Правила расстановки книжного фонда.

Под расстановкой библиотечного фонда понимают
- порядок расположения документов на полках фондохранилища, определяемый методикой обслуживания пользователей, типом, составом и величиной фонда;
- библиотечную операцию, заключающуюся в размещении документов на полках фондохранилища в соответствии с шифрами хранения.
Каждая книга в фонде библиотеки на титульном листе имеет штемпель и инвентарный номер, а на переплете (обложке) в верхнем левом углу и на обороте титульного листа в верхнем левом углу — шифр (классификационный индекс и авторский знак). Шифр указывает точное месторасположение книги в библиотечном фонде.
Шифр: 28.4 — классификационный индекс (полочный индекс)
В 16 — авторский знак
Классификационный индекс — условное обозначение отрасли знания, вопроса или предмета, к которому относится по своему содержанию книга.
Книги классифицируются по специальным таблицам, в которых дается перечень делений с соответствующими индексами. В ЦБС используются таблицы библиотечно-библиографической классификации (ББК).
Авторский знак состоит из первой буквы фамилии автора (или первой буквы заглавия книги, если автор не указан) и двух цифр, соответствующих начальным буквам фамилии или заглавия. Определяются они по пособию для алфавитной расстановки книг (Хавкина Л. В. Авторские таблицы. Двухзначные).
Расстановка изданий непосредственно на библиотечных полках, является завершающим этапом их размещения.
Библиотекарь должен постоянно проверять правильность расстановки документов на полках внутри разделов. Ежемесячно в санитарный день проводится генеральная проверка правильности расстановки фонда.
В закрытом фонде в библиотеках чаще всего применяется систематически-алфавитная расстановка по таблицам ББК
Расстановке фонда в открытом доступе имеет ряд требований. Она должна:
— быть понятной — и библиотекарю, и читателю
— создавать обоим участникам библиотечного диалога максимальный комфорт при поиске нужного документа;
— обеспечивать читателю свободу просмотра и выбора нужного документа;
— способствовать рациональному использованию полезной площади книгохранилища.
Существует несколько способов расстановки книжного фонда в открытом доступе:
- по содержательным признакам и по формальным.
По содержательным признакам различают:
Систематическую — предусматривает расположение документов по отраслям знаний;
Тематическую — предполагает раскрытие фонда по тематическому принципу. Этот способ расстановки позволяет продвигать к читателям наиболее ценные произведения научной и художественной литературы. Тематическая расстановка как основная широко используется в детских библиотеках, особенно в отделениях, обслуживающих детей младшего возраста, где преобладает именно тематический спрос.  В открытом доступе выделяют литературу по темам, например, «Писатели русского зарубежья», «Великая Отечественная война», «Исторические портреты» и др.
Жанровая расстановка — это расстановка художественной литературы, которая помогает сформировать интерес читателей вашей библиотеке. В каждой библиотеке есть читатели, которые предпочитают тот или иной жанр художественной литературы. В детских библиотеках это дети, которые любят читать фэнтези, сказки или детские детективы. У взрослых читателей тоже есть криминальные романы, исторические романы, фантастика, детективы, поэзия Исходя из читательских интересов, библиотека вправе сама определять жанровую подборку литературы и оформлять стеллажи в открытом доступе.
Серийная расстановка — это вид расстановки фонда, как правило, формируется по издательским сериям, наиболее популярным среди читателей данной библиотеки. Книги большинства серий связаны между собой жанром, стилевыми особенностями, оформлением, что служит одним из факторов привлечения к ним читателей. Среди серийных стеллажей/полок большое внимание занимает стеллаж с биографиями серии «Жизнь замечательных людей». Расстановка книг внутри серийного раздела может быть разной. Но в любом случае она должна быть очевидна для любого читателя. В той же серии «ЖЗЛ» можно расставить книги, недолго думая, по алфавиту фамилий героев, а можно разделить их на биографии политиков, ученых, писателей, художников и т.д. Библиотечными исследованиями давно обоснованы преимущества таких стеллажей при организации фонда свободного доступа. Они стимулируют последовательное чтение изданий конкретного жанра или серии, что свидетельствует об устойчивости интереса.
Ещё один способ расстановки по содержательному признаку — это расстановка по типам изданий. Рассматривая специфику размещения изданий, объединенных по типологическому признаку, выделим как пример справочную литературу. Наиболее часто используемые справочные издания (энциклопедии, справочники, словари), как правило, объединяют в одном общем разделе фонда. Их называют «подручной» частью справочно- библиографического аппарата — они всегда должны быть под рукой библиотекаря и читателя. Журналы и газеты подшивают в подшивки и расставляют отдельно от книг.
Расстановка по формальным признакам:
Среди видов расстановки по формальным признакам различают:
алфавитную, хронологическую, географическую, языковую, форматную и крепостную. Отметим сразу: формальные способы расстановки не учитывают содержание книг. Например, при форматной расстановке издания группируют по высоте документа. А при крепостном — по годам издания, по времени поступления, по инвентарному номеру.
Для ознакомления читателей с текущими поступлениями отводят стеллаж или несколько полок под выставку «Новые книги».
Расстановка художественной литературы в закрытом доступе
Чаще всего в закрытом доступе используют расстановку художественной литературы по систематически-алфавитному признаку (в соответствии с таблицами ББК, внутри — по алфавиту авторов или названий).
В нашей ЦБС принята упрощенная система шифровки отдела «Художественной литературы», которая отличается от классификационных индексов ББК.
Р1- Русская литература до 1917 года
Р2 – Русская литература ХХ века (1917-<)
И(страна) – Литература зарубежных стран
