Джентльмен, бичующий пороки своего времени

Рекомендательный список литературы с библиографией, биографией и электронными ссылками к 200-летию Д.В.Григоровича

В последний день марта этого года  исполняется 200 лет со дня рождения Дмитрия Васильевича Григоровича (31.03.1822—22.12.1899), русского писателя, переводчика искусствоведа, современника Достоевского и Тургенева. Уроженец села Никольского-на-Черемшане Ставропольского уезда Симбирской губернии, Д.В. Григорович был одним из наиболее крупных представителей «натуральной школы» в русской литературе 40-50-х гг. XIX века. (репортаж из музея к 200 летию, смотреть)


Детство будущий писатель провел в усадьбе отца, симбирского помещика. Учился в частных немецком и французском пансионах в Москве , затем в инженерном училище и Академии художеств. Служил в Дирекции императорских театров. В 60—80-х был секретарем Общества поощрения художеств. В 40-х Н. А. Некрасов привлек Григоровича к участию в альманахах «Физиология Петербурга» (1845) и «Первое апреля» (1846), где были помещены очерк «Петербургские шарманщики» (читать) и рассказ «Штука полотна». В 1846 году Григорович написал повесть «Деревня», в которой поведал трагическую историю деревенской девушки-сироты, выданной барином за нелюбимого. В повести проявилась ориентация на принципы «физиологического очерка». Основное внимание Григорович уделяет не анализу чувств и мыслей героини, а изображению событий, внешности действующих лиц, деталям обстановки. Сильной стороной повести явилась резкая критика крепостничества, в условиях которого человеческая судьба и жизнь зависят от прихоти господина. «Деревня» (читать) была, по словам И. С. Тургенева, «по времени первая попытка сближения нашей литературы с народной жизнью».
Подлинную литературную славу Григоровичу принесла вторая его повесть «Антон Горемыка» (1847) (читать) Задавленный нуждой и произволом мужик, герой произведения, становится воплощением лучших качеств национального характера, самораскрытию которого мешает гнет крепостного права. Фигура всесильного управляющего рисуется в сатирических красках. Протест против бесчеловечных порядков звучит здесь еще сильнее, чем в «Деревне».  В «Антоне Горемыке» Григорович преодолел односторонность «физиологического очерка» и приблизился к роману. Повесть была единодушно одобрена писателями и критиками. М. Е. Салтыков-Щедрин, Л. Н. Толстой и др. указывали на воспитательное значение «Антона Горемыки».
Овладев «малыми формами», Григорович пробует силы в освоении масштабного произведения. Свое понимание России он выразил в романе «Проселочные дороги» (1852). Взяв за образец «Мертвые души» Гоголя, Григорович создал «роман без интриги», проникнутый отрицанием паразитического существования помещиков-«небокоптителей» и явной симпатией к представителям народа, которые являются лишь эпизодическими персонажами. Критика справедливо указывала на растянутость и подражательность «проселочных дорог».
Через год Григорович опубликовал новый роман «Рыбаки», целиком посвященный народу. В свободном от крепостной зависимости крестьянине писатель усматривал подлинные живые силы нации, залог ее будущего успешного развития. Однако он считал, что деревня может существовать, только соблюдая верность патриархальным устоям, «фабрика» развращает народ, разлучает его с землей. Вместе с тем Григорович понимал, что патриархальная крестьянская община не сможет устоять под натиском капитализма, и показал в «Рыбаках» первые признаки власти капиталистов в деревне. К достижениям Григоровича следует отнести и картины родной природы, долгое время помещавшиеся в качестве образцовых в школьных хрестоматиях.
В романе «Переселенцы» (читать) (1855) Григорович построил конфликт на взаимоотношениях помещиков с их «крещеной собственностью». Всем ходом повествования писатель убеждает, что непримиримость интересов рабов и господ достигла высшей степени. Супруги Белицыны по-своему даже заботятся о крестьянах, но, совершенно не зная их нужд и желаний, становятся невольными виновниками драмы мужицкого семейства. И тем не менее Григорович надеялся, что просвещенные помещики, вникающие в жизнь деревни, могут значительно улучшить ее.
В период обострения борьбы между сторонниками «чистого искусства» и нигилистами Григорович пытался сохранить нейтралитет и призывал Некрасова прекратить «перебранки с журналами». «По одной новости такого поступка, — писал он поэту, — был бы уже произведен сильный эффект в публике. Право, душу теснят статьи, исполненные ненависти, невольно обращающиеся во вред и автору и журналу». Выступая против попыток нигилистов «раскачать» Россию и взбунтовать крестьян, Григорович пишет повесть «Пахарь» (1856), где прославляет мощь и красоту народного духа, любуется терпением и выносливостью крестьянина.
