Гений французской комедии

рекомендательный список литературы к 400- летию со дня рождения Ж.Б.Мольера с биографией, библиографией и информационными ссылками

400 лет назад родился  Жан-Батист Пеклен, известный под псевдонимом Мольер – один из величайших французских комедийных авторов. Он создал новый комедийный жанр, для которого характерно противопоставление идей и качеств персонажей, а так же он  сделал комедию серьезным высоким искусством.
Жан-Батист Пеклен родился в Париже. В десятилетнем возрасте он уже потерял мать, а отец, работавший при королевском дворе, обеспечил ему хорошее образование в престижном колледже в Клермоне. Отец рассчитывал, что Жан-Батист пойдет по его стопам, но сын избрал сценический путь. Он взял псевдоним «Мольер», буквально означавший «слово-плющ», и в 1643 г. возглавил «Блистательный театр» – новую парижскую комедийную труппу, состоявшую из 10 человек. Ему был 21 год, и все оставшиеся 30 лет жизни он отдал театру.
В Париже к тому времени уже было 2 известных театра, и новый театр Мольера не был популярен. Положение было настолько стесненным, что в 1645 году Мольера отправляли в тюрьму из-за связанных с театром долгов. В том же году труппа начала странствовать и следующие 13 лет провела в гастролях по городам Франции. Об этом периоде известно мало, но исследователи полагают, что опыт, обеспеченный многолетними гастролями, оказал на Мольера решающее влияние: он научился работать с другими актерами, авторами, аудиторией, договариваться с городскими властями о выступлениях и в целом организовывать театральный процесс.
Первый крупный успех пришел к Мольеру 24 октября 1658 г., когда его труппа сыграла пьесу Пьера Корнеля «Никомед» в Лувре перед королем Луи XIV, а затем исполнила легкую комедию «Влюбленный доктор». Представление имело успех и обеспечило Мольеру высочайшее покровительство по крайней мере на 7 лет.
С этих пор Мольер напряженно работал, выдерживая конкуренцию с другими парижскими театрами, прежде всего, Бургундским отелем и театром Марэ. Большим успехом пользовались его ранние комедии-фарсы «Смешные жеманницы» и «Сганарель, или мнимый рогоносец».
Крупным поворотом, значимым для всего комедийного жанра, стали комедии,  написанные Мольером в начале 1660-х гг. «Школа мужей» и «Школа жен» (читать). Конкуренты не упускали случая критиковать эти непривычные постановки, в которых характеры персонажей прописывались реалистично и более глубоко, чем было принято в комедийном жанре, а сатирическая направленность комедий обличала недостатки общества. Скандал, возникший вокруг «Школы жен» драматург даже умело использовал, поставив в ответ пьесу, которая называлась «Критика “Школы жен”».
Не меньшей проблемой для Мольера были конфликты с духовенством и даже со светской властью. В 1664 году была поставлена первая версия его комедийной пьесы «Тартюф» (читать), в которой сатирически изобличались пороки духовенства. Пять лет ему пришлось бороться за эту пьесу с риском, что католическая церковь вовсе не позволит исполнять ее. В конце концов, пьеса вышла в новой редакции с измененным текстом и ставится в театрах по сей день. В честь 400-летия со дня рождения Мольера парижский театр «Комеди Франсез» и режиссер Иво ван Хове возвращают из небытия первую, запрещенную редакцию знаменитого мольеровского «Тартюфа». Премьера спектакля состоится в день рождения драматурга, 15 января. И спектакль, и церемония празднования будут транслироваться в кинотеатрах. В России также можно будет увидеть это важнее театральное событие в прямом эфире. Показ состоится 15 января в 22.30 в московском кинотеатре Каро Атриум. Показ пройдет на французском языке без субтитров.
Худшая судьба ждала пьесу «Дон Жуан, или Каменный пир», поставленную в 1665 г. После 15 представлений автор снял ее с репертуара, опасаясь очередного скандала. При жизни Мольера «Дон Жуан» больше так и не ставился.
Пьеса «Мизантроп» (читать), поставленная в 1666 г., стала одной из вершин творчества Мольера. Он сам исполнял в ней главную роль Альцеста – молодого человека, ищущего правды и изобличающего общественные пороки. Это серьезная и глубокая, настоящая высокая комедия, в которой трагические элементы зачастую вытесняют комические.
Борьба за «Тартюфф» истощила силы Мольера, и к концу 1660-х гг. он чувствовал себя значительно хуже, продолжая напряженно работать. Одна из известных поздних его комедий «Мещанин во дворянстве» 1670 г. была посвящена актуальной теме – движению буржуазии по социальной лестнице и попыткам ее представителей войти в высший свет. Последняя пьеса Мольера «Мнимый больной» (читать) была написана и поставлена в 1673 г. 17 февраля во время четвертого ее исполнения Мольер, игравший главную роль, почувствовал себя плохо и вскоре скончался.
Хотя сам Мольер считал, что его пьесы созданы специально для постановок, а не для чтения, по сей день его считают одним из величайших французских и мировых писателей.
Как не раз  случалось с гениальными молодыми авторами были и те, кто сомневался в авторстве Мольера. Первым, кто усомнился в авторстве мольеровских произведений, был французский поэт и писатель Пьер Луи: в 1919 году он заявил, что пьесы за Мольера писал другой прославленный драматург – Пьер Корнель, причем, возможно, даже в соавторстве со своим братом Тома, тоже драматургом. А сам Мольер был лишь ведущим актером собственной труппы. Сомнения Луи основывались на якобы стилистическом, лексическом и поэтическом сходстве пьес Корнеля и Мольера. Совсем недавно авторство Мольера было подтверждено, о чем можно прочитать в  статье Поставлена точка в споре об авторстве работ Мольера

