Детская тревога: что можно сделать?

Дорогие друзья, родители и педагоги. Именно для Вас мы продолжаем цикл публикаций из ежемесячного журнала «НаркоНет»

11 октября 2021 года сотрудник центра исследования современного детства Института образования НИУ «Высшая школа экономики» кандидат психологических наук Анастасия Константиновна Нисская прочитала лекцию «Детская тревога. Что можно сделать в условиях дошкольной организации»

Мы поговорим о детской тревоге, о том, какая она бывает, как ее распознать, и наметим пути решения проблемы.
Тревога – это совокупность трех основных моментов:
1.Тревожные ожидания.
Мысли концентрируются на потенциальной угрозе и на том, как ее избежать. Мы постоянно думаем, что может случиться что-то плохое, ждем, что все пойдет по плохому сценарию. Нам будет угрожать что-то неприятное, и мы должны всеми силами придумывать, как этого избегать. Так это работает у взрослых, так же работает и у детей.
В состоянии тревожного ожидания ребенок постоянно думает о чем-то плохом. Он готовится к тому, что ему может быть нанесен какой-то вред, к тому, что он почувствует себя плохо.
2. Физиологические симптомы.
Состояние организма, когда мы ожидаем чего-то плохого, готовность к действию. Тревожные ожидания меняют физиологические параметры организма человека, приводят его в состояние боевой готовности.
3. Тревожное поведение.
Три основных варианта поведения в состоянии ожидания плохого – бегство, борьба и поиск убежища.
Может ли тревога быть полезной?
Конечно, как и у любого механизма, эволюционно сохранившегося, некоторая польза в тревоге есть. В ситуациях объективной опасности тревога позволяет быстро реагировать, быстро действовать, быть в тонусе, быть внимательным, сосредоточенным и не отвлекаться. Например, когда ребенок переходит дорогу вместе с нами, мы не смотрим в телефон, а внимательно следим за  своим малышом. С другой стороны, тревога отнимает очень много сил и не позволяет думать о чем-то другом, кроме своего негативного прогноза, ожиданий плохого, заниматься другим делом. Тревога – довольно распространенное явление. У 6,5% детей в мире встречается повышенная тревожность, или тревожное состояние, то есть у каждого 20 ребенка всех возрастов. Если мы представим себе группу детского сада, почти наверняка в каждой группе найдется такой ребенок.
Физиологические симптомы тревоги
Как себя чувствует человек, подверженный повышенной тревоге, как он себя чувствует в состоянии тревожного ожидания? Симптомы могут быть разные, но всегда наблюдается:
1.Учащенное дыхание и пульса.
2.Напряжение мышц.
3.Повышенное потоотделение.
Что заметно в поведении?
Что можно сказать о поведении ребенка? Основное поведение в ситуации тревоги – нападать, обороняться и прятаться. Но есть несколько более специфических моментов: постоянный физиологический дискомфорт. Человек может испытывать спазмы в животе, мышцах, головные боли, даже тошноту. Дети, подверженные такой высокой тревоге, обычно достаточно сильно утомлены. Тревога отнимает силы.
Виды тревожного состояния
Выделяются 4 основных самых встречающихся видов тревожного состояния: фобия, социальная тревожность, генерализованная тревога и сепарационная тревога.К сожалению, исследователи отмечают, что по отдельности они встречаются довольно редко. Чаще всего мы видим 2,3, а то и всех видов тревожных расстройств. Они сочетаются и усиливают друг друга, ухудшая психологическое благополучие, состояние ребенка, и затрудняя работу с ним.
Фобия
Фобия – сильный, непроходящий страх перед конкретным местом, объектом, ситуацией или даже человеком. Распространенность: до 25% от всех тревожных состояний. Поведение: избегает посещения, возможности встречи или испытывает крайний дискомфорт чаще всего от: собак, высоты, уколов, рвоты.
До 25% всех детей с тревожными расстройствами страдают фобическими расстройствами.
Социальная тревожность
Социальная тревожность в меньшей степени характерна для детей дошкольного возраста и чаще встречается у подростков. Это тревога связанная с общением.
Люди боятся:
1.Общения.
2. Встреч с людьми.
3.Быть смешными.
4.Сделать что-то неуместное, глупое.
5. Не соответствовать ожиданиям людей, не оправдать их ожиданий.
6.Быть осужденными.
7.Вызвать неодобрение окружающих.
8. Проявить себя не лучшим образом среди значимых людей.
Для подростков, для которых сверстники очень значимы, социальная тревожность – большой бич.
Избирательный мутизм
К сожалению, среди дошкольников и младших школьников такое тоже встречается, хотя гораздо реже. Таким детям трудно ходить в сад или в школу. Они боятся отвечать, проявлять активность, поднимать руку. Боятся предлагать другим детям игры или участвовать в играх, где они могут оказаться не на высоте. При этом такие дети чаще всего абсолютно раскрепощены, свободны и активны в привычных условиях, например, дома.
Дорогие друзья! Полностью прочесть статью о страхах ваших детей, как вовремя их определить и помочь ребенку Вы можете прочесть в журнале НаркоНет

По материалам журнала
//НаркоНет. – 2022. – №2. – с.42-48

This entry was posted in Новости. Bookmark the permalink.

Comments are closed.

43 / 0,192 / 15.11mb