Под воздействием А. В. Дружинина, не желавшего терять положение ведущего критика «Современника», Григорович напечатал повесть «Школа гостеприимства» (1855), представляющую собой обличение идейной позиции Чернышевского. Политические взгляды автора «Что делать?» оставались для него неприемлемыми.
Надеясь, что смена обстановки благотворно повлияет на него, Григорович принял приглашение Морского министерства совершить путешествие на военном корабле. О нем рассказал Григорович в серии очерков «Корабль “Ретвизан”» (читать) (1858). Возвратившись на родину, Григорович предпринял издание книги для народного чтения «Народная беседа» (1860, 10 выпусков).
На последствия отмены крепостного права Григорович откликнулся романом «Два генерала» (1864, не окончен), в котором хотел изобразить «два поколения: отживающих помещиков старого закала и новых, мечтающих о сближении с народом». Образы последних получились нежизненными, а в «нигилистах» Григорович не увидел ничего, кроме дешевой демагогии.
В середине 60-х Григорович надолго оставляет литературу и выступает в печати преимущественно как критик-искусствовед (искуствоведческая работа) Интерес к изобразительному искусству был у него давним и стойким: уже в 50-е Григорович стал известен как коллекционер и знаток скульптуры и живописи. С 1864 он занял предложенный ему пост секретаря Общества поощрения художников, где он проработал почти 20 лет, много сделав для улучшения художественного образования в стране. По инициативе Григоровича при Обществе поощрения художников был организован музей, который «может быть смело поставлен наряду с лучшими подобными же музеями Европы». Наблюдая за работой начинающих художников, Григорович одним из первых заметил и поддержал дарования Ф. А. Васильева и И. Е. Репина. Основной мотив искусствоведческих работ Григоровича — призыв к расширению общего образования художников, необходимость признания за прикладными видами искусства равных прав с живописью и скульптурой. Вновь к литературному творчеству Григорович возвратился только в 80-е. Его повесть «Гуттаперчевый мальчик» (читать), повествующая о несчастном жребии маленького акробата-сироты, была воспринята как «маленький шедевр». Хвалил ее и Тургенев. «Гуттаперчевый мальчик», переиздававшийся множество раз и в наше время, числится в классическом репертуаре детского чтения. По этой повести в 1915 и 1957 были поставлены одноименные фильмы.
В 1883году Григорович снова попробовал свои силы как переводчик. Его перевод повести П. Мериме «Этрусская ваза» до сих пор остается непревзойденным и включается во все издания сочинений французского писателя. Сатирическая повесть «Акробаты благотворительности» (1885), обнажавшая фальшь светского общества, имела успех у читателей. Ее название стало общеупотребительным выражением.
Основной труд последних лет жизни Григоровича «Литературные воспоминания» (1892—93), в которых освещена литературная жизнь 40—50-х. В них Григорович почти не касается политических взглядов писателей, но тем не менее в мемуарах воссозданы выразительные портреты Тургенева, Боткина, Дружинина, Л. Толстого и др. литераторов того времени.
До конца своих дней Григорович сохранил теплоту чувств, доброжелательность и интерес ко всему происходящему в литературе и жизни. Дмитрий Васильевич умер в Петербурге 22 декабря 1899.

КНИГИ

  1. Григорович, Д.В. Собрание сочинений в 3Т/Д.В. Григорович.-Москва:Художественная литература, 1988.-509с.
  2. Григорович, Д.В. Гуттаперчевый мальчик:повесть /Д.В. Григорович.-Москва: Детская литература, 1980.-32с.
  3. Григорович, Д.В. Литературные воспоминания /Д.В. Григорович.-Москва:Художественная литература, 1987.-335с.
  4. Григорович, Д.В. Повести и очерки/Д.В. Григорович.-Москва:Советская Россия, 1989.-208с.
  5. Григорович, Д.В. Избранное /Д.В. Григорович.-Ленинград: Лениздат, 1981.-752с.

БИБЛИОГРАФИЯ

Мещеряков, В.П. Д.В. Григорович – писатель и искусствовед / В.П Мещеряков.- Ленинград: Наука, 1985. – 169 с.

ЭКРАНИЗАЦИИ

Повесть «Гуттаперчевый мальчик» была дважды экранизирована в России в 1915(немой) и 1957 годах. В 1968 году вышла его мультипликационная версия.

This entry was posted in Библиотека рекомендует, Новости. Bookmark the permalink.

Comments are closed.

43 / 0,261 / 15.12mb