Без комедий Мольера невозможно представить театр прошлого и современности. В течение нескольких веков с театральных сцен всего мира не сходят »Мещанинво дворянстве», »Мизантроп», »Тартюф», »Скупой» и многие другие его пьесы. Более подробно о жизни и творчестве Жана-Батиста Мольера можно узнать из книг, представленных ниже.

КНИГИ

1.Мольер, Ж.Б. Полное собрание сочинений в 4 Т. / Ж.Б.Мольер.- Москва: Искусство, 1966.- 532 с.
2. Мольер, Ж.Б. Комедии / Ж.Б.Мольер.- Москва: Правда, 1983.- 479с.
3. Мольер, Ж.Б. Мещанин во дворянстве: комедия / Ж.Б.Мольер.- Москва: Детская литература, 1982.- 94с.

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Булгаков, М.М. Жизнь господина де Мольера / М.М.Булгаков .- Москва: Молодая гвардия, 1980.- 175 с.
  2. Мультатули, В.М. Мольер. Биография / В.М.Мультатули.- Ленинград: Просвещение, 1970.- 125 с.
  3. Давыдова, М.А. Высокая комедия Мольера: [литературно-музыкальная композиция] / М.А.Давыдова //Читаем.Учимся.Играем.- 2011.- № 12.- С.30-37.
  4. Антипова, А. знакомство с художественным миром комедии Ж.Б.Мольера «Мещанин во дворянстве» /А.Антипова // Литература в школе.- 2013.- № 4.- С.25-29.

ЭКРАНИЗАЦИИ

1941 год. «Школа жён», режиссёр Макс Офюльс, в главных ролях – Луи Жуве, Мадлен Озере, Морис Кастель.
1965 год. «Дон Жуан», режиссёр Марсель Блюваль, в главных ролях – Мишель Пикколи, Клод Брассёр, Анук Ферьяк, Мишель Лёруае.
1973 год. «Скупой», телеспектакль, режиссёр Рене Люко, в главных ролях – Мишель Омон, Франсис Юстер, Изабель Аджани.
1973 год. «Школа жён», режиссёр Раймон Руло, в главных ролях – Изабель Аджани, Бернар Блие, Жерар Лартиго, Робер Рембо.
1979 год. «Скупой», режиссёр Жан Жиро и Луи де Фюнес, в главных ролях – Луи де Фюнес, Мишель Галабрю, Франк Давид, Анн Кодри.
1980 год. «Мнимый больной», режиссёр Леонид Нечаев, в главных ролях – Олег Ефремов, Наталья Гундарева, Анатолий Ромашин, Татьяна Васильева, Ролан Быков, Станислав Садальский, Александр Ширвиндт.
1989 год. «Тартюф», телеспектакль, режиссёр Анатолий Эфрос, в главных ролях – Станислав Любшин, Александр Калягин, Анастасия Вертинская.
1990 год. «Скупой», режиссёр Тонино Черви, в главных ролях – Альберто Сорди и др.
1992 год. «Тартюф», режиссёр Ян Фрид, в главных ролях – Михаил Боярский, Игорь Дмитриев, Ирина Муравьева, Анна Самохина, Игорь Скляр, Владислав Стржельчик, Лариса Удовиченко.
1997 год. «Дон Жуан», режиссёр. Жак Вебер, в главных ролях – Жак Вебер, Мишель Бужена, Эммануэль Беар, Пенелопа Крус.
2006 год. «Скупой», режиссёр Кристиан де Шалонь, в главных ролях – Мишель Серро, Сирил Тувнен, Луиза Моно, Жаки Беруаер.


This entry was posted in Библиотека рекомендует, Новости. Bookmark the permalink.

Comments are closed.

43 / 0,210 / 15.09mb