву, где отдали Ивана Сергеевича на обучение в пансион Вейденгаммера, а затем под руководство частных учителей.
В пятнадцать лет, в 1833 году, Тургенев поступил на словесный факультет Московского университета. Через год Тургеневы переехали в Петербург, а Иван Сергеевич перевелся в Санкт-Петербургский университет. Данное учебное заведение он закончил в 1836 году со степенью действительного студента.
Тургенев был страстно увлечен наукой и мечтал посвятить ей жизнь, поэтому в 1837 году сдал экзамен на получение степени кандидата наук.
Дальнейшее образование он получил заграницей. В 1838 году Тургенев уехал в Германию. Поселившись в Берлине, посещал лекции по классической филологии и философии, занимался грамматикой древнегреческого и латинского языков. Кроме учебы, Иван Сергеевич много путешествовал по Европе: объездил почти всю Германию, посетил Голландию, Францию, Италию. Кроме того, в этот период он познакомился и подружился с Т.Н.Грановским, Н.В.Станкевичем и М.А.Бакуниным, которые оказали существенное влияние на мировоззрение Тургенева.
Через год после возвращения в Россию, в 1842 году, Иван Сергеевич ходатайствовал о сдаче экзамена в Московском университете на получение степени магистра философии. Экзамен он успешно сдал и надеялся получить должность профессора Московского университета, однако вскоре философия как наука попала в «немилость» к императору и кафедру философии закрыли – стать профессором Тургеневу не удалось.
После возвращения из заграницы, Тургенев поселился в Москве и по настоянию матери поступил на чиновничью службу в Министерство внутренних дел. Но служба не приносила ему удовлетворения, куда больше он был увлечен литературой.
Пробовать себя в качестве писателя Тургенев начал еще в середине 1830-х годов, а его первая публикация состоялась в «Современнике» в 1838 году (это были стихи «Вечер» и «К Венере Медицейской»). Тургенев продолжал сотрудничество с этим изданием в качестве автора и критика на протяжении долгого времени.
В этот период он активно начал посещать различные литературные салоны и кружки, общался со многими писателями – В.Г.Белинским, Н.А.Некрасовым, Н.В.Гоголем и др. Кстати, общение с В.Г.Белинским значительно повлияло на литературные взгляды Тургенева: от романтизма и поэзии он перешел к описательной и нравственно ориентированной прозе.
В 1840-х годах увидели свет такие повести Тургенева, как «Бретер», «Три поросенка», «Нахлебник» и другие. А 1852 году вышла первая книга писателя – «Записки охотника».
В этом же году он написал некролог Н.В.Гоголю, что послужило поводом для ареста Тургенева и его ссылки в родовое имение Спасско-Лутовиново.
Подъем общественного движения, произошедший в России перед отменой крепостного права, Тургенев воспринял с воодушевлением. Он принимал участие в разработке планов предстоящего переустройства крестьянского быта. Стал даже негласным сотрудником «Колокола». Однако, если необходимость социальных и политических преобразований была очевидна для всех, то по поводу деталей реформаторского процесса мнения интеллигенции расходились. Так, у Тургенева были разногласия с Добролюбовым, написавшим критическую статью на роман «Накануне», и Некрасовым, опубликовавшим эту статью. Также писатель не поддерживал Герцена в том, что крестьянство способно совершить революцию.Позднее, уже живя в Баден-Бадене, Тургенев сотрудничал с либерально-буржуазным «Вестником-Европы». В последние годы жизни выступал «посредником» между западными и русскими литераторам.