Сборники
СБ1 – произведения писателей разных стран и народов в т.ч. и народов СССР
СБ2 –произведения писателей народов СССР
СБ3 –произведения писателей зарубежных стран и народов
СБ4 –сборники фольклора разных народов
Внутри разделов расстановка осуществляется в алфавитном порядке.
Произведения одного автора расставляются в следующем порядке:
• полные собрания сочинений;
• собрания сочинений;
• сочинения;
• избранные произведения;
• сборники;
• отдельные произведения.
Для ориентировки в фонде открытого доступа важны знаки навигации: заголовки и надписи на стеллажах, полочные (книжные) разделители, обычно в качестве заголовков стеллажей используют названия разделов по системе ББК с обязательным указанием их цифрового обозначения.
Например: 5 Здравоохранение. Медицинские науки; 65 Экономика. Экономические науки; 67 Право. Юридические науки; 74 Образование. Педагогическая наука; 86 Религия. Мистика. Свободомыслие.
Приемлемым считается использование общеразговорных терминов, определяющих общую тематику представленных книг из этих разделов, например, «Медицина», «Экономика», «Право», «Педагогика», «Религия» и т. п. Заголовки (надписи) можно разместить на стене над стеллажом, на боковой стороне стеллажа или на верхних полках стеллажей.
Полочные разделители на стеллажах — еще один способ помочь сориентироваться в фонде свободного доступа. В библиотеках для взрослых они чаще всего содержат строгую информацию в виде наименования раздела/подраздела. При отраслевой расстановке также указывают индекс таблиц ББК, обычно укрупненный по сравнению с каталогом.
В детских библиотеках это разделитель-маркер. Его задача — притягивать внимание к области знания, теме, жанру или конкретному лицу — чаще всего видному писателю или ученому, о котором в библиотеке имеется немало книг. Поэтому разделители здесь могут быть цветными или с крупными рисунками, портретами, фотографиями. Желательно, чтобы содержание стеллажа также раскрывал, а если быть точнее, рекламировал броские заголовок и/или рисунок на его торце.
На полочных разделителях могут быть указаны названия дробных делений общего раздела ББК. Например, раздел 2 Естественные науки включает литературу по географии, математике, биологии. На разделителях можно указать цифровое и словесное обозначение его подразделов, например: 22 Математика. Физика. Астрономия; 24 Химические науки; 26 Науки о Земле, 28 Биологические науки. Цифры показывают индекс систематического каталога, где отражены все книги соответствующего отдела, имеющиеся в библиотеке.
В качестве полочного разделителя в открытом доступе может выступать тематическая рубрика. Так, например, в разделе 86 Религия. Мистика. Свободомыслие можно ввести тематические рубрики «История христианства и православия», «Жития святых», «Другие религии». В разделе 5 Здравоохранение. Медицинские науки – рубрики «Мать и дитя», «Лекарственные растения», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Против наркотиков» и т. п.
В разделе художественной литературы кроме алфавитных разделителей можно использовать разделители с указанием фамилии писателей.
Надписи на полочных разделителях должны соответствовать современной терминологии, при этом важно не допускать разночтений.
4. Способы расстановки стеллажей
К технологическим и даже сугубо техническим относят и такой аспект организации фонда, как размещение стеллажей. Между тем он напрямую связан с содержательными вопросами: уровнем комфортности обслуживания, формированием образа библиотеки в глазах ее пользователей.
Обычная равномерная расстановка стеллажей параллельными рядами непривлекательна и монотонна, но позволяет максимально использовать библиотечные площади. Такую расстановку рациональнее всего использовать в помещениях, отведенных под книгохранилище (там, где фонды закрыты для пользователей), но она не годится в фондах со свободным доступом: в оборудованном таким образом пространстве читатели «теряются» как в лабиринте, они чувствуют себя неуютно и незащищено, потому что пространство в целом ими визуально не охватывается.
Долгие годы оптимальным признавалась та расстановка, которая позволяла вместить наибольшее количество стеллажей и одновременно обеспечить контроль за поведением читателей. Поэтому чаще всего мы можем наблюдать, что стеллажи располагаются по периметру помещения. Но для открытого фонда предлагается использовать и другие способы расстановки стеллажей:
• «ёлочкой» — стеллажи стоят парами под постоянным углом друг к другу;
• «салонная» — под углами друг к другу, в результате чего выстраиваются многоугольные отсеки;
• «веерная» — стеллажи установлены под одним углом в несколько рядов;
• «радиусная», или «лучевая» — расходятся несколькими радиусами (лучами) от одного центра;
Для увеличения пространства стеллажи можно расставить «звездочкой».
В последние годы в результате обмена опытом с зарубежными коллегами и изучением законов эргономики, особенностей визуального восприятия библиотекари стали использовать круговую или зигзагообразную композиции. Овал или мягко закругленный зигзаг визуально воспринимаются более благоприятно, чем прямоугольные формы. Такого рода композиции позволяют читателям воспользоваться преимуществом неформального общения как с другим читателем, так и с сотрудником библиотеки. Фонд открытого доступа реально предоставляет пользователям свободу выбора поведенческих сценариев: пообщаться или уединиться в удобном уголке.
Расстояние (проходы) между стеллажами
Ширина между стеллажами определяется различными типами деятельности пользователей и персонала библиотеки. Прохода шириной 0,6 м достаточно, чтобы свободно передвигаться и брать документы с полки; 0,8 м — стоять лицом к стеллажам и читать надписи на корешках книг; 0,9 м — дают возможность нагнуться; а 1 м — дает возможность сесть на стул высотой 0,4 м.
Главный принцип расстановки фонда остается его понятность для читателей и удобство для быстрого поиска библиотекарем.

This entry was posted in Новости, Школа библиотекаря. Bookmark the permalink.

Comments are closed.

43 / 0,244 / 15.3mb