В 1843 году (по некоторым данным в 1845 году) И.С.Тургенев познакомился с французской певицей Полиной Виардо-Гарсия, дававшей гастроли в России. Писатель страстно влюбился, однако понимал, что построить отношения с этой женщиной вряд ли возможно: во-первых, она замужем, во-вторых, она иностранка.
Тем не менее, в 1847 году Тургенев вместе с Виардо и ее мужем уехал заграницу (сначала в Германию, затем – во Францию). Мать Ивана Сергеевича была категорически против «проклятой цыганки» и за связь сына с Полиной Виардо лишила его материального содержания.
После возвращения на родину в 1850 году, отношения между Тургеневым и Виардо охладели. Иван Сергеевич даже завел новый роман с дальней родственницей О.А.Тургеневой.
В 1863 году Тургенев вновь сближается с Полиной Виардо и окончательно переезжает в Европу. С Виардо он жил сначала в Баден – Бадене, а с 1871 года – в Париже.
Популярность Тургенева в это время, как в России, так и на Западе, была поистине колоссальной. Каждый его приезд на Родину сопровождался триумфом. Однако самому писателю поездки давались все труднее – в 1882 году стала проявляться тяжелая болезнь. И.С.Тургенев чувствовал и осознавал приближающуюся смерть, но переносил это, как и подобает магистру философии, без страха и паники. Писатель умер в г.Буживаль (недалеко от Парижа) 3 сентября 1883 года. Согласно  завещанию, тело Тургенева было привезено в Россию и похоронено на Волковском кладбище Петербурга
Немалую часть жизни Иван Сергеевич прожил за границей и чувствовал там себя вполне комфортно, но писал только о русских людях, о России, о русской природе, которую любил и понимал, как никто из предшественников и последователей. Может быть, ещѐ и потому, что был страстным охотником, знал природу изнутри, со всеми еѐ повадками, был с ней на равных и всегда настороже. Знал, что она живѐт своей жизнью, независимо от того, что мы о ней думаем. Тургеневский пейзаж и в деревенском, и в дачном его варианте не является только декорацией или комментарием к чувствам героев, он обладает самостоятельной ценностью. И в «Бежином луге», и в «Дворянском гнезде», и в дивной «Первой любви» пейзаж  самодостаточен, напоминая, что жизнь возможна и продолжается без нас. Это чувство конечности и вечной красоты жизни пронизывает всѐ творчество Тургенева. Наверное, оно и придает ему то неотразимое, элегическое обаяние, которое невозможно объяснить только совершенством стиля или старомодной прелестью слога. Или нашими воспоминаниями о том, как мы читали его книги в детстве и юности. Он тяжело умирал и немного не дожил до шестидесяти пяти. Но у него была действительно счастливая судьба, что тоже редкость для отечественной словесности. Один из самых богатых русских писателей, хозяин родового имения, Иван Сергеевич никогда не был вынужден писать ради денег. У него была слава на родине и прочная известность за рубежом, он входил в лучшее общество, мог позволить себе вести ту жизнь, которая соответствовала его вкусам и интеллектуальным потребностям. Он помогал людям, находил в этом радость, умел прощать и просить прощения. Был ли он по-человечески счастлив? Конечно, мы слышим горечь в его словах о том, что он «прожил жизнь на краю чужого гнезда». Но ведь это все – таки была жизнь (и смерть) рядом с любимой женщиной. У него была дочь, которую он вырастил и обеспечил, была красивая поздняя любовь, наверняка были и сердечные тайны, которые он унес с собой. Была жизнь, в которой все случилось – пусть даже не всегда так, как мечталось. И, в которой  случилось главное: он исполнил свое предназначение, реализовал сполна данный ему талант. А это – то единственное, что важнее счастья – для любого человека, а тем более для великого русского писателя.

КНИГИ

1.Тургенев, И.С. Полное собрание сочинений в 30-ти томах /И.С.Тургенев. – М.: Наука,1978.
2. Тургенев, И.С. Вешние воды : повесть / И.С.Тургенев. – М.: Сов.Россия, 1978.-160с.
3. Тургенев, И.С. Дворянское гнездо: роман / И.С.Тургенев. – М.: Дет.лит.,1989.-206с.
4. Тургенев, И.С.Дым; Новь: романы / И.С.Тургенев. – М.: Худож.лит.,1986.- 560с.
5. Тургенев, И.С. Записки охотника: повести / И.С.Тургенев. – М.: Мир книги, 2007.- 448с.
6. Тургенев, И.С. Месяц в деревне: комедия / И.С.Тургенев. – М.: Дет. Лит., 1983.- 128с.
7. Тургенев, И.С. Муму: повесть / И.С.Тургенев. – М.: Дет. Лит.,1971.- 48с.
8. Тургенев, И.С. Накануне: роман / И.С.Тургенев. – М.: Худож.лит.,1978.-336с.
9. Тургенев, И.С. Отцы и дети; Рассказы; Повести; Стихотворения в прозе / И.С.Тургенев. – М.: Астрель; АСТ, 2004.- 432с.
10. Тургенев, И.С. Первая любовь: повести / И.С.Тургенев. – М.: Дет. Лит.,2005.- 316с.
11. Тургенев, И.С. Рудин: роман / И.С.Тургенев. – М.: Дет. лит., 1984.- 191с.
12. Тургенев, И.С. Стихотворения в прозе / И.С.Тургенев. – М.: Дет. Лит.,2008.- 128с.

БИБЛИОГРАФИЯ

1.И.С.Тургенев в воспоминаниях современников. В 2 Т.- М.: Худож.,лит.,1969.- 592с.
2.И.С.Тургенев в портретах, иллюстрациях и документах: Книга для учителя.- М.: Просвещение, 1966.- 400с.
3. Тургенев в русской критике: Сборник статей.- М.: Худож.,лит.,1953.- 580с.
4. Тургенев в школе: Поурочное планирование. Материалы к урокам. Вопросы и задания. Анализ произведений. – М.: Дрофа, 2002.- 288с.
5. Афанасьев,В.В. Тропа к Тургеневу: документальная книга о жизни и творчестве И.С.Тургенева/ В.В. Афанасьев. – М.: Дет. лит.,1983.- 317с.
6.Богословский, Н.В. Тургенев/ Н.В.Богословский.- М.: Молодая гвардия, 1959.- 416с.
7. Лебедев, Ю.В. Тургенев / Ю.В.лебедев.- М.: Молодая гвардия, 1990.- 608с.- (ЖЗЛ).
8. Новикова-Строганова, А. «Деятели на все руки»: [И.С.Тургенев]/ А.Новикова-Строганова// Наш современник.- 2013.-№ 11.- С.216-225.
9.Вирабов, И. Русский Гамлет: [Спасское - Лутовиново за 2 года до юбилея И.С.Тургенева]// Российская газета.- 2016.- № 220.-(29 сентября).-С. 25.
10.Шулепова, Е. Как Тула и Орел перестали Тургенева делить: [регионы начали подготовку к празднованию 200-летия со дня рождения писателя] // Российская газета.- 2016.- № 285.- С.19.
11.Вяземский, А. Певец Отечества: [И.С.Тургенев] / А.Вяземский // Русский дом.- 2018.-№ 9.-  С.17.

ЭКРАНИЗАЦИИ

По произведениям Ивана Тургенева снято много кино- и телефильмов. Его произведения легли в основу картин, созданных в разных странах мира. Первые экранизации появились ещё в начале XX века (эпоха немого кино). В Италии был дважды снят фильм «Нахлебник» (1913 и 1924 годы). В 1915 году в Российской империи были сняты фильмы «Дворянское гнездо», «После смерти» (по мотивам рассказа «Клара Милич») и «Песнь торжествующей любви» (с участием В. В. Холодной и В. А. Полонского). Повесть «Вешние воды» была экранизирована 8 раз в разных странах. По роману «Дворянское гнездо» было снято 4 фильма; по рассказам из «Записок охотника» — 4 фильма; по комедии «Месяц в деревне» — 10 телефильмов; по рассказу «Муму» — 2 художественных фильма и мультфильм; по пьесе «Нахлебник» — 5 картин. Роман «Отцы и дети» послужил основой для 4 фильмов и телесериала, повесть «Первая любовь» легла в основу девяти художественных и телефильмов.

This entry was posted in Литература. Bookmark the permalink.

Comments are closed.

43 / 0,287 / 15.